Обследование ринолалии и ее диагностика

Обследование и диагностика ринолалии

Ринолалия – одно из самых сложных нарушений речи. Оно требует не только многоступенчатого лечения, но и тщательной диагностики с использованием как медицинских, так и логопедических методов. Речевая карта обследования ринолалии содержит в себе анализ анамнестических данных, результаты клинических исследований, психолого-педагогические особенности ребенка. Составить полную картину одному специалисту просто не под силу, поэтому уже на этом этапе к работе привлекается несколько медиков и педагогов.

Принципы обследования детей с ринолалией

Любая диагностика болезни строится на определенных принципах и следовать им должен каждый специалист, участвующий в работе. Когда речь идет о выявлении ринолалии и определении ее вида, в основе лежат следующие положения:

  1. Комплексный подход. Медики и педагоги в равной степени отвечают за пациента.
  2. Многоплановость. Исследовать следует не только особенности речевого аппарата, но также дыхательную, двигательную, интеллектуальную системы.
  3. Направленность обследования. Выявляется первопричина болезни и ее взаимосвязь с вторичными проблемами.
  4. Индивидуальный подход. Собственно диагностика и последующая коррекция подбирается персонально для каждого больного.

Некоторые методы диагностики оказывают серьезную психологическую и физическую нагрузку на ребенка с ринолалией, поэтому важно также не допустить перенапряжения со стороны пациента. Проще всего реализовать такой подход, проводя пошаговые исследования.

Комплексное обследование детей с ринолалией

Общая схема обследования детей с ринолалией включает в себя 5 пошаговых исследований. Они представлены ниже.

Cхема обследования детей с ринолалией

Важно! Каждый специалист, работающий над обследованием ребенка с ринолалией должен следовать этой схеме, не пропуская ни одного шага, хотя и может делать это своими способами.

Изучение документов

Обследование ринолалии предполагает изучение и анализ медицинских карт не только собственно больного, но и его родителей. Немалую роль в развитии нарушения играет наследственный фактор. Кроме того, изучаются документы, собранные во время беременности матери. Одна их самых частых форм болезни – врожденная открытая органическая ринолалия – развивается именно в пренатальном периоде, а потому врачу необходимо знать, какие причины способствовали этому, какие шаги предпринимались, чтобы изменить ситуацию.

Анализ анамнеза

Второй этап диагностики во многом вытекает из первого. После тщательного изучения документов, проводится анализ общего медицинского состояния пациента во время разных периодов жизни:

  1. Какие заболевания случались и в каком возрасте.
  2. Какое лечение применялось, было ли оперативное вмешательство.
  3. Как проходит развитие ребенка.
  4. Какие особенности психо-речевого развития выделяются, соответствует ли оно возрасту.

Важное значение имеет пребывание ребенка в стационаре – сколько раз и по какому поводу осуществлялось такое лечение. Словом, изучается полная медицинская история пациента.

Изучение заключений

Поскольку обследование детей с ринолалией проводит несколько медицинских специалистов и педагогов, они должны обменяться имеющейся информацией. Для этого в речевую карту вкладывается заключение каждого врача, участвующего в диагностике. Нередко для достижения наилучшего результата собирается комиссия, на которой определяется собственно форма болезни и обсуждаются методы устранения дефекта, а также сроки воздействия на пациента.

Консилиум врачей при диагностике ринолалии

Ключевую роль играют хирург и стоматолог. Именно они устраняют физическое повреждение, если речь идет об органической ринолалии. При устранении функционального типа нарушения ведущий специалист определяется персонально, в зависимости от причин заболевания. Если речь идет об истерической ринолалии, большую часть работы берут на себя психолог и логопед. Если виной всему неврологические нарушения, главным в лечении становится невролог и так далее.

Исследование ребенка

На этом этапе специалисты проводят диагностику работы речевого аппарата. Обследование звукопроизношения у детей с ринолалией включает в себя изучение голоса, состояния речи, фонематического развития и других аспектов. Диагностика неречевой симптоматики у детей с ринолалией начинается с исследования дыхательной функции, физического состояния полости рта и носа. Подробнее все стороны работы и основные задачи представлены в таблице.

Направление диагностики Основные задачи
Обследование состояния речевого аппарата
  • Проверить состояние зубо-челюстной системы
  • Проверить подвижность мягкого неба
  • Изучить особенности расщепления (если оно есть)
  • Выявить физические дефекты, способные усложнить звукопроизношение
Обследование дыхания
  • Установить определенный тип дыхания
  • Замерить его частоту, ритм
  • Изучить состояние носового дыхания
  • Изучить состояние ротового выдоха
  • Определить направление воздушной струи
  • Определить природу выдоха при фонации и его особенности (глубину, длительность и так далее)
Обследование качества голоса
  • Определить силу голоса, его высоту
  • Определить степень назализации
Обследование звукопроизношения
  • Проверить изолированное произношение фонемов
  • Проверить состояние звуков в спонтанной речи
Диагностика просодической стороны
  • Определить мелодико-интонационную выразительность
  • Изучить эмоциональность речи
  • Проанализировать разборчивость речи в целом
Диагностика состояния фонематического восприятия
  • Определить насколько успешна дифференциация звуков
  • Определить есть ли другие речевые нарушения и какое влияние они оказывают на речь

Важно! Если проводится дифференциальная диагностика открытой и закрытой ринолалии у ребенка, большая часть используемых методов должна быть игровой.

Игровые формы диагностики ринолалии

Логопедическое обследование

Обследование речи детей с ринолалией также проводится в несколько этапов. Иногда они пересекаются с врачебной диагностикой, иногда включают в себя исключительно логопедические методики, например пробу Гутсцмана или фонендоскопическое обследование. Основные этапы включают в себя:

  1. Осмотр аппарата артикуляции. Классифицируется вид расщелины, ее размер, подвижность органов речи, оценивается глоточный рефлекс.
  2. Обследование языка с помощью классических логопедических упражнений (Иголочка, Лопатка, Чашечка и так далее). Определяется состояние мышечного тонуса, степень подвижности.
  3. Диагностика зубов. Состояние прикуса, особенности зубного ряда.
  4. Определения ведущего типа дыхания и речевого дыхания.
  5. Диагностика звукопроизношения. Произношение каких фонемов нарушено, в каком состоянии находится фонематический слух. На этом этапе дифференциальная диагностика ринолалии и дизартрии весьма схожи.
  6. Анализ общего развития речи. Насколько широк лексический запас, граммотно ли формулируются предложения. Начиная со школьного возраста определяется состояние чтения и письма.
  7. Диагностика общего уровня интеллектуального развития. Психологический аспект обследования ребенка с ринолалией совпадает с исследованием любого здорового малыша.
  8. Изучение эмоционально-волевой сферы. Умеет ли ребенок справляться с конфликтами, знает ли он о своем дефекте и как относится к нему, умеет ли общаться и так далее.

Логопедическое обследование речи детей с ринолалией

По результатам диагностики ринолалии полученные сведения вносятся в речевую карту. Далее начинается коррекционный процесс. Даже если в основе нарушения лежит органический дефект, логопед проводит предварительную работу по подготовке ребенка к оперативному вмешательству, затем передает его хирургу, а после реабилитации вновь приступает к логопедической коррекции.

Обследование и диагностика ринолалии может занять несколько месяцев, в зависимости от состояния и возраста пациента. В большинстве случаев медицинского устранения повреждения оказывается достаточно, чтобы нарушение речи прошло само собой. Но если ребенок поступил к специалистам слишком поздно, гарантировано потребуется вмешательство логопеда или дефектолога в коррекционный процесс. Именно поэтому важно обратиться за помощью как можно раньше, чтобы сократить период становления нормальной речи.

Видео

123