В конце декабря 2012 года был принят новый закон об образовании в нашей стране. Помимо многочисленных споров о стандартах обучения, он неожиданно вызвал шквал критики и обвинений в дискриминации. Проблема заключается в том, что в тексте нового закона речь идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и не упоминаются о детях-инвалидах. И хотя большинство наших соотечественников (как и авторы закона) уверены, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ — это одна и та же группа, такое мнение в корне неверно.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий
Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.
Справка. В нашей стране около 30% детей-инвалидов вынуждены обучаться на дому из-за отсутствия подходящих условий в общеобразовательных школах.
Понятия инвалид и лицо с ОВЗ предполагают наличие существенной патологии или заболевания, которое ограничивает возможности человека. При этом разница между людьми с ОВЗ и инвалидами заключается только в одном — наличии или отсутствии официально установленной группы инвалидности. По сути, инвалид — это не только медицинское понятие, но и юридическое. Таким образом, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с особенностями развития (ОВЗ) — инвалиды.
В сети можно встретить упоминание о еще одном отличии детей с ОВЗ и инвалидов — наличие умственной неполноценности при ОВЗ. Однако, такая точка зрения, хотя и имеет весомое подкрепление в виде статистики, абсолютно неверна. Конечно, по официальным данным 80% детей с ОВЗ имеют те или иные психические нарушения и чаще всего отстают в своем развитии. Но необходимо помнить, что в категорию ОВЗ попадают дети с нарушением речи, задержкой в развитии. Подобные отклонения сказываются на умственных способностях, но чаще всего поддаются коррекции. При этом такой диагноз — не основание для получения инвалидности.
Дети с ОВЗ
В целом, выделяют несколько типов нарушений, при наличии которых можно говорить об ограниченных возможностях здоровья. Общепринятой в нашей стране считается классификация Лапшина В.А. и Пузанова Б.П.
Группа | Нарушение | Подгруппы |
1 | Патологии слуха | Люди с нарушением слуха бывают:
|
2 | Патологии зрения | При патологии зрения дети с ОВЗ могут быть:
|
3 | Патологии речи |
|
4 | Нарушения интеллектуального развития |
|
5 | Нарушения опорно-двигательного аппарата | В основном, к этому типу относятся дети с ДЦП |
6 | Комплексные патологии психофизического развития | Комбинированные диагнозы (например, умственная отсталость вкупе с глухотой) |
Дети с ОВЗ, в том числе инвалиды, из-за состояния здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу без специальных условий. Чаще всего для получения дополнительного образования и обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ нужно вспомогательное оборудование и специальные программы.
Обязательные условия для их обучения:
- работа с детьми с ОВЗ и инвалидами начинается сразу же, как был поставлен диагноз;
- программа выстраивается с учетом патологии и основного заболевания;
- разрабатываются индивидуальные программы для ребенка-инвалида с ОВЗ;
- среда должна быть максимально адаптированной под его потребности и возможности;
- образовательное пространство не должно ограничиваться стенами класса, но и включать в себя общественные и культурные места.
Коррекционная работа с лицами ОВЗ и инвалидами — это совместный тяжелый труд педагогов, врачей, родителей. Для каждого вида нарушений существуют утвержденные программы обучения. Но их эффективность в первую очередь зависит от профессионализма педагога, его способности наладить контакт с детьми. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в ДОУ требуют особого внимания. В этом возрасте они больше всего нуждаются в поддержке взрослого. От грамотных действий педагога зависит дальнейшая мотивация к обучению, самооценка, общее развитие несовершеннолетнего.
Дети с инвалидностью
Как правило, родители не спешат с получением инвалидности для своего больного ребенка, считая, что подобный шаг поставит крест на его дальнейшей жизни. Однако, такое мнение ошибочно. Несмотря на то, что инвалиды относятся к ОВЗ, полученный статус дает ряд существенных преимуществ и льгот, на которые лица с ОВЗ не имеют прав.
Важно! Льготы, которые получает инвалид, утверждаются на федеральном и региональном уровне, поэтому их перечень может значительно отличаться по регионам.
Инвалидность дает право на социальную пенсию, а также ежемесячные денежные выплаты (около полутора тысяч). На федеральном уровне закреплено право инвалидов на бесплатный проезд, медикаменты, отдых в санаториях.
Кроме этого, в зависимости от основного заболевания ребенка можно получить:
- слуховой аппарат,
- трость, костыли, инвалидную коляску,
- специальную ортопедическую обувь.
Для несовершеннолетнего с серьезным нарушением зрения предоставляется обученная собака-поводырь. Ребенок-инвалид имеет привилегии при поступлении в ВУЗ. К сожалению, при дальнейшем трудоустройстве лица с ОВЗ и инвалиды не имеют каких-либо преимуществ. Несмотря на то, что на законодательном уровне подобная дискриминация запрещена, на практике только 1 из 10 людей с ОВЗ работает.
Родители ребенка-инвалида также получают преимущества:
- налоговые послабления,
- уход за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж,
- работающие родители защищены со стороны трудового законодательства (дополнительные выходные и отпускные, право на оплачиваемый отпуск в любое время),
- право на досрочную пенсию,
- льготы на услуги интернета и телефонной связи.
Однако получить инвалидность не так просто. В 2015 году Минтруда и соцзащиты выпустило приказ, который определяет категории и классификацию, используемую при проведении МСЭ. В результате этих изменений инвалидность теперь получить гораздо сложнее, количество отказов возросло. По новым требованиям, чтобы получить статус инвалида необходимо иметь нарушение здоровья не ниже 2 степени.
Но в первую очередь нужно, чтобы соблюдались три обязательных условия:
- наличие устойчивого нарушения, которое не позволяет организму функционировать правильно;
- имеющаяся патология/заболевание существенно ограничивает жизнь;
- есть потребность в социальной поддержке.
Порядок получения инвалидности такой же, как для взрослых и включает в себя следующие этапы:
Важно! В Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 прописан ряд заболеваний, при которых инвалидность устанавливается заочно, ребенок не должен лично проходить освидетельствование.
По итогам медико-социальной экспертизы принимается решение о присвоении инвалидности. При отказе родители в течение месяца имеют полное право потребовать повторной экспертизы. Если комиссия и второй раз принимает отрицательное решение, то можно подать иск в суд.
Также комиссия принимает решение, на какой срок дается инвалидность (год, два, пять или до совершеннолетия). После окончания этого срока необходимо будет повторно пройти всю процедуру, чтобы подтвердить инвалидность и группу. При определенных заболеваниях комиссия может дать инвалидность бессрочно. В первую очередь, это генетические патологии, ДЦП, тяжелые сенсорные нарушения (слепота, глухота).
В правовой и социальной сфере традиционно используется понятие «инвалид». Однако, в последнее время выражение «дети с ОВЗ» все чаще используется вместо него. И далеко не всегда это связано с незнанием терминологии. Понятие «ограниченные возможности здоровья» делает акцент на индивидуальных особенностях человека, в то время как термин «инвалид» предполагает существование некой нормы, которой он не соответствует. Но само понятие «нормы» весьма относительно и специалисты в последние годы его используют крайне осторожно. Так же эта подмена понятий связана с желанием выразиться максимально корректно, не задевая чувств ребенка. Все-таки слово «инвалид» в нашем обществе имеет некую негативную окраску.
С точки зрения психологов, употребление термина «ограниченные возможности здоровья» менее пагубно влияет на ребенка, чем термин «инвалид». Если первый — это нераскрытый потенциал, то второй — окончательный диагноз. ВОЗ согласна с такой точкой зрения и призывает не наклеивать ребенку ярлык инвалида, а работать с конкретным нарушением и его последствиями.
Нельзя сказать, что именно Закон об образовании породил этот многолетний спор, но именно он указал на назревшую необходимость в разграничении этих понятий на законодательном уровне. Изменения в социальной политике государства, курс на создание доступной среды и формирование толерантного общества рано или поздно должны привести к принятию положения о детях с ОВЗ и инвалидах. Вопрос о тождественности и разнице этих понятий должен решаться именно на законодательном уровне. Это положение не только положит конец бессмысленным дискуссиям, но и решит многочисленные накопившиеся проблемы и сделает жизнь детей чуть проще.
Видео
131