Описание различных форм дислалии

Формы и виды дислалии

Дислалия как вид речевого нарушения проявляется патологией произношения звуков у людей с сохранением функции слуха и нормальной работой всех органов речевого аппарата.

Классификация дислалии

Существует 2 основные формы дислалии, которые разделяются по причине возникновения заболевания и месту патологии:

  • Функциональная (без грубых анатомических нарушений);
  • Механическая (наличие повреждения органов, участвующих в формировании речи).

Основные формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая;
  • Артикулярно-фонематическая;
  • Артикулярно-фонетическая;

Классификация дислалии по степени выраженности:

  • Простые;
  • Сложные.

Важно! В связи с тем, что новорождённый появляется на свет с недоразвитым артикуляционным аппаратом и несовершенной работой коры головного мозга, каждый человек до 5 летнего возраста страдал физиологической формой дислалии.

Различные виды дислалии и их характеристика, помогут родителям понять, какие речевые дефекты наблюдаются у ребенка и насколько серьезную роль они играют в развитии каждого человека.

Виды дислалии и их характеристика

Характеристика форм дислалии

Функциональная дислалия

Функциональные формы и виды дислалии – это дефекты звукопроизношения, которые не обусловлены врожденными или приобретенными нарушениями анатомической структуры речевого аппарата и связаны с особенностями социальной жизни ребенка.

Причина функциональной дислалии

Развитие произношения – один из самых сложных процессов в психическом развитии ребенка. Благодаря ему человек учится воспринимать чужую речь на слух и подражать ей с помощью чувствительных и моторных зон, расположенных в коре головного мозга. Произнесение, как и любая другая сфера речи, развивается в процессе непосредственного общения, ограничение которого приводит к различным патологиям. Наиболее часто встречаются социально обусловленные причины в виде неблагоприятной социальной обстановки, которая характеризуется:

  • Ограничением контактов;
  • Ошибками в речи окружающих;
  • Дефицитом или грубыми дефектами воспитания.

Также данная форма дефекта развивается на фоне следующих патологий:

  • Тяжелые длительно текущие заболевания внутренних органов, которые приводят к интенсивной слабости;
  • Замедление темпов развития психических процессов.

Клиническая картина

При данной форме патологии очень часто встречается замена отдельных фонем, которые не различаются по специфическим критериям звука. Иногда отсутствует способность к правильному выбору звуков во время произношения, приводя к их смешиванию. В результате одно слово характеризуется различными звуками. Когда у ребенка отсутствует интуитивное понимание правильности работы артикуляционного аппарата, формируется искажение.

Формы функциональной дислалии

Функциональная дислалия имеет следующие формы:

  • Акустико-фонематическую;
  • Артикулярно-фонематическую;
  • Артикулярно-фонетичесую;

Акустико-фонематическая дислалия

Краткая характеристика

Неправильное восприятие отдельных звуков из-за недостаточного развития и устойчивости фонематического слуха формирует специфическую клинику этой разновидности дислалии.

Клиническая картина

Человеку чрезвычайно сложно точно разобрать конкретный звук и его особенности, понять, как правильно его использовать в речи. По этой причине фонемы, обладающие одинаковыми акустическими признаками, постоянно путаются. Например, слово «кости» слышится и произносится как «гости», а «палка» как «балка». В данном случае даже самому ребенку трудно разобрать, что он говорит.

Если нарушается восприятие и произношение определенных фонем (к примеру, категория шумных), то дефект речи распространяется на всю группу звуков, различающихся одной общей характеристикой с данной категорией.

Артикуляторно-фонематическая

Речь при данной форме дислалии характеризуется искажением фонем в словах из-за невозможности человеком подобрать необходимый по определенным акустическим параметрам звук. Дефект раскрывается в виде замены одного звука на сходный, более простой для произношения.

Если ребенок понимает все правила употребления звуков в словах родного языка, то происходит смешивание разных звуков, употребляемых беспричинно и неуместно. Одни и те же слова отличаются большим разнообразием произношения, а одинаковые звуки приобретают разную акустику.

Занятия логопеда при разных формах дислалии

Однако вариации выбора находятся в пределах фонем, сходных друг с другом по основным критериям. Например, «ш» и «з» заменяются на «ж», а «к» и «д» на «г». Часто неправильно употребляются мягкие и твердые согласные, что приводит к неуместному употреблению.

Основное отличие этой формы патологии от других заключается в том, что ребенок адекватно, полноценно осознает неправильность произнесенной речи и пытается исправить ошибки.

Артикуляторно-фонетическая

Дефективность речи обусловлена неправильным использованием артикуляционного аппарата ребенком. Слова характеризуются необычным произношением, которое несвойственно родному языку. Наблюдается непривычное размещение и воспроизведение фонем.

Однако звуковые деформации достаточно близки по акустическим характеристикам к правильному произношению. Они не искажают изначальный смысл фонемы и употребляются правильно. Пропуск звуков, возникающий из-за тяжелых патологических процессов в коре головного мозга, в клинической практике встречается достаточно редко.

Наиболее часто наблюдается патология произношения не взрывных согласных из-за невозможности адекватно владеть сложными и тонкими движениями артикуляционного аппарата. Однако, определенные группы звуков при арикуляторно-фонетической форме дислалии сохраняются:

  • Произношение смычных и непарных звонких согласных не изменяется;
  • Нет патологии со стороны произнесения мягких и твердых «ф» и «в».

Виды нарушений при разных видах дислалии

Механическая дислалия

Виды нарушений при дислалии этой формы проявляются дефектами в произношении звуков, которые сформировались под влиянием патологии со стороны анатомических структур речевого аппарата.

Этиология механической формы

Аномалии органов артикуляции бывают врожденными вследствие различных патологий внутриутробного развития или приобретенными вследствие заболеваний зубов, изменений в химическом составе с возрастом или тяжелых травм. Немного реже встречается патологическое строение твердого неба.

Характер расстройства речи при механической форме дислалии зависит от определенных локализаций нарушения.

Локализация нарушения Ведущая черта речевого дефекта
Зубы и челюсти (различные щели, несоответствие по форме и размеру зубов и челюстей) Шипящий сигматизм
Язык и связочный аппарат (несоответствие размера языка объему ротовой полости, уздечка слишком короткая) Боковой и призубный сигматизм
Губы (узость губного желобка) Свистящий сигматизм

Описание дефектов

Виды нарушений звукопроизношения при дислалии механической формы на фоне патологии системы зубов и челюстного аппарата:

  • Избыточный шум при произношении щипящих;
  • Дефекты зубо-губных, переднеязычных, взрывных;
  • Иногда человек неправильно произносит твердую и мягкую «Р»;
  • Речь отличается высоким шумом согласных и недостатком противопоставления гласных, что негативно влияет на качество и ясность произношения.

При патологии размера языка, речь характеризуется аномалиями произношения шипящих, свистящих и дрожащих. Редко страдает четкость и ясность произношения всей речи.

Строение речевого аппарата человека

Незначительные допустимые отклонения, не требующие вмешательства врача, наблюдаются при легких деформациях органов речевого аппарата или у детей с врожденными патологиями губ, получившие и успешно прошедшие курс лечения в раннем возрасте до начала формирования культуры речи.

Простые и сложные дислалии

По степени тяжести дислалии выделяется простая и сложная формы. Если ребенок неправильно произносит звуки одинаковой акустической характеристики, то такое нарушение называется простым, если нарушено произношение различных категорий звуков, то такое нарушение называется сложным.

У людей редко встречаются исключительно простые или сложные дислалии. Эти нарушения речи часто комбинируются, что позволило выделить акустико-фонематичекие, артикуляторно-фонематичекие и артикуляторно-фонетические дислалии.

Важно! При обнаружении любой формы дислалии у ребенка следует срочно обратиться к логопеду для устранения дефекта речи, так как промедление может усугубить нарушения и отрицательно сказаться на социализации в будущем.

Виды нарушений звукопроизношения при дислалии чрезвычайно разнообразны. Преодоление дефектов речи играет большую роль в успешном построении контактов с людьми и обеспечивает полноценную социальную активность человека.

Видео

112