Задержка речевого развития (ЗРР) – достаточно часто встречающееся определение разнообразных нарушений и отставаний в формировании речевой деятельности ребенка-дошкольника. Состояние речи в дальнейшем связано с процессами социализации ребенка, влияет на особенности его познавательной, эмоционально-волевой сферы. В медицинской, психолого-педагогической и специальной логопедической литературе рассматриваются уровни и виды ЗРР. Для ответственных родителей важно разбираться в особенностях ЗРР той или иной степени, уровня или вида и не отказываться от помощи специалистов. Чем точнее будет определен характер ЗРР, тем эффективнее будет коррекционно-логопедическая работа.
Степени ЗРР
Степень проявления такого нарушения, как задержка вербального развития, устанавливают детский невролог и логопед после проведения обследования.
Чтобы разобраться, какие бывают степени задержки речевого развития, нужно прежде всего знать степени развития речи:
- наличие лепета и попыток подражать звукам окружающего мира, употребление небольшого количества слов, называющих простые предметы, отсутствием двухсловных предложений;
- наличие предложений и попыток образования грамматических форм слова, но при этом произношение слов отличается наразборчивостью, неполнотой;
- наличие грамматически правильно построенных предложений, при этом есть незначительные ошибки в звукопроизношении и формообразовании.
В специальной литературе описаны три степени задержки речевого развития у детей (ЗРР). Их можно дифференцировать на основании диагностики состояния центральной нервной системы, мелкой моторики рук, состояния артикуляционного аппарата и внешних особенностей устной речи дошкольника.
Признаки | ЗРР 1 степени | ЗРР 2 степени | ЗРР 3 степени |
Наличие поражений ЦНС | Нормальное развитие ЦНС; небольшие сложности с формированием эмоционально-волевой сферы | Патологическое состояние ЦНС (поражение отдельных участков коры головного мозга, повышение внутричерепного давления); небольшие проблемы в созревании психики (формировании памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) | Поражение речевых центров в коре головного мозга;
проблемы в совершенствовании основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) |
Речь | Отдельные ошибки на уровне артикуляции, грамматики | Нарушения артикуляционной стороны; малая подвижность языка, отсутствие координации движений органов речи | Значительные отклонения на уровне артикуляции, фонетики, грамматики |
Мелкая моторика | Неразвитость тонких движений пальцами | Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики пальцев | Низкий уровень развития мелкой моторики пальцев |
Возможна ли коррекция без помощи специалистов | Требуется помощь специалиста-логопеда | Требуется специальное обучение | Необходима помощь медиков, психолога, дефектолога, логопеда |
Во всех трех случаях мы имеем дело с сохранным интеллектом здорового дошкольника, который растет в семье в нормальных социальных условиях. С таким ребенком активно общаются его родные и близкие, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, общение с окружающим миром, внимание и любовь.
Задержка речевого развития 2 степени отличается тем, что ребенок имеет достаточный для возраста пассивный словарь, адекватно воспринимает и понимает речь окружающих, а вот активный словарь невелик и отличается множественными и комплексными нарушениями – и в звукопроизношении, и в усвоении структуры слова, и в образования словоформ, и в построении предложения.
Задержка 3 степени – это тяжелая задержка речевого развития. Она требует внимательного и терпеливого отношения родителей, выполнения всех рекомендаций врачей, психолога и дефектолога, проведения длительной и целенаправленной работы. В большинстве случаев наблюдается значительный прогресс, хотя не всегда удается полностью достичь уровня вербального развития, соответствующего среднестатистической норме. Если же не обращать внимания на особенности речи ребенка и ждать, что она сформируется сама, то задержка речевого развития 3 степени может перерасти в задержку психоречевого развития (ЗПРР).
Виды ЗРР
В специальной литературе предлагаются различные подходы к классификации разновидностей ЗРР. Например, выделяются следующие виды задержки речевого развития:
- темповая – задержка, при которой темп развития речи малыша отстает от темпа формирования речи у нормально развивающихся ровесников, а дефекты являются комплексными, то есть отмечаются на всех уровнях речепорождения (артикуляционном, фонетическом, лексическом, грамматическом);
- логопедическая – задержка, при которой отмечаются отдельные проблемы в звукопроизношении, а также в построении связного высказывания.
Логопедический вид ЗРР не связана с поражением нервной системы, она условно может быть разделена на виды задержки речевого развития у детей, среди которых можно выделить следующие:
- нарушенный фонематический анализ и синтез, то есть неразвитость способности к восприятию и дифференцированию фонем в звучащем высказывании (звукоразличению) и, следовательно, правильному использованию звуков в самостоятельной устной и письменной речи и чтении;
- нарушенное звукопроизношение при отсутствии отклонений в развитии органов слуха и фонематического слуха (функциональная и механическая дислалия).
Дислалия может быть связана с нарушениями нейродинамики произношения или незначительными анатомическими дефектами в состоянии артикуляционного аппарата. В зависимости от дефекта в состоянии органов речи можно выделить несколько видов дислалии:
- сигматизм – несформированное произношение шипящих ([ж], [ш], [ч’], [щ’]) и свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]);
- ротацизм – несформированное произношение звуков [р], [р’];
- ламбдацизм – несформированное произношение звуков [л] и [л’] и др.
Достаточно частыми являются полиморфные виды дислалии, при которых сочетаются нарушения в продуцировании не одной группы звуков, а нескольких.
С точки зрения другого подхода, можно противопоставить такие формы задержки речевого развития (ЗРР), как специфическая и неспецифическая.
Под специфической имеется в виду ЗРР, которая обусловлена органическими поражениями и расстройствами в деятельности центральной нервной системы. При таком диагнозе у ребенка отмечаются неврологические симптомы, отставания в психомоторной области общего характера.
Неспецифическая ЗРР по-другому называется темповой и характеризуется замедленной скоростью созревания зон и функций коры головного мозга без органических поражений и неврологической симптоматики. При темповой задержке говорят о так называемом «позднем старте» речи: она начинает формироваться к 2-3 годам.
Уровни ЗРР
Задержка речевого развития – это нарушение, которое в большинстве случаев отмечается у ребенка со здоровой ЦНС, хорошим зрением и слухом, но при этом с определенными проявлениями недоразвития так называемого вербального интеллекта.
Выделяя уровни задержки речевого развития, можно назвать следующие:
- неосложненный уровень ЗРР, при котором заметно недоразвитие речевой деятельности при психосоциальном развитии, соответствующем норме;
- ЗРР при одинаковой интенсивности проявления нарушений моторно-двигательной, сенсорной, психоэмоциональной сферы;
- грубая ЗРР при неравномерно проявляющихся нарушениях в других областях (отставаниях в созревании эмоционально-волевой сферы, способности удерживать внимание, запоминать, а также усидчивости, затруднения в формировании пространственных и временных представлений, общая нескоординированность движений и др.);
- ЗРР в сочетании с двумя или более видами нарушения (сложным дефектом).
Уровни ЗРР есть возможность точно определить в возрасте 3-3,5 лет. В это время можно проводить комплексную диагностику силами комиссии из нескольких специалистов. При этом оценивается сформированность основных психических процессов, двигательная активность и координация движений, интеллектуальный уровень, полноценность восприятия малышом звучащей речи, подвижность и мышечный тонус органов речи, правильность дыхания и другие показатели. Анализ особенностей ЗРР и ее вида позволит определить программу коррекционно-логопедических и лечебных мероприятий при данном виде отклонения.
Диагностика вида, уровня и степени ЗРР направлена на определение особенностей протекания нарушения, его тяжести, выявление существующих проблем в других областях. Особое внимание обращают на присутствие отклонений в поведении, эмоциональной сфере, отношениях с ровесниками и взрослыми. В программу диагностических процедур включают анализ этапов формирования речевой деятельности каждого конкретного дошкольника, особенностей окружающей его среды, специфики взаимоотношений с ребенком.
Видео
086