Причины дислалии у детей и взрослых

Причины дислалии у детей

Дислалия – одно из самых распространенных логопедических нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста. Этим термином принято обозначать сразу несколько вариантов отклонений от нормы и в их основе лежат самые разные причины, часто не зависящие от самого ребенка и воспитывающих его взрослых. Но для исправления ситуации категорически важно определять основные причины дислалии у детей и выстраивать работу с упором на их устранение.

Основные причины возникновения дислалии

Хотя причины нарушений при дислалии могут быть вызваны несколькими группами факторов, наиболее часто в логопедической практике встречаются лишь несколько из них. Среди самых распространенных источников проблемы можно выделить:

  1. Неблагоприятное речевое окружение;
  2. Неправильное анатомическое строение речевого аппарата;
  3. Недоразвитие фонематического слуха;
  4. Плохая артикуляционная база.

Чтобы определить, с какой именно причиной связаны проблемы с развитием речи, логопеду необходимо не просто провести первичный осмотр ребенка, но и собрать медицинский анамнез, сведения о семье, по возможности, провести консультацию и с родителями. Именно их произношение временами становится первоисточником проблем. Если в основе лежит плохая артикуляционная база или нарушение фонематического слуха, логопед устраняет дефект не раньше 5-ти летнего возраста. Если же причиной плохой речи становятся воспитание и окружение, проводить работу можно раньше.

Важно! Коррекционная работа назначается только после выявления конкретных причин болезни.

Существуют и другие источники дислалии, привязанные к конкретному виду нарушений. Некоторые из них требуют только логопедической работы, другие – привлечения стоматолога, невролога, дефектолога.

Коррекционная работа при дислалии

Классификация причин дислалии

Все виды первоисточников речевых нарушений, способствующих постановке диагноза дислалия, можно классифицировать по природе их происхождения. Чаще всего выделяют 3 группы: социально-психологические, органические и биологические причины. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Вид Причины
Социально-психологические причины возникновения дислалии
  • Педагогическая запущенность ребенка
  • Неправильное речевое воспитание (например, «сюсюкание» со стороны взрослых или наличие у них собственных дефектов речи)
  • Билингвическая или полилингвическая обстановка в семье
  • Запоздавшее развитие
  • Ограниченное социальное окружение
Биологические причины возникновения дислалии
  • Общая физическая слабость
  • Частые болезни в период становления речи
  • Общее снижение слуха
  • Мозговая дисфункция
Органические причины
  • Короткая уздечка языка
  • Маленький или большой язык
  • Малоподвижные объемные губы
  • Нарушенный прикус зубов
  • Нестандартный размер зубов
  • Неправильное строение неба

Важно! В основе дислалии одновременно могут быть причины из разных групп.

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Нарушение анатомического строения речевого аппарата

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Логопедический массаж при дислалии

Причины дислалии в детском и взрослом возрасте

Функциональные и механические или органические причины дислалии большей частью мешают детям дошкольного возраста. До 5 лет некоторым малышам даже не назначают логопедическую коррекцию, поскольку первоисточники оказывают незначительное воздействие или могут быть устранены без посторонней помощи. Если речь идет о педагогической запущенности или социальном окружении, ребенку помогает поступление в детский сад. Если проблемы кроются в органических нарушениях, речевой аппарат изменяется по мере роста ребенка. Тем не менее, наблюдать за дошкольником следует постоянно, чтобы перед подготовкой к школе устранить оставшиеся дефекты.

Важно! Некоторые причины дислалии, такие как педагогическая запущенность, не требуют сиюминутной коррекции, а подлежат наблюдению, таким образом, оказавшись в новой образовательной среде, у ребенка сами-собой исправляются ошибки в произношении.

Педагогическая запущенность как причина дислалии

Что касается взрослых, то причины развития дислалии у них обычно механические. Изменения могут быть связаны с возрастом (например, потеря зубов у стариков) или перенесенными травмами. Исправляются они полным устранением проблем или частичной их сглаженностью. Так, установки вместо коренных зубов съемных протезов может быть недостаточно, поскольку за длительный период их отсутствия наступает мышечная иннервация и другие нарушения. В таком случае может быть назначена логопедическая помощь, схожая с детской.

Дислалия настолько широко распространена в современном мире, что на ее причины родители часто не обращают внимания. Но при этом многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов или запрашивая ее в виде консультации для себя, чтобы развить некоторые педагогические навыки. Логопедические стандарты имеют гибкие рамки, подстраиваются под индивидуальность ребенка. Поэтому иногда лучше дать малышу больше времени для самостоятельного усвоения навыков говорения.

Видео

111