Логопедическая работа при дислалии

Логопедическая работа при дислалии

Логопедическая работа при дислалии – основа всей коррекции. Именно логопед определяет степень развития нарушения, его причины и продумывает программу по исправлению дефекта. В зависимости от возраста ребенка, проявлений болезни и других факторов подбираются конкретные приемы и методики, способствующие максимально быстрому речевому развитию.

Основные принципы работы специалиста

Дислалия в логопедии – это нарушение правильного звукопроизношения, обусловленное не физическими проблемами со слухом или нарушением иннервации, а другими проблемами. Они могут быть связаны с неумением узнавать звуки в речи, плохим акустическим восприятием, отсутствием слухового контроля за собственным произношением и другими недостатками.

Задача логопеда – не только выявить проблему, но и найти самый экономичный и эффективный способ устранить ее последствия. И в этом кроется ключевой принцип работы специалиста. Среди других положений, на которые необходимо опираться, подготавливая логопедические занятия по дислалии, можно выделить:

  1. Учет всех факторов, оказавших влияние на возникновение нарушения. Для этого проводится полное диагностическое обследование, выявляющее как социально—психологические, так и биологические факторы.
  2. Необходимость системного подхода к устранению дефекта. В нем всегда есть ведущее нарушение, вызванное некими первичными причинами, и дополнительные, то есть образовавшиеся уже как следствие ведущего. Задача логопеда: распознать то самое ключевое нарушение и скорректировать его.
  3. Учет возрастных и психических особенностей ребенка, его зоны ближайшего развития.
  4. Соблюдение онтогенетического принципа. Это значит, что при коррекции дислалии, логопед устраняет дефект последовательно, учитывая в каком порядке должны были появиться фонемы естественным путем.

Важно! Специалист не только определяет для себя характер речевого нарушения и пути его устранения, но и знакомит с ними родителей, педагогов, чтобы создать возможность всестороннего исправления дефекта.

Участие родителей в логопедической коррекционной работе

Методика логопедического воздействия при дислалии

Работа логопеда с дислалией проводится с использованием множества методов и методик. Одни из них показывают максимальную эффективность при функциональных нарушениях, другие – лучше подходят при механических проблемах. Схема с основными методами и методиками представлена ниже.

Схема логопедической работы при дислалии

Важно! Выбор и использование конкретной методики зависит от характера нарушения и этапа коррекции.

Практические методики логопедического воздействия

Эта методика логопедической работы при дислалии является основной в любом возрасте, но если для дошкольника основой выставляется игровая деятельность, то школьники преимущественно осваивают упражнения и моделирование. Основные отличия практических способов работы представлены в таблице ниже.

Способ воздействия В чем суть работы Когда используется
Упражнение Многократное повторение ребенком заданий, предложенных логопедом. Максимальную эффективность показывают при устранении артикуляционных и голосовых нарушений
Игра Использование в работе классической игровой деятельности, соответствующей возрасту малыша. Эффективны для коррекции звукопроизношения и для снятия психического напряжения.
Моделирование Процесс создания и последующего использования наглядных моделей. Используется на этапе формирования звукового анализа и синтеза.


Наглядные методики логопедического воздействия

Эти способы напрямую зависят от того, какие логопедические технологии при дислалии использует специалист. В зависимости от возраста могут применяться простые учебные пособия или просмотр диафильмов, фильмов, прослушивание аудиозаписей, изучение макетов, рисунков и так далее.

Безусловным преимуществом наглядных методов можно назвать:

  1. Легкое усвоение материала.
  2. Задействование сенсорных сторон развития речи.
  3. Расширение общих представлений ребенка.
  4. Развитие познавательной деятельности.

Что касается недостатков, то главный из них заключается в том, что отвлечь малыша от интересного задания с использованием технических средств может быть трудно.

Важно! Использование технических средств не рекомендуется с детьми дошкольного возраста в силу их психических особенностей.

Не рекомендуется использование технических средств с дошкольниками

Словесные методики логопедического воздействия

Организация логопедической работы с детьми с дислалией невозможна, без использования словесных методик. Чаще всего используется чтение, рассказа, беседа, но с возрастом появляется гораздо больше способов воздействия.

Каждый из методов воздействует на разные стороны развития речи. Например, рассказ помогает развивать мыслительные процессы и воображение. Беседа способствует познавательному развитию. Чтение является самым часто используемым для развития слухового внимания.

Материал для словесных методик подбирается не только с учетом возраста, но и ориентируясь на то, какой дефект устраняется в данный момент. Если основная задача – автоматизация и дифференциация шипящих звуков, то в тексте встречается большое количество слов, содержащих именно эти фонемы.

Этапы логопедической работы при дислалии

Организация логопедического воздействия при дислалии предполагает последовательное прохождение нескольких этапов, на каждом из которых ставятся собственные цели и задачи. Их отличия представлены в таблице.

Этап работы Основные задачи Направления работы
Подготовительный этап логопедического воздействия при дислалии
  • Установка контакта с ребенком и адаптация его к логопедическому кабинету.
  • Знакомство с используемыми на занятии методами и обучение следованию инструкций специалиста.
  • Развитие ключевых процессов психики.
  • Формирование артикуляционных навыков
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Изучение артикуляционных движений и позиций.
  • Развитие речевого дыхания
Этап формирования начальных умений произношения
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Постановка звукопроизношения
  • Развитие артикуляционных навыков.
  • Постановка фонема.
  • Автоматизация.
  • Дифференциация фонемов
Этап развития коммуникации
  • Формирование умений использования правильных звуков во время общения
  • Закрепление навыков произношения фонемов.
  • Работа с нарушениями чтения и письма (с 6-7 лет)

Важно! Соблюдение этой последовательности в коррекционной работе является залогом быстрого устранения дефекта и ее изменение запрещается.

Особенности логопедической работы при дислалии

Требования к логопедической работе

Особенности логопедической работы при дислалии требуют соблюдения определенных правил. Они предъявляются как к самому специалисту, так и к его программе и оснащению кабинета. Среди наиболее важных требований можно выделить:

  1. Регулярность занятий. Еженедельно проводится не менее двух индивидуальных уроков. Если нарушение ярко выражено и плохо поддается коррекции, число занятий увеличивают до 3-х индивидуальных и одного группового.
  2. Спланированность. Для логопедической работы составляется четкий индивидуальный план, содержащий в себе тему, задачи, конкретные методы и методики.
  3. Методическое разнообразие. Необходимо обеспечивать разнообразие мероприятий во время уроков, а значит на одном занятии применяются все 3 метода работы (наглядный, практический, словесный), но в разных сочетаниях.
  4. Привлечение помощников. При необходимости, кроме логопедической работы при дислалии проводятся и другие мероприятия, приглашаются специалисты других областей (медицины, дефектологии, психологии).

Такой комплексный подход обеспечивает максимально быстрый результат. Получив на руки заключение логопеда о дислалии, не следует отчаиваться. Это нарушение распространено во всем мире гораздо шире, чем большинство других логопедических проблем, но оно очень хорошо поддается коррекции, особенно при своевременном обращении к специалисту. В большинстве случаев достаточно одного учебного года, чтобы сгладить большую часть недостатков.

Видео

119