Фонопедические упражнения при дисфонии

Упражнения по коррекции дисфонии

Тяжелые формы дисфонии, устранить которые невозможно только медицинским лечением, серьезно усложняют жизнь больного, особенно, если речь идет о ребенке. Комфортное общение со взрослыми и сверстниками является залогом нормального психо-эмоционального развития. Наибольшую эффективность показывается коррекция дисфонии на занятиях у логопеда. Упражнения подбираются исходя из причин нарушения, его степени, возраста пациента.

Принципы коррекционной работы при дисфонии

Логопедические упражнения при дисфонии основываются на определенных принципах. Их четкое соблюдение позволяет построить процесс коррекции максимально эффективно. Вот основы коррекционной работы:

  1. Комплексный подход и тесное сотрудничество с другими специалистами.
  2. Последовательность и систематичность коррекции.
  3. Сохранение нормально функционирующих механизмов голосового аппарата.
  4. Методичность коррекционных заданий.
  5. Терпеливость и доброжелательность.

Коррекционная работа при дисфонии начинается после обследования с отоларингологом, а при необходимости – и другими врачами. Дополнительно учитываются индивидуальные особенности голоса. Некоторые люди просто не способны взять какие-то тональности. Заставляя больного усиливать звучание нужно учитывать это, чтобы не сорвать голоса и не потерять то звучание, которое сохранилось до момента коррекции.

Важно! Упражнения подбираются от простых к сложным и переход к следующему начинается не раньше, чем пациент усвоил предыдущее.

Коррекционная работа при дисфонии

Этапы коррекционной работы при дисфонии

Всю логопедическую работу при дисфонии разделяют на 4 этапа. Они позволяют корректировать дефект не просто постепенно, а последовательно. Описание каждого этапа представлено ниже в таблице.

Этапы Фонопедическая работа
Рациональная психотерапия
  • Изучение личности и сбор анамнеза заболевания
  • Выявление причин дисфонии и подбор методов устранения нарушения
  • Создание лечебного режима
Подготовительный этап
  • Подготовка функционального базиса голосового аппарата
  • Обучение правильной гигиене голоса
Тренировка слухового восприятия
  • Обучение способности различать голосовые дефекты
  • Развитие слухового восприятия
Постановочный этап
  • Непосредственно постановка правильного звучания голоса

В среднем длительность коррекционной работы при дисфонии составляет около полугода. После ее завершения больной еще некоторое время сопровождается путем наблюдения. Чтобы сравнить динамику изменений проводятся дополнительные обследования: ларингоскопическое и аудиологическое. Если их результаты удовлетворительны, коррекцию можно прекращать.

Ларингоскопическое исследование гортани

Фонопедические упражнения при дисфонии

Направления коррекционной работы при дисфонии и афонии включают развитие пяти отдельных сторон голосового звучания:

  1. Стимуляция мышц небной занавески.
  2. Развитие тембра.
  3. Развитие устойчивости тональности.
  4. Развитие диапазона.
  5. Коррекция интонации и выразительности голоса.

Каждое из представленных направлений имеет собственные упражнения для коррекции дисфонии.

Упражнения для стимуляции мышц

Поскольку в создании голосового звучания участвуют практически все мышцы голосового аппарата, работу необходимо проводить с каждой из них по отдельности. Примеры упражнений представлены в таблице.

Цель коррекции Упражнения
Стимуляция небной занавески
  • Пальцевый массаж от верхних резцов до маленького язычка.
  • Пальцевый массаж твердого и мягкого неба поперечного движения.
  • Толчки по мягкому небу с произношением короткого звука А.
Гимнастика мягкого неба
  • Выпивание воды маленькими глотками
  • Искусственное покашливание и зевание
  • Выполнение движений, имитирующих полоскание ротовой полости
Релаксация голосовых складок
  • Поворачивание головы в стороны с произношением ряда гласных звуков
Гимнастика нижней челюсти
  • Выполнение упражнений, имитирующих жевание

Важно! Упражнения для стимуляции мышц проводятся в полном объеме на каждом занятии, а вся последующая работа ведется постепенно. Переход к новому виду упражнений начинается после освоения предыдущего.

Упражнения для стимуляции мышц при дислалии

Упражнения для коррекции тембра голоса

Коррекция афонии и дисфонии была бы невозможна без работы над развитием тембра. Именно благодаря ему создается яркое звучание голоса. Упражнения позволяют также повысить выносливость голосового аппарата. Вот основные из них:

  1. Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Больному необходимо сделать носовой вдох и при этом немного прогнуться назад. На выдох делается медленный наклон вперед. Одновременно с дыхательной гимнастикой произносится гласный звук А.
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса
  2. Исходная поза – стоя (или стоя на коленях) с руками на груди. Больному предлагается делать наклоны вперед и на выдохе произносить поочередно несколько гласных звуков. Продолжительность однократного выполнения должна составить примерно 10 секунд.
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса
  3. Исходная поза – стоя, руки опущены. Пациенту необходимо нараспев произнести определенные фразы, содержащие в себе много гласных звуков с широко раскрытым ртом.
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса

Когда работа с тембром завершена, начинается коррекция устойчивости и длительности звучания.

Упражнения на развитие устойчивости

Все задания в этом блоке выполняются стоя:

  1. Больному дисфонией необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко опускаются вниз с коротким звуком «О».
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса
  2. Суть второго упражнения схожа с первым, но руки разводятся в стороны с протяжным А, а затем резко собираются вперед с коротким А.
    Больному дисфонией необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко опускаются вниз с коротким звуком «О».
  3. Руки разводятся в стороны и покачиваются по типу крыльев самолета, одновременно с этим произносится протяжный В. Завершается упражнение тем, что руки опускаются, а больной резко приседает с коротким звуком В.
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса

Таким образом, достигается умение долго произносить звуки не меняя тембр и тональность.

Упражнения на коррекцию силы звучания

Эти упражнения для коррекции дисфонии предполагают обучение самостоятельно изменять громкость звучания:

  1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале пациент тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.
    Дыхательная гимнастика для тембра голоса
  2. Больному предлагается ходить по кругу или на месте под звуки барабана, сопровождая их топотом: громким, если удары звучные и простым шагом, если они тихие. При этом голос дублирует действия произнесением словосочетания «топ-топ».
    Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале пациент тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.
  3. Пациенту предлагается сосчитать до 10, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

В результате человек с дисфонией должен научиться не просто менять силу звучания, а делать это без крикливости и других резких звуков.

Упражнения на коррекцию диапазона

Здесь хорошо себя зарекомендовало простое упражнение на коррекцию дисфонии, которое называется «Самолет». Пациенту предлагается изобразить взлет и посадку. Сначала низким голосом и с опущенными руками произносится протяжный звук У, затем руки поднимаются в стороны и звучание становится более высоким, а при изображении посадки – снова низким. Таким образом появляется мелодика тона и изменяется высотная модуляция.

Упражнения на коррекцию выразительности

На развитие этой стороны речи оказывают хорошее влияние упражнения, сопровождающиеся яркой мимикой или движениям. Больному дисфонией необходимо изображать различные эмоциональные состояния: радость, усталость, болезненность и так далее.

Коррекция дисфонии и упражнения для развития голосовых навыков не отличаются особенной сложностью. Под наблюдением специалиста они дают хороший результат, возвращая нормальное звучание не только при этом нарушении, но и при афонии. Работа должна быть аккуратной и постепенной, а в остальном прогноз довольно положительный.

Видео

102