
Содержание
Задержка речи (ЗРР) — серьезный диагноз. Он сильно сказывается на психическом здоровье, способности к обучению, а также отражается на эмоционально-волевой стороне личности. Педагогам и родителям необходимо знать психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой речевого развития. Это поможет оптимально организовать процесс обучения, исходя из его возможностей, а также найти правильный подход к дошкольнику.
Психолого-педагогическая характеристика: основные требования
Психолого-педагогическая характеристика — это официальный документ, в котором воспитатели, педагоги, которые работали с ребенком, отражают результаты своих наблюдений. Характеристика должна содержать только объективную информацию и раскрывать все индивидуальные особенности ребенка.
Родители, дети которых имеют диагноз ЗРР, чаще других вынуждены ее запрашивать. Как правило, характеристика требуется:
- перед консультацией врача (психоневролога, логопеда, дефектолога и других);
- при постановке на учет в стационаре;
- при оформлении инвалидности;
- при переводе в другое образовательное учреждение.
Сведения, которые она обязательно должна содержать:
- общие данные, включая группу здоровья;
- информацию о семье;
- личностные качества;
- уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- уровень физической активности, степень развития координации, моторики;
- оценка бытовых навыков;
- оценка игровой деятельности (какие игры предпочитает, как использует игрушки, уровень потребности в игре и другое);
- способность усваивать информацию, уровень внимания, концентрации;
- оценка уровня речи;
- способность анализировать информацию, соотносить свойства, цвета, размеры.
Итогом должны стать объективные выводы об уровне развития. Подробная характеристика, основанная на объективном анализе, значительно упростит дальнейшую работу с дошкольником.
Характеристика детей с ЗРР до года
ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.
Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.
Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.
Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):
- плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
- со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
- при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
- рот постоянно приоткрыт;
- отсутствует лепет, первые слова;
- отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
- наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.
В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.
Характеристика детей с ЗРР от года до 3-х лет
После года начинается этап активного исследования окружающего мира. Малыш начинает ползать, ходить, усваивая в день колоссальный объем информации. В полтора года при нормальном развитии он активно использует простейшие слова, может донести свои потребности, проявляет эмоциональную реакцию.
Характеристика двухлетних детей с ЗРР:
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика |
|
|
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание речи) | Ориентируются в названиях предметов, но испытывают сложности с пониманием слов, обозначающих действия |
Активный словарь |
|
К двум годам влияние ЗРР уже заметно на других сферах развития. Характеристика детей с ЗРР в этом возрасте уже существенно отличается от характеристики при нормальном развитии. Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:
- физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;
- при нормальном развитии к трем годам дошкольник уже имеет собственное представление об окружающих предметах, делает умозаключения, использует речь для самовыражения. С каждым днем растет интерес к миру, людям. Это замечательная пора «почему». При ЗРР такого интереса нет, малыш не стремится к общению с другими людьми, даже близкими.
- предпочитает индивидуальные игры;
- не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме;
- в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы;
- не использует простые фразы;
- по-прежнему использует лепетные слова;
- в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными);
- речь невнятная, непонятная для окружающих;
- не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами.
В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.
Характеристика детей с ЗРР после 3-х лет
Особенности детей с задержкой речевого развития после трех лет связаны с началом периода активной социализации. Дошкольник идет в детский садик и в группе своих ровесников испытывает сложности в общении, начинает беспокоиться, что его не понимают. Постепенно данная ситуация приводит к тому, что малыш замыкается в себе и уже не ищет контактов с окружающими людьми.
Характеристика при ЗРР после 3-х лет:
Характеристика | Особенности при ЗРР | |
Физическая характеристика |
|
|
Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития) |
|
|
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание речи) | Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога |
Активный словарь |
|
С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.
Видео
082