Логопедическая работа по коррекции ринолалии

Логопедическая работа при ринолалии

Ошибочно считается, что работа логопеда с детьми с ринолалией не является обязательной для нормального коррекционного процесса. Устранение анатомического дефекта с помощью хирургической операции действительно решает многие проблемы, но и до нее, и после требуется особая педагогическая работа по подготовке речевого аппарата к предстоящим изменениям и последующей звукопостановке. Проводить ее необходимо в несколько этапов и с соблюдением определенных принципов, правил.

Принципы логопедической работы при ринолалии

Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии ничем не отличаются от коррекции закрытой или смешанной форм. Но в то же время они уникальны по сравнению с другими речевыми нарушениями, поскольку делятся на две части: дооперационные и послеоперационные. Они представлены в таблице для лучшего понимания разницы.

Ключевые принципы работы логопеда при ринолалии

Принципы работы до операции Принципы коррекции после операции
  • Подготовка начинается с обучения правилам физиологического дыхания.
  • Одновременно с обучением дыхательным методикам происходит первая постановка артикуляционным базам.
  • Обучение звукопроизношению начинается с нуля, независимо от того какие звуки произносятся ошибочно.
  • Последовательность звукопостановки определяется естественном развитием речи, поэтому сначала корректируются свистящие и шипящие фонемы, затем фонорные. Особое внимание уделяется носовым звукам.
  • Логопедическая помощь ринолалии сопровождается артикуляционной гимнастикой с использованием системы специальных упражнений, направленных на развитие взаимодействия мышц.
  • Большее внимание уделяется постановке артикуляционных поз, а не фонематическому слуху, чтобы ускорить закрепление правильной базы.
  • Логопедическое занятие при ринолалии проводится только специалистом в условиях логопедического кабинета без участия родителей. Не раньше, чем через месяц после начала работы к процессу подключаются члены семьи.
  • Коррекция произношения начинает сопровождаться звуковым анализом, а значит проводится работа по развитию фонематического слуха.
  • Коррекция звукопостановки, как и до операции, проводится в соответствии с естественным развитием речи: от простых свистящих к шипящим, от глухих к звонким, а затем к сонорным.
  • Подбор материалов для работы осуществляется с учетом имеющихся навыков.
  • В отличие от классического логопедического воздействия, при ринолалии допускается одновременное усвоение фонемов из разных групп, если они не похожи друг на друг в артикуляции.
  • Освоение фонемов из одной группы проводится с большим промежутком времени.
  • Обучение должно опираться на зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Важно! Исключать подготовительную работу на дооперационном этапе можно только в случае, если хирургическое вмешательство проводится на первом году жизни.

Логопедическое занятие при ринолалии

Цели и задачи логопедической работы при ринолалии

Содержание логопедической работы с ребенком с ринолалией определяется четко поставленными целями, а они в свою очередь вытекают из принципов. Главную цель на дооперационном этапе воздействия можно обозначить как предупреждение всех возможных сопутствующих отклонений в речевом, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Другими словами, логопед должен оказать такую помощь, чтобы еще до появления явных нарушений успеть скорректировать их. Для достижения цели он решает ряд задач:

  1. Предупреждает развитие астенического синдрома. Для этого используются активные игры, специальная физкультура, соответствующие возрасту.
  2. Предупреждает ошибочную фиксацию языка в артикуляции. Эффективен для решения проблемы оказывается логопедический массаж при ринолалии.
  3. Предупреждает развитие неправильного способа дыхания. Для этого разрабатывается дыхательная гимнастика, соответствующая характеру нарушения.
  4. Активизирует мышцы, отвечающие за небно-глоточное смыкание. Помимо уже перечисленных методов, для этого используется артикуляционная гимнастика.
  5. Развитие голосовых характеристик. К работе привлекаются игры, музыкальные упражнения.

После операции логопед нередко продолжает решать те же самые задачи или закрепляет уже полученный результат в новых физиологических условиях. Помимо это внимание уделяется слуховому контролю. При этом главная цель меняется: логопеду необходимо полностью автоматизировать нормальную речь.

Важно! Эффективная логопедическая работа при открытой ринолалии в большей степени опирается на успешную хирургическую коррекцию. Если во время операции дефект устраняется не полностью, вероятность полного восстановления значительно снижается.

Хирургическое вмешательство при открытой ринолалии

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.


Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый раздел Методы и способы обследования
Особенности артикуляционного аппарата Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голоса Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношения Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речи В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Работа логопеда над голосом при ринолалии

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия — это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют.

Видео

125