Артикуляционно-фонематическая дислалия

Артикуляционно фонематическая дислалия

Артикуляционно-фонематическая дислалия – сложное логопедическое нарушение, относящееся к группе функциональных. Сложность его коррекции связана с неправильным усвоением или применением артикуляционных поз, а они, в свою очередь, и являются основой правильного звукопроизношения. Начинать работу по устранению такого дефекта необходимо как можно раньше, иначе оно потянет за собой ряд с проблем с чтением и письмом.

Особенности артикуляционно-фонематической дислалии

Артикуляторная дислалия, как иногда называют это логопедическое нарушение, во многом похожа на другие виды функциональной дислалии. У них схожие причины и даже коррекционные методы, но имеются и важные отличия. Они представлены ниже в таблице.

Вид нарушения
Проявляемый дефект
Артикуляторно-фонематическая дислалия
Операции отбора фонема не сформированы по артикуляторным признакам.
Артикуляторно-фонетическая дислалия
Артикуляционные позиции сформированы неправильно, в результате чего произносимый звук может быть не узнаваем другим человеком или похожим на стандартный фонем, но измененный.
Акустико-фонематическая дислалия
Операции отбора фонем сформированы избирательно из-за плохого развития фонематического слуха.

Если говорить простыми словами, артикуляционная дислалия приводит к тому, что ребенок точно слышит и понимает, какой звук произносит взрослый, но по определенной причине произносит его неправильно. Это может быть как максимально похожее воспроизведение, так и принципиально другое с точки зрения постановки артикуляционной позы. В других формах нарушения фонем или не различается со сходными или искажается таким образом, что появляется принципиально новый, неузнаваемый другими людьми.

Важно! Направления логопедической работы при артикуляционно-фонетической дислалии практически не отличаются друг от друга, разве что артикуляции уделяют несколько больше внимания, чем развитию слуха.

Логопедическая работа при артикуляционно фонетической дислалии

Причины артикуляционно-фонематической дислалии

Фонематическая дислалия может появиться из-за разных причин, в числе которых как социальные факторы, так и биологические предпосылки, хотя первая группа проявляется чаще. Логопеды среди самых распространенных проблем, способных привести к возникновению дефекта, выделяют:

  1. Неправильно речевое воспитание. Родитель может игнорировать ошибки, производимые ребенком во время разговора, и закрепляется дефектное произношение.
  2. Нарушения общего физического развития, в результате которого появляется нейродинамический дефицит. В данном случае он выражается в неспособности речевого, слухового и двигательного анализаторов правильно обрабатывать и передавать информацию
  3. Задержка психо-речевого развития. Ребенок успевает овладеть небольшим количеством простых артикуляционных поз и для произношения пользуется только ими.

Кроме этих, широко распространенных причин, нарушение фонематического восприятия при дислалии может быть вызвано билингвистическим воспитанием, педагогической запущенностью и даже частыми болезнями на первом году жизни.

Важно! Артикуляционно-фонематическая дислалия – одно из немногих логопедических нарушений, справиться с которым ребенок может самостоятельно, если создать ему хорошие условия развития речи.

Нарушение фонематического восприятия при дислалии

Классификация артикуляционно-фонематической дислалии

Логопеды разделяют артикуляционно-фонематическую дислалию на два основных вида: субституцию и смешение. Их отличия представлены в таблице.

Тип нарушения
Причина возникновения
Проявления
Субституция
Артикуляционная база сформирована не до конца, многие сложные позиции отсутствуют полностью.
Во время произношения фонема, ребенок заменяет нужную артикуляционную позу на более легкую из имеющейся в его базе. Из-за этого произносимый звук искажается.
Смешение
Артикуляционная база сформирована в полном объеме, но выбрать правильную ребенок оказывается не в состоянии.
Из-за ошибочного решения о постановке речевых органов в ту или иную позицию, звуки произносятся неправильно.

Важно! Ключевое различие между субституцией и смешением состоит в том, что в первом случае ребенок не способен произнести правильный фонем, а во втором он может сделать это как правильно, так и с ошибкой в разные период времени.

Если фонематическое восприятие при дислалии нарушено по типу субституции, обойтись без логопедической помощи малыш не может. Для наполнения артикуляционной базы отсутствующими позами и внедрения их в свою речь, ему необходима коррекционная работа. При смешении родитель может самостоятельно помочь ребенку справиться с проблемой, если уделит больше внимания речевому воспитанию.

Коррекционная работа родителей при артикуляционно фонетической дислалии

Кроме предложенной классификации, артикуляционно-фонематическая и артикуляционно-фонетическая дислалия могут быть разделены по классу нарушенных звуков. В этом случае выделяют:

  • Ротацизм, то есть неправильное произношение мягкого и твердого Р.
  • Сигматизм, вызывающий проблемы со всеми шипящими и свистящими.
  • Ламбдацизм, проявляющийся дефектным произношением Л.
  • Йотацизм, при котором страдает звук Й.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм, с дефектным произношением фонемов К, Г и Х соответственно. Их объединяют в одну группу, поскольку обычно нарушение проявляется одновременно в отношении всех перечисленных звуков.

Чаще всего артикуляционно-фонематическая дислалия оказывается сложной, а значит ребенок имеет проблемы с произношением сразу нескольких фонемов, находящихся в разных группах. Исправлять такой дефект приходится последовательно.

Лечение и коррекция фонематических нарушений

Строение артикуляционного аппарата при дислалии этого типа не изменяется, поэтому для устранения нарушения оказывается достаточно логопедической работы. Поскольку артикуляционно-фонематическая дислалия и фонематическое недоразвитие речи имеют схожие черты, структура коррекционной работы у них практически одинакова. Схематически она представлена ниже.

Схема коррекционной работы при артикуляционно фонетической дислалии

Порядок логопедической работы неизменен для каждого нового звука.

Формирование артикуляционных навыков

На этом этапе ребенка обучают управлять своими периферическими речевыми органами. Чаще всего для этого используют дыхательную и артикуляционную гимнастику. Они позволяют малышу почувствовать язык, губы, научиться управлять мышцами. Без такой основы сформировать отсутствующие артикуляционные базы оказывается невозможно. В некоторых случаях, когда нарушен мышечный тонус или присутствуют другие проблемы неврологического характера, к работе присоединяют логопедический массаж.

Важно! Артикуляционная гимнастика при дислалии такого вида оказывается самым важным этапом в коррекционной работе.

Постановка звука

Работа ведется от фонема к фонему, с соблюдением определенной очередности. Сначала устраняются дефекты свистящих и шипящих звуков, затем сонорных. Если проблемы имеются в произношении парных глухих/звонких, коррекцию начинают с первых, постепенно добавляя их озвучание. Звукопостановка проводится в соответствии с возрастом. Если у ребенка 4-5 лет отсутствуют только сонорные Л и Р, логопед может рекомендовать самостоятельные занятия, поскольку они могут появиться к 6-ти годам без вмешательства специалистов.

Автоматизация

Основная задача этого этапа – закрепить произношение скорректированных фонемов. Для этого ребенку предлагаются упражнения с многократным повторением звука: сначала в слогах, затем в разных частях слова и, наконец, в предложениях. Хорошую результативность показывают привычные всем скороговорки и простые детские стишки, хотя логопед дает и другие задания, чтобы разнообразить занятия.

Скороговорки для коррекции дислалии

Дифференциация

На этом этапе лечения артикуляционно-фонематической дислалии, ребенку предлагается научиться различать схожие фонемы на слух, чтобы научиться выбирать правильную артикуляционную позу в разных ситуациях. Очень важно успешное прохождение этой стадии коррекции, если одновременно страдают парные звуки.

Профилактика артикуляционно-фонематической дислалии

В качестве профилактических мероприятий любого вида функциональной дислалии считаются внимательное речевое воспитание, регулярное чтение книг, своевременное обращение к логопедам за консультацией. Не лишней станет пальчиковая гимнастика, проводить которую можно уже на первом году жизни малыша.

Если же артикуляционно-фонематическая дислалия дала о себе знать, прогноз устранения дефекта довольно позитивный. Большинство детей справляется с проблемами за год занятий со специалистом.

Видео

117