Признаки и причины возникновения брадилалии

Причины и симптомы брадилалии

Жизнь человека не может быть полноценной, если он не умеет говорить, выражать свои мысли, находить «общий язык» с окружающими его людьми. На сегодняшний день существуют определенные нормы и требования к разговорной речи ребенка в соответствии с его возрастом. Наличие каких-либо несоответствий может быть первым симптомом серьезной патологии или причиной задержки развития.

Характеристика брадилалии

Нарушение темпа речи или брадилалия – проблема, которая часто встречается у современных детей из-за различных причин, и может быть выражена в различной степени:

Степень тяжести Описание симптомов
Легкая Незаметна для окружающих, проявляется в процессе мыслительной деятельности, например, когда человек долго формулирует ответ на поставленный вопрос, имеет проблемы с чтением «про себя».
Средняя Человек испытывает дискомфорт при общении с другими людьми, с трудом переключается с одного вида занятия на другой по причине замедленной мыслительной деятельности.
Тяжелая Человек, имеющий тяжелую стадию брадилалии, медленно думает и говорит, не умеет повышать/понижать голос в разговоре. Часто окружающим необходимо несколько раз повторять свои просьбы, по этой причине больной с трудом социализируется.

Важно! Ребенок с брадилалией медленно размышляет, с трудом логически мыслит и анализирует те или иные события, его внимание и память практически не развиваются.

Родителям может показаться, что их ребенок подбирает слова, тщательно продумывает каждую фразу, прежде чем что-то сказать. На самом деле брадилалия характеризуется медленной мыслительной и физической деятельностью, и при отсутствии соответствующего лечения приводит к серьезной задержке речевого развития (ЗРР), проблемам в учебе и в общении со сверстниками.

Причины брадилалии

Причины

Определением патогенетического механизма и структуры дефекта при брадилалии должен заниматься только опытный специалист, после проведения тщательного психического и неврологического обследования. Причиной того, что ребенок разговаривает очень медленно, выдерживая между фразами длительную паузу, может быть как самостоятельная патология, так и результат развивающегося заболевания.

Причины брадилалии:

  • наследственность (наличие проблем с речью у близких родственников);
  • поражение ЦНС в эмбриональном периоде;
  • внутриутробная интоксикация алкоголем, наркотическими веществами, угарным газом и т.п.;
  • гемолитическое нарушение (резус-конфликт);
  • родовая травма;
  • поражение мозжечка;
  • неврологические и психические нарушения развития;
  • опухоль мозга;
  • сотрясение или черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
  • подражание разговорам взрослых.

Несмотря на то, что человек с симптомами брадилалии медленно разговаривает, читает и пишет, он не совершает грамматических и фонетических ошибок. Доказано, что зарождение и развитие болезни и отдельных её проявлений связано с нейродинамическими расстройствами, в результате доминирования процессов торможения над механизмами возбуждения.

Установление причины патологии – первый шаг к выздоровлению. Так, например, если причиной брадилалии является наследственность, родители с раннего детства могут самостоятельно проводить профилактические мероприятия, посещать с ребенком дополнительные логопедические занятия, театральные кружки и т.п.

Симптомы брадилалии

Симптоматика

Чтобы своевременно выявить нарушения речевого развития, нужно знать основные симптомы брадилалии. Их подразделяют на две категории – неречевые симптомы, проявляющиеся в поведении ребенка, и речевые – характеризующие патологический говор.

Неречевые симптомы

Определить бралилалию как самостоятельно заболевание можно только при комплексном изучении возможных причин патологии, поведения и развития ребенка. Неречевая симптоматика брадилалии характерна и для других распространенных психических и неврологических заболеваний. К таким симптомам относятся:

  • отсутствие эмоциональной звуковой выраженности и мимики;
  • проблемы с развитием мелкой моторики, координаций движений в целом;
  • постоянная вялость, отсутствие физической активности, нежелание участвовать в подвижных играх.

Невозможно поставить диагноз «брадилалия» при наличии только неречевых симптомов, так как появление вялости, отсутствие желания общения с третьими лицами, может быть как причиной развития заболевания, так и особенностью характера ребенка. Более того, медленный разговорный темп характерен для флегматиков, а у народов Крайнего Севера затяжной темп разговора считается нормой.

Речевые симптомы

Характеристика голоса при брадилалии:

  • Монотонность произношения звуков, невыразительность;
  • Длинное произношение гласных звуков, непроизвольное растягивание окончаний слов “ма-ма-а-а”, “да-а-а”, “мо-о-ло-о-ко-о”;
  • неуместные паузы между словами, фразами;
  • медленный темп разговорной речи (в диалоге с третьим лицом, при пересказе сказки или какого-либо события).

Характеристика голоса при брадилалии

У детей младшего дошкольного возраста (в тот период, когда малыш только учится говорить и выстраивать предложения), выявить речевую симптоматику брадилалии и ее причины особенно сложно, так как родители воспринимают такую речь как норму. В результате того, что близкие не замечают проблем в развитии своих детей в раннем детстве, при дальнейшем поступлении в дошкольное образовательное учреждение у ребят возникают серьезные проблемы со здоровьем. Дети, имеющие симптомы нарушения речи или другие патологии, часто замыкаются в себе, а сверстники избегают прямого контакта, так как все испытывают дискомфорт в общении. В коллективе ребенок с симптомами брадилалии сразу же выделяется – он стеснителен, редко отвечает на поставленные вопросы, не участвует в коллективных мероприятиях.

Из-за того, что малыш с брадилалией не получает нужного его коммуникативного общения, не может и не умеет полноценно излагать свои мысли, желания и требования, нередко появляются другие, более серьезные нейродинамические патологии (например, нарушение речи судорожного характера – заикание). Чтобы предотвратить появление осложнений необходимо своевременно, при появлении первых симптомов обратиться за помощью к логопеду. Эффективными являются занятия логоритмикой, игры с речевым сопровождением, школы ораторского искусства, театральные сценки. Для развития внутренней речи ребенка необходимы регулярные разнообразные занятия на сообразительность, логику и воображение.

Видео

104