Содержание
Алалия, дислалия, дизартрия и ринолалия – с этим логопедическими диагнозами знакомится все большее число людей. Они имеют схожие проявления, но требуют разной коррекционной работы. Самой часто встречающейся на сегодняшний день является дислалия, но она же в большинстве случаев проще всего устраняется. Термин «дислалия» ввел еще в 19 веке известный европейский врач Йозеф Франк, но тогда он применялся к любым проблемам произношения. Сегодня ситуация изменилась. Общие характеристики болезни и ее отличительные особенности представлены здесь.
Понятие дислалии и ее характеристика
Дислалия – это речевое нарушение, которое возникает у людей с нормальным слухом и в отсутствии неврологических проблем. Чаще всего встречается у детей и обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но некоторые виды характерны и для взрослых. Правда если у детей с возрастом дислалия стирается, то у старшего поколения она постепенно усугубляется, поскольку стареет и деформируется речевой аппарат.
Дислалии в МКБ-10 соответствует код F80, а значит и относиться к ней следует как к болезни. Говоря об общей ее характеристике, следует отметить, что она может встречаться в разных формах. В первую очередь к дислалии относятся дефектное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Несколько реже проявляются проблемы в звукопроизношении заднеязычной группы фонемов, а именно, мягких и твердых Г и К. Самой редко встречающейся можно считать дефект проговаривания звука Й.
Дислалия – нарушение речи, основанное не только на ошибочном произношении звуков, но и неправильном их восприятии. Собственно говоря, именно второе часто становится причиной первого, хотя эта взаимосвязь сложна и многостороння.
Важно! До момента смены молочных зубов есть шанс устранить дислалию без привлечения логопеда, если нет других объективным причин, препятствующих нормальному развитию речи.
Причины дислалии
Описываемая характеристика дислалии у детей была бы не полной, без указания конкретных причин, способствующих развитию болезни. Они же различаются для разных видов болезни. Принято выделять 3 основные группы причин. Они представлены в таблице ниже.
Группа | Конкретные причины | Какому виду соответствуют |
Органические |
|
Механическая дислалия |
Социально-психологические |
|
Функциональная |
Биологические |
|
Функциональная |
Важно! Особенности дислалии и способы ее устранения обусловлены причинами возникновения болезни.
Классификация и характеристика видов
Общая характеристика болезни предполагает ее разделение на 2 основные группы, которые уже упоминались ранее: механическую и функциональную. Первая обусловлена органическими причинами, мешающими постановке органов речи в правильные артикуляционные позы. Вторая связана с нарушениями в работе речедвигательного или речеслухового анализатора, а иногда сочетает в себе и те, и другие.
Кроме того, функциональная дислалия сама по себе разделяется на несколько видов. Примерная классификация представлена на схеме.
Характеристика акустико-фонематической дислалии
Этиология дислалии этого типа предполагает, что у ребенка в полной мере сохранен слух, но при этом серьезно страдает сенсорное восприятие. Это означает, что операции по узнаванию фонемов и их воспроизведению оказываются несформированными. Один звук заменяется другим, схожим по своему строению. Например, глухой произносится вместо звонкого, свистящий вместо шипящего и так далее.
Характеристика артикуляторно-фонематического нарушения
Структура дислалии этого типа предполагает одновременное фонематическое нарушение речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Это значит, при нормально развитом фонематическом слухе на этапе отбора звука происходит их замена или смешение. Основная задача логопеда в этом случае – сформировать операции отбора правильных фонемов и научить применять их.
Характеристика артикуляторно-фонетического нарушения
Фонетическая дислалия обусловлена неправильно сформированными артикуляционными позами. В результате звук не просто заменяется, а искажается до такого состояния, что становится неузнаваемым для окружающих.
Важно! Этот вид нарушения всегда должен устраняться с логопедической помощью. Самостоятельно исправить закрепленный дефект ребенок не может.
Характеристика моторного и сенсорного нарушения
Эти виды напрямую связаны с речеслуховой или речедвигательной недостаточностью. Вариантов проблем с психофизиологическими механизмы может быть три:
- Органы артикуляции просто не готовы совершать сложные движения, ребенок не может ставить их в требуемые позы, что приводит к моторному дефекту.
- У слабо развит речевой слух, что приводит к сенсорному дефекту.
- Включает в себя первую и вторую проблему одновременно, из-за чего появляется сенсомоторный дефект.
Занятие с ребенком с дислалией этих видов отличается принципиально. Если в первом случае для логопеда оказывается важным научить пользоваться своим артикуляционным аппаратом, то во втором – большая часть работы направлена на развитие слухового восприятия.
Виды и характеристика нарушения по сложности дефекта
Мономорфная или простая дислалия встречается не очень часто. О ней можно говорить, если ребенок неправильно произносит всего один фонем или несколько, но находящихся в одной группе. Полиморфная или сложная дислалия означает характеризуется дефектным произношением нескольких звуков, находящихся в разных группах. Именно этот вариант болезни встречается у дошкольников в большинстве случаев.
Способы диагностики
Собственно определение дислалии и выявление ее причин является первой стадией логопедической работы. Диагностика предполагает использование специальной логопедической схемы. Она представлена ниже.
Сбор анамнеза
Логопед проводит детальный опрос родителей, в ходе которого выясняет детали его развития в дородовом и послеродовом периоде. В частности, уточняется:
- Какая по счету была беременность и как она протекала. Были ли осложнения во время вынашивания, родов или в первый месяц после рождения.
- Как проходило психомоторное развитие.
- Нормально ли функционируют органы слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- Какие болезни присутствуют в медицинской истории.
Затем проводится осмотр органов периферического речевого аппарат и выявляются недостатки, которые могли бы привести к нарушениям речи. По итогам составляется первичная характеристика.
Оценка моторики
Проводится обследование, позволяющее понять, может ли ребенок делать четкие и осознанные движения губами, языком и другими органами. Проверяется не только подвижность, но и тонус мышц, способность удерживать артикуляционную позу, быстрота смены позиции и другие факторы. В большинстве случаев звукопроизношение при дислалии дошкольников страдает именно из-за недостатков артикуляторного аппарата.
Важно! В некоторых случаях недостатки органов настолько серьезны, что устранить нарушение без медицинского вмешательства оказывается невозможно.
Диагностика произношения
Выявление дефектов при произношении разных фонемов проводится с помощью дидактических материалов. Логопед беседует с ребенком и в ходе этого определяет какой звук требует исправления или постановки. Обычно этого бывает достаточно, чтобы понять механизмы дислалии в конкретном случае и определить направления дальнейшей работы.
Проверка фонематического слуха
На этом этапе логопед просит повторить за ним некоторые слова или предложения, содержащие в себе искомый фонем и максимально похожий на него. В результате становится очевидно, кроется ли проблема дефектного звукопроизношения в неправильной артикуляции и привычке или ребенок просто не способен различать звуки.
Какие делаются обследования
Часто характеристика ребенка с дислалией остается неполной, если в ее написании участвовал только логопед. В этом случае к взаимодействию приглашаются другие специалисты: стоматолог, невролог, ортодонт, психолог. В ходе дифференциальной диагностики могут также назначит психолого-медико-педагогическую комиссию, если есть сомнения в установлении диагноза.
Способы лечения и коррекции
Дислалия у детей дошкольного возраста устраняется разными методами. Они зависят от причин, которые привели к возникновению болезни. Основные используемые методики при дислалии указаны в таблице ниже.
Вид | Способы коррекции |
Механическая |
|
Функциональная |
|
Этапы работы при дислалии
Логопедическая работа при большинстве нарушений имеет схожую структуру. Она проводится в 4 этапа, каждому из которых присущи собственные цели и задачи. Схематически они представлены ниже.
Важно! Непосредственно постановка звуков при дислалии осуществляется только после полноценной подготовки речевого аппарата.
Какие специалисты лечат
Характеристика нарушения позволяет понять, что это заболевание часто носит сложный характер, а потому для устранения дефектов могут привлекаться другие специалисты. Преимущественно, медицинские, но иногда требуется также психолого-педагогическая помощь.
Собственно лечебное воздействие чаще всего оказывает стоматолог или хирург-ортодонт, а также физиотерапевт. Невролог и ЛОР приглашаются в качестве консультантов, чтобы подтвердить, что возникновение дефекта не обусловлено серьезными нарушениями в работе мозга, а также тяжелыми болезнями слуха. Они же могут внести дополнения в характеристику.
Что касается психолого-педагогической помощи, то ее оказывают логопед и дефектолог, причем уже после того, как завершено медицинское вмешательство. Если помощь посторонних специалистов не требуется, логопед выстраивает коррекционный план самостоятельно, учитывая результаты диагностики, возраст ребенка, глубину нарушения.
Профилактика заболевания
Развитие дислалии начинается задолго до того, как малыш поступает на обучение в детский сад. В качестве профилактических мероприятий необходимо придерживаться правильного речевого воспитания, следить за постановкой каждого нового звука в речи, вовремя обращаться за консультацией к специалистам. Также необходимо внимательно относиться к здоровью будущей матери и уже родившегося малыша. Ослабленный иммунитет вполне может стать одной из причин, приводящих к развитию болезни.
Особенности детей с дислалией, характеристика нарушения позволяют понять, что коррекционная работа оказывается очень эффективной в борьбе с дефектом. В течение нескольких месяцев с начала лечения речь приобретает нормальное звучание, а вместе с ней улучшаются другие психические процессы.
Видео
110