Коррекционная работа при ринолалии

Коррекция ринолалии

Дефекты, вызывающие речевое нарушение, сложны и разнообразны, а потому коррекционно-логопедическая работа при ринолалии требует комплексного подхода и соблюдения определенных принципов и правил. Не малое значение имеет возрастной период, в котором было обнаружено заболевание и началось его лечение. Иногда медицинское вмешательство назначается уже на первом году жизни ребенка.

Задачи коррекционной работы при ринолалии

Перед специалистами, корректирующими речевой дефект, ставятся конкретные задачи. Самые значимые из них:

  1. Нормализация тембрового звучания. Именно эта сторона речи страдает при ринолалии сильнее других, а потому она заметна всем окружающим людям.
  2. Развитие естественного голосового звучания. Каждый человек от природы обладает какими-то навыками воспроизведения звуков. Задача медиков и педагогов – осторожно раскрыть их, не уменьшив имеющиеся данные.
  3. Восстановление функций гортани. Из-за органического дефекта движения органов голосового аппарата серьезно изменяется, а мышцы ослабевают. Специалисты направляют работу на исправление этой проблемы.
  4. Воспитание навыков произношения. Этот пункт в большей мере касается логопеда и дефектолога, поскольку именно перед ними стоит задача обучить правильному пониманию и воспроизведению сложных фонемов.

Некоторые из перечисленных задач решаются всеми специалистами, участвующими в коррекции, другие – присущи отдельным людям. Так, восстановление функций гортани в первую очередь берут на себя врачи, иногда к ним присоединяется физиотерапевт.

Важно! Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии требуют привлечения множества специалистов. Иногда одного ребенка ведут сразу 5-7 медиков и педагогов.

Коррекция ринолалии несколькими специалистами

Этапы коррекции

В силу особенностей причин нарушения, выделяют два периода коррекции: дооперационный и послеоперационный. При этом этапы работы и коррекция открытой ринолалии и закрытой не отличаются. Направления коррекционного процесса представлены в таблице ниже.

Направления работы Дооперативный этап коррекции Послеоперативный
Организация небно-глоточного смыкания
  • Стимуляция работы мышц
  • Подготовка мягкого неба к последующим изменениям
  • Организация смыкания неба и глотки
  • Работа над подвижностью мягкого неба
  • Логопедический массаж
Работа над воздушной струей
  • Постановка диафрагмального дыхания
  • Коррекция и автоматизация диафрагмального дыхания
Вырабатывание выдоха
  • Постановка выдоха и его дифференциация
  • Постановка направленной воздушной струи
Развитие артикуляции
  • Активизация работы артикуляционного аппарата
  • Обучение правильным артикуляционным позам
  • Работа над подвижностью артикуляционного аппарата
Устранение компенсаторного неправильного звучания
  • Устранение патологических привычек
  • Контроль движений лицевых мышц
Развитие фонематического слуха
  • Развитие слухового внимания
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие фонематического слуха
  • Дифференциация фонемов
Постановка правильного произношения
  • Постановка и автоматизация фонемов
  • Постановка правильного произношения гласных и согласных
  • Автоматизация фонемов
Развитие голосовых функций
  • Развитие голосовой модуляции
  • Устранение назальности звучания
  • Работа над силой и высотой голоса

Важно! Коррекция звукопроизношения при ринолалии процесс длительный и может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Коррекционная работа детей с ринолалией

Решить поставленные задачи можно используя разные методы и методики. Они представлены ниже на схеме. Коррекция ведется параллельно в двух направлениях, а значит одновременно несколькими специалистами.

Схема коррекции ринолалии у детей

Важно! вопреки распространенному мнению, логопедическая коррекция ринолалии начинается еще на дооперационном этапе, чтобы подготовить голосовой аппарат, но при этом методики используются разные.

Особенности устранения разных видов ринолалии

Специалисты выделяют несколько типов нарушения и каждому из них свойственна определенная коррекционная работа. Открытая ринолалия определяется постоянным открытым сообщением между полостью носа и рта, в следствие чего появляется носовой резонанс. Соответственно главной задачей, стоящей перед специалистами, становится формирование звукопроизношения без назального оттенка. Направления коррекционной работы при открытой ринолалии включают в себя:

  1. Упражнения по методу Л.И. Вансовской – передние гласные произносятся с помощью фокусировки выдыхаемого возраста в переднем отделе ротовой полости.
  2. Вокальные упражнения.
  3. Логопедический массаж.
  4. Упражнения по активизации мягкого неба.

Закрытая ринолалия появляется из-за имеющегося препятствия для выхода воздуха через нос. При этом анатомический дефект может быть передним или задним, в зависимости от расположения преграды. Коррекционная работа при закрытой ринолалии включает:

  1. Дыхательную гимнастику.
  2. Голосовые упражнения, направленные на обучение произношению носовых фонемов.
  3. Упражнения на развитие громкости и длительности звучания.

Методики коррекции ринолалии смешанного типа определяются индивидуально, в зависимости от того, какой дефект выражен ярче.

Логопедический массаж при ринолалии

Приемы коррекции ринолалии и гимнастика

Принципы и методика коррекционной работы при ринолалия строятся на основе 4-х групп упражнений. Их примеры представлены в таблице.

Направление работы Коррекционные упражнения
Гимнастика мягкого неба
  • Глотание воды или имитация этого процесса
  • Позевывания или его имитация
  • Полоскание горла теплой воды
  • Покашливание
  • Четкое произношение гласных фонемов высоким голосом
Работа над дыханием
  • Чередование ротового и носового вдоха и выдоха
  • Игры с вертушками из бумаги
Развитие артикуляции губ, щек и языка
  • Одновременное надувание щек
  • Имитация сосательных движений
  • Упражнение «Оскал», во время которого губы растягиваются в улыбке, показывая все зубы
  • Имитация вибрации губами (например, произношение звуков «брррр, трррр»).
  • Вращательные движения губами
  • Упражнение языком «Лопатка/Иголка»
  • Поворачивание сильно высунутого языка по сторонам
  • Облизывание губ по кругу
  • Упражнение «Чашечка»
Работа над звукопроизношением
  • Постановка фонемов А, О, У, Э с контролем воздушно струи
  • Постановка фонемов Ф, П, В, Т.
  • Пение

Важно! Дыхательные игры при ринолалии следует проводить осторожно и чередуя их с другими группами упражнений, поскольку они сильно утомляют ребенка.

Артикуляционная гимнастика при ринолалии

Этот логопедический метод коррекции речевых нарушений един для ринолалии, дислалии и других болезней. В стандартный список упражнений входят:

  1. «Хоботок» – медленное вытягивание губ широким «хоботком» с последующим возвращением их в обычное положение. (Рисунок 1).
  2. «Парус» – кончик языка ставится на верхний ряд зубов, а спинка его прогибается вперед. (Рисунок 2).
  3. «Улыбка» – уголки губ широко разводятся, обнажая «голливудскую» улыбку, а затем возвращаются на место. (Рисунок 3).
  4. «Чашечка» – широкий язык укладывается на нижнюю губу, а затем его края загибаются в форме чашки. (Рисунок 4).
  5. «Орешек» – сильно напряженный язык кончиком направляется поочередно к левой и правой щекам, при этом рот держится закрытым. (Рисунок 5).
  6. «Бегемотик» – спокойное открывание и закрывание рта. (Рисунок 6).

Перечисленные упражнения на развитие артикуляции оказываются полезными для развития речевых навыков даже для абсолютно здоровых детей, поэтому могут использоваться в качестве профилактических.

Упражнения для коррекции ринолалии

Приемы работы над голосом при ринолалии

Постановка звуков при ринолалии начинается с гласных фонемов. Постепенно к работе подключаются вокальные упражнения, способствующие устранению назального произношения. Пение способствует развитию мышц, нормализации тонуса. В результате усиливается сила голоса.

Следующим этапом становится внедрение упражнений с пением терций, способствующих дифференциации разной тональности. Коррекция начинается с первой октавы у детей и расширяется до трезвучия. Этот этап коррекции занимает в среднем 3-4 недели.

Затем упражнения усложняются. Их задачей становится изменение тональности, интонации и других голосовых показателей. Подбор методик индивидуален и призван включить в работу весь голосовой аппарат ребенка с ринолалией.

Процесс коррекции ринолалии действительно сложен и требует высокого профессионализма от всех специалистов, работающих с больным. Но в целом прогноз на выздоровление положителен и в большинстве случаев речь становится нормальной.

Видео

121