Классификация ЗРР – виды, уровни и степени

Степени, уровни и виды ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – достаточно часто встречающееся определение разнообразных нарушений и отставаний в формировании речевой деятельности ребенка-дошкольника. Состояние речи в дальнейшем связано с процессами социализации ребенка, влияет на особенности его познавательной, эмоционально-волевой сферы. В медицинской, психолого-педагогической и специальной логопедической литературе рассматриваются уровни и виды ЗРР. Для ответственных родителей важно разбираться в особенностях ЗРР той или иной степени, уровня или вида и не отказываться от помощи специалистов. Чем точнее будет определен характер ЗРР, тем эффективнее будет коррекционно-логопедическая работа.

Степени ЗРР

Степень проявления такого нарушения, как задержка вербального развития, устанавливают детский невролог и логопед после проведения обследования.

Чтобы разобраться, какие бывают степени задержки речевого развития, нужно прежде всего знать степени развития речи:

  • наличие лепета и попыток подражать звукам окружающего мира, употребление небольшого количества слов, называющих простые предметы, отсутствием двухсловных предложений;
  • наличие предложений и попыток образования грамматических форм слова, но при этом произношение слов отличается наразборчивостью, неполнотой;
  • наличие грамматически правильно построенных предложений, при этом есть незначительные ошибки в звукопроизношении и формообразовании.

В специальной литературе описаны три степени задержки речевого развития у детей (ЗРР). Их можно дифференцировать на основании диагностики состояния центральной нервной системы, мелкой моторики рук, состояния артикуляционного аппарата и внешних особенностей устной речи дошкольника.

Степени задержки речевого развития

Признаки ЗРР 1 степени ЗРР 2 степени ЗРР 3 степени
Наличие поражений ЦНС Нормальное развитие ЦНС; небольшие сложности с формированием эмоционально-волевой сферы Патологическое состояние ЦНС (поражение отдельных участков коры головного мозга, повышение внутричерепного давления); небольшие проблемы в созревании психики (формировании памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) Поражение речевых центров в коре головного мозга;

проблемы в совершенствовании основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы)

Речь Отдельные ошибки на уровне артикуляции, грамматики Нарушения артикуляционной стороны; малая подвижность языка, отсутствие координации движений органов речи Значительные отклонения на уровне артикуляции, фонетики, грамматики
Мелкая моторика Неразвитость тонких движений пальцами Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики пальцев Низкий уровень развития мелкой моторики пальцев
Возможна ли коррекция без помощи специалистов Требуется помощь специалиста-логопеда Требуется специальное обучение Необходима помощь медиков, психолога, дефектолога, логопеда

Во всех трех случаях мы имеем дело с сохранным интеллектом здорового дошкольника, который растет в семье в нормальных социальных условиях. С таким ребенком активно общаются его родные и близкие, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, общение с окружающим миром, внимание и любовь.

Задержка речевого развития 2 степени отличается тем, что ребенок имеет достаточный для возраста пассивный словарь, адекватно воспринимает и понимает речь окружающих, а вот активный словарь невелик и отличается множественными и комплексными нарушениями – и в звукопроизношении, и в усвоении структуры слова, и в образования словоформ, и в построении предложения.

Задержка 3 степени – это тяжелая задержка речевого развития. Она требует внимательного и терпеливого отношения родителей, выполнения всех рекомендаций врачей, психолога и дефектолога, проведения длительной и целенаправленной работы. В большинстве случаев наблюдается значительный прогресс, хотя не всегда удается полностью достичь уровня вербального развития, соответствующего среднестатистической норме. Если же не обращать внимания на особенности речи ребенка и ждать, что она сформируется сама, то задержка речевого развития 3 степени может перерасти в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Тяжелая задержка речевого развития

Виды ЗРР

В специальной литературе предлагаются различные подходы к классификации разновидностей ЗРР. Например, выделяются следующие виды задержки речевого развития:

  • темповая – задержка, при которой темп развития речи малыша отстает от темпа формирования речи у нормально развивающихся ровесников, а дефекты являются комплексными, то есть отмечаются на всех уровнях речепорождения (артикуляционном, фонетическом, лексическом, грамматическом);
  • логопедическая – задержка, при которой отмечаются отдельные проблемы в звукопроизношении, а также в построении связного высказывания.

Логопедический вид ЗРР не связана с поражением нервной системы, она условно может быть разделена на виды задержки речевого развития у детей, среди которых можно выделить следующие:

  • нарушенный фонематический анализ и синтез, то есть неразвитость способности к восприятию и дифференцированию фонем в звучащем высказывании (звукоразличению) и, следовательно, правильному использованию звуков в самостоятельной устной и письменной речи и чтении;
  • нарушенное звукопроизношение при отсутствии отклонений в развитии органов слуха и фонематического слуха (функциональная и механическая дислалия).

Дислалия может быть связана с нарушениями нейродинамики произношения или незначительными анатомическими дефектами в состоянии артикуляционного аппарата. В зависимости от дефекта в состоянии органов речи можно выделить несколько видов дислалии:

  • сигматизм – несформированное произношение шипящих ([ж], [ш], [ч’], [щ’]) и свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]);
  • ротацизм – несформированное произношение звуков [р], [р’];
  • ламбдацизм – несформированное произношение звуков [л] и [л’] и др.

Достаточно частыми являются полиморфные виды дислалии, при которых сочетаются нарушения в продуцировании не одной группы звуков, а нескольких.

Формы задержки речевого развития (ЗРР)

С точки зрения другого подхода, можно противопоставить такие формы задержки речевого развития (ЗРР), как специфическая и неспецифическая.

Под специфической имеется в виду ЗРР, которая обусловлена органическими поражениями и расстройствами в деятельности центральной нервной системы. При таком диагнозе у ребенка отмечаются неврологические симптомы, отставания в психомоторной области общего характера.

Неспецифическая ЗРР по-другому называется темповой и характеризуется замедленной скоростью созревания зон и функций коры головного мозга без органических поражений и неврологической симптоматики. При темповой задержке говорят о так называемом «позднем старте» речи: она начинает формироваться к 2-3 годам.

Уровни ЗРР

Задержка речевого развития – это нарушение, которое в большинстве случаев отмечается у ребенка со здоровой ЦНС, хорошим зрением и слухом, но при этом с определенными проявлениями недоразвития так называемого вербального интеллекта.

Выделяя уровни задержки речевого развития, можно назвать следующие:

  • неосложненный уровень ЗРР, при котором заметно недоразвитие речевой деятельности при психосоциальном развитии, соответствующем норме;
  • ЗРР при одинаковой интенсивности проявления нарушений моторно-двигательной, сенсорной, психоэмоциональной сферы;
  • грубая ЗРР при неравномерно проявляющихся нарушениях в других областях (отставаниях в созревании эмоционально-волевой сферы, способности удерживать внимание, запоминать, а также усидчивости, затруднения в формировании пространственных и временных представлений, общая нескоординированность движений и др.);
  • ЗРР в сочетании с двумя или более видами нарушения (сложным дефектом).

Уровни задержки речевого развития

Уровни ЗРР есть возможность точно определить в возрасте 3-3,5 лет. В это время можно проводить комплексную диагностику силами комиссии из нескольких специалистов. При этом оценивается сформированность основных психических процессов, двигательная активность и координация движений, интеллектуальный уровень, полноценность восприятия малышом звучащей речи, подвижность и мышечный тонус органов речи, правильность дыхания и другие показатели. Анализ особенностей ЗРР и ее вида позволит определить программу коррекционно-логопедических и лечебных мероприятий при данном виде отклонения.

Диагностика вида, уровня и степени ЗРР направлена на определение особенностей протекания нарушения, его тяжести, выявление существующих проблем в других областях. Особое внимание обращают на присутствие отклонений в поведении, эмоциональной сфере, отношениях с ровесниками и взрослыми. В программу диагностических процедур включают анализ этапов формирования речевой деятельности каждого конкретного дошкольника, особенностей окружающей его среды, специфики взаимоотношений с ребенком.

Видео

086