Обследование и диагностика дислалии

Обследование и диагностика дислалии

Логопедическое обследование детей с дислалией, диагностика ее причин, глубины нарушения и других особенностей – является основой успешной коррекционной работы. При этом используется несколько методов и методик, позволяющих не только определить диагноз, но и решить, в какой помощи нуждается обследуемый, есть ли необходимость привлечения медицинских специалистов. Большую роль на этом этапе имеет тщательный сбор анамнеза, установление контакта с пациентом и его родителями, выявление не только явных, но и скрытых речевых дефектов. Одной встречи для получения информации может быть недостаточно.

Общие принципы диагностики

Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии, как самых распространенных логопедических нарушений, строится по одному образцу. Она не всегда является исключительной, но может дать первое общее представление о наличии того или иного нарушения, чтобы далее продолжить изучение проблемы и начать коррекционную работу. Основные этапы и содержание логопедического обследования при дислалии и дизартрии представлены ниже в таблице.

Этапы
Что делает логопед
Сбор анамнеза
  • Получение сведений о ходе беременности и родов.
  • Изучение медицинской карты.
  • Беседа с родителями о развитии речи с рождения и до текущего момента.
Оценка моторных особенностей речевого аппарата
Ребенку предлагается выполнить упражнения, позволяющие оценить точность и активность выполнения движений языком. Особенное внимание уделяется мышечному тонусу.
Диагностика произношения фонемов
С помощью дидактического материала с малышом проводится беседа, в ходе которой становятся очевидны ошибки в произношении, отсутствие каких-либо звуков.
Проверка фонематического слуха
Обследуемого просят повторять за логопедом слова, содержащие в своей основе сходные звуки. В результате становится очевидно насколько хорошо он различает фонемы на слух.

Важно! Выявление дислалии как таковой не завершают диагностику. Далее логопеду необходимо установить форму болезни и конкретный ее тип в соответствии с классификацией.

Дифференциальная диагностика форм дислалии

Анализ результатов дифференциальной диагностики

Дифференциальная диагностика форм дислалии не случайно практически полностью совпадает с обследованием при стертой дизартрии. Проявления двух этих болезней схожи, поэтому завершающим этапом изучения становится анализ и интерпретация полученных результатов. Оценка проводится по нескольким параметрам:

  1. Соматическое и неврологическое состояние развития. Функциональная дислалия часто сопровождается общей ослабленностью состояния здоровья, но при этом полностью отсутствуют неврологические симптомы болезни.
  2. Двигательная сфера и состояние моторных функций. При дислалии движения выполняются без патологий, общая и мелкая моторика находятся на стандартном для возраста уровне развития.
  3. Общее психическое развитии. Для дислалии типично нормальная работа мыслительных процессов, памяти, внимания. В некоторых случаях допускается небольшая задержка в развитии, но в небольшой степени.
  4. Поведение обследуемого. При дислалии он обычно общителен, легко идет на контакт, с удовольствием выполняет задания и легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Важно! Проявление дислалии может быть очень схожим со стертой дизартрией, поэтому нередко после проведения диагностики и анализа результатов рекомендуется посетить еще нескольких специалистов, способных подтвердить диагноз (невролога, дефектолога, психолога).

Логопедическое обследование при дислалии

Схема обследования нарушений речи по Г.А. Волковой

Обследование дислалии по схеме Волковой на сегодняшний день является самым популярным у логопедов при диагностике детей дошкольного возраста. В нее входят как основные этапы (сбор анкетных данных, сведений о семье, изучение медицинского анамнеза и так далее), представленные выше, так и более частные, но информативные моменты, позволяющие в полной мере составить картину психоречевого развития. Собственно логопедическое обследование при дислалии требует изучения особенностей, представленных ниже по тексту.

Обследование звукопроизношения при дислалии

В первую очередь логопед проявляет произношение согласных и гласных фонемов: насколько четко произносятся звуки, присутствуют ли замены, дефекты в артикуляционных позах. Исследование проводится с использованием разного дидактического материала, позволяющего менять условия для всесторонней диагнотстики. Внимание уделяется почти всем фонемным группам: свистящим звукам, шипящим, сонорным, йотированным, звонким/глухим, твердым/мягким. Гласные звуки редко оказываются проблемными при дислалии, поэтому во время диагностики ими занимаются реже.

Одновременно с произношением изучается динамика речи:

  1. Насколько быстро малыш говорит.
  2. Может ли он менять темп речи по просьбе специалиста и как при этом изменяется владение артикуляционными позами.
  3. Какие типы интонаций доступны обследуемому.

Также оценивается анатомическое строение речевого аппарата, выявляются особенности, которые способны привести к возникновению механической дислалии. Для этого проводится визуальный осмотр как наружных, так и внутренних периферических органов.

Строение речевого аппарата человека

Состояние общей моторики

Предлагаемые упражнения позволяют оценить пальчиковую, мимическую и общую моторику. Оценивается скорость переключаемости с одного движения на другое, выполняются ли при этом какие-то сопутствующие жесты, насколько хорошо скоординированы действия. Обычно при дислалии не выявляется серьезных проблем этой сферы, но иногда в движениях может присутствовать небольшая заторможенность, двигательное беспокойство.

Важно! Каждое упражнение на оценку состояния моторики проводится в среднем 5-6 раз, для получения достоверных результатов.

Состояние орального праксиса

Приемы обследования артикуляционного аппарата при дислалии направлены на изучение способностей чувствовать и выполнять артикуляционные движения. Оценивается как кинестетическая, так и кинетическая стороны праксиса. Это значит, что малыша просят выполнить упражнения губами, языком, челюстью как единожды, так и серией движений.

Оценивается несколько факторов:

  1. Полнота выполнения заданий.
  2. Точность артикуляционных поз.
  3. Мышечный тонус.
  4. Темп движений.

При дислалии на этом этапе всегда выявляются проблемы, из-за которых и нарушается произношение фонемов.

Особенности слуха, дыхания и голоса

На этом этапе изучается медицинские документы. Если ребенок ранее не посещал отоларинголога, логопед направляет его на дополнительное обследование, чтобы исключить серьезные проблемы. Основы логопедической диагностики этой сферы представлены в таблице:

Функция
Особенности исследования
Слуховая
Насколько малыш восприимчив к человеческой речи определяется в ходе простой беседы и выполнения простых поручений.
Дыхательная
  • Отмечается тип дыхания (грудное, брюшное или другое используется в обычной ситуации)
  • Определяется объем и продолжительность вдоха и выдоха во время произношения простых слов
Голосовая
  • Отмечается сила голоса
  • Высота и тембр
  • Есть ли в произношении носовой оттенок

Важно! Если у ребенка обнаружены серьезные проблемы со слухом, говорить о дислалии нельзя.

У ребенка проблемы со слухом

Фонематический анализ

Диагностика детей с дислалией на оценку фонематического анализа заключается в способности выделения малышом фонемов в разных условиях. Ему предлагается выделить в произносимых словах определенный звук. Если возраст обследуемого позволяет, логопед может предложить ему самостоятельно составить слова, содержащие какой-либо фонем. Эту часть исследования можно назвать самой сложной. Для выявления всех особенностей требуется достаточно большое количество времени.

Дополнительно к уже перечисленным сторонам диагностики отмечается общее состояние словарного запаса и грамматического строя речи. По результатам всех тестирований и проверок составляется индивидуальная карта обследования ребенка с дислалией. В нее включается заключение и диагноз, даются первичные рекомендации по устранению дефектов.

Методика обследования детей с дислалией

Для всестороннего анализа и получения достоверных результатов во время логопедической диагностики используется несколько приемов и методик. Схематически их можно разделить на 4 группы, представленные ниже:

  1. Исследование сенсорных функций. Включает в себя изучение слухового внимания, музыкального слуха, восприятия музыки и других особенностей. Ребенку предлагается послушать и рассказать, как звучат разные инструменты, определить какой именно из них звучал в данный момент, спеть песенку, сравнить инструменты из разных групп (ударные и духовые, струнные и клавишные и так далее.
  2. Исследование психомоторных функций. Малышу предлагается повторять разные движения в определенном порядке и с заданной скоростью. Кроме общих движений оценивается моторика пальцев на обеих руках.
  3. Исследование орального праксиса. Требует от ребенка выполнения движений губами, языком, постановку их в определенную позу. Дополнительно оцениваются мышцы щек.
  4. Исследование произвольной мимической моторики. Даются упражнения, позволяющие определить подвижность бровей, лба, век, глаз.

Методика обследования речи при дислалии

Методика обследования речи при дислалии, основанная на схеме Волковой, позволяет получить полную картину болезни и продумать коррекционную работу для каждого больного индивидуально. Использовать ее можно не только в дошкольном, но и школьном возрасте, хотя приемы в этом случае заменяются на более сложные.

Обследование речи и вопросы дифференциальной диагностики дислалии до сих пор остаются неоднозначными в логопедической среде. Некоторые специалисты считают, что ребенка с таким диагнозом следует поместить в особую образовательную среду (речевой детский сад), где ему смогут ежедневно уделять внимание, проводить коррекционную работу. Другим кажется, что в среде с хорошо говорящими детьми у больного малыша больше шансов самостоятельно справиться с проблемой. Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии.

Видео

115