Содержание
Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно освоили важнейшие движения, пока еще небезупречные, зато охотно принимают участие в активных действиях: беге, прыжках, подвижных играх. С учетом физиологических особенностей и двигательного потенциала детей физическое развитие в 6 лет особенно подходит для начала занятий разнообразными видами спорта. Уровень физического развития ребят старшего дошкольного возраста способствует организации их универсальной деятельности, когда ребята без труда и с увлечением выполняют всевозможные задания, поступая обдуманно и осмысленно.
Показатели физического развития ребят старшего дошкольного возраста
У ребят старшего дошкольного возраста интенсивно продолжается формирование и совершенствование строения организма (увеличивается вес, рост), однако скелет еще не до конца развит и может подвергаться деформированию. В процессе эволюции находятся мышечная система и стопы. Дошкольники благополучно осваивают ключевые телодвижения, становящиеся более осмысленными.
Развитие физических качеств воспитанников в старшем дошкольном возрасте сопровождается осознанием особенностей и возможностей своего тела. Тело становится гораздо крепче, руки и ноги – выносливее. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте отличается тем, что ребята в состоянии осуществлять продолжительные прогулки, подолгу бегать и прыгать, не уставая, проделывать достаточно непростые задания и упражнения за счет развития мышечной системы и улучшения нервных реакций, способствующих возможности управления дошкольником своими движениями. Он может распознавать команды воспитателя и свои действия в ответ на них. У ребенка старшего дошкольного возраста точность и безошибочность движений возрастает, дошкольник уже не совершает лишних бесполезных хаотичных манипуляций, как в 3 или 4 года, может самостоятельно координировать свои действия. Физическое развитие ребенка в 7 лет должно быть еще интенсивнее.
Навыки старших дошкольников
Для всесторонней оценки потенциальных возможностей необходимо выявить физическое развитие ребенка в 6 лет. В старшей группе дети должны обладать навыками:
- свободно и равномерно передвигаться с поддержанием хорошей осанки и нормального темпа;
- взбираться по шведской стенке до 2-х с половиной метров;
- спрыгивать с высоты 20 см на ковер и в намеченную точку (с 30 см);
- прыгать с разгона в высоту, в длину и со скакалкой разной длины;
- бросать мяч прицельно каждой рукой в вертикальном и горизонтальном направлении и ловить его одной и обеими руками;
- отбивать мячик с места и при движении;
- строиться в шеренгу, осуществлять перестроение в колонны по трое и четверо по команде воспитателя, поворачивая налево и направо;
- двигаться на лыжах и ухаживать за ними;
- справляться с упражнениями на поддержание баланса;
- принимать активное участие в занятиях, включающих спортивные игры.
Для выработки этих умений у ребят старшего дошкольного возраста перед воспитателями стоят задачи:
- совершенствовать показатели физического развития детей дошкольного возраста;
- обучать сознательному выполнению ребятами всех действий;
- учить детей следить за своими движениями и манипуляциями партнеров;
- развивать элементарные понятия и опыт участия в спортивных занятиях;
- отшлифовывать стремление и готовность самим устраивать в группе подвижные игры с ровесниками и младшими дошкольниками;
- мотивировать к изъявлению творческого подхода в двигательной практике;
- целеустремленно заниматься развитием резвости и стойкости.
На физкультурных занятиях в старшим дошкольникам необходимо:
- сформировать базовую культуру здоровья;
- сохранить и укрепить их состояние духа и силу;
- развить навыки гигиены;
- дать первоначальное представление о ЗОЖ;
- расширить понятие о жизни в соответствии с природой;
- ознакомить с основами безопасности и правилами поведения в процессе спортивных занятий;
- приучать оказывать помощь взрослым в организации занятий в группе;
- убирать за собой спортивный инвентарь;
- подкреплять заинтересованность и потребность дошкольников в спорте.
При этих условиях занятия в группе достигнут намеченного результата.
Планирование физического развития в старшем дошкольном возрасте
В процессе НОД на занятиях ребята постигают новые виды реализации привычных заданий, а также знакомятся с ранее неизвестными движениями: ходьбой с пятки на носок, многообразными видами прыжков, в том числе со скакалкой. Ребятам нравится бросание и поимка мячика с изменением позиции. Физическое развитие ребят старшего дошкольного возраста включает занятия по бегу с преградами и наперегонки, залезание на гимнастическую стенку в разном темпе, всевозможные двигательные игры и тренинги.
Примечание. Ребятам организуют 3 физкультурных занятия в течение недели длительностью по 25 минут, причем одно обязательно проводят на прогулке.
Минимальные результаты достижений ребят старшего дошкольного возраста:
Бег (30 м) | 7,5 сек. |
Прыжок в длину (с места и с разгона) | 0,8 – 1,4 м |
Прыжки (в вышину) | 0,4 м |
Прыжок (вверх) | 0,25 м |
Метание предмета (200 граммов) | 3,5—4 м |
Метание утяжеленного мяча | 2,5 м |
Методика обучения физической культуре детей старшего дошкольного возраста
В своей деятельности воспитатели применяют приемы демонстрации и разъяснения, причем ввиду увеличения детской опытности в области двигательных действий задания на данном этапе можно давать без изображения и иллюстрации на собственном примере либо показывать лишь частично. Модель упражнения воспитатель демонстрирует в разнообразных позициях: анфас, в профиль, спиной. Кроме того, на протяжении года к показу упражнений обычно стараются привлекать поочередно всех детей в группе с предварительной их подготовкой.
Постепенное обучение старших дошкольников движениям
Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети сосредоточенно слушали объяснение и добросовестно выполняли условия задания, не искажая его. Физическое развитие старших дошкольников состоит в овладении детьми деталями упражнений постепенно, по 1 элементу. К примеру, обучая прыжкам в высоту с разбега, поначалу ребенка нужно научить совмещению разгона с отталкиванием одной ногой и легкому приземлению параллельно обеими ногами.
Внимание! Для того, чтобы дети не совершали ошибок, рекомендуется применять визуальные знаки – пометить точку отталкивания отдельной линией.
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если педагог станет отдавать четкие короткие распоряжения и пояснения понятно, но не очень громко. Точный корректный показ, безукоризненные разъяснения содействуют благополучному освоению каждым из детей в группе новых движений, помогают сохранению оптимизма, приподнятого состояния духа, стремления к увеличению двигательной активности.
Воспитатель непременно должен оценивать качественный уровень осуществления детских действий и физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом персональных возможностей каждого дошкольника, ободрять тех, кому что-то не удается. Одновременно происходит обучение ребенка анализу своих движений, взвешиванию качества их выполнения, нахождению своих ошибок и их исправлению.
Различные методы подготовки
Большое значение в обучении имеет разнообразие способов построения занятий в процессе обучения ребят основным движениям. К примеру, первоначально одно упражнение выполняется совместно всеми детьми в группе, позже другие движения реализуются поочередно – потоком, персонально либо фронтально. Виды занятий представляют собой:
- утреннюю зарядку;
- строевые упражнения;
- общеразвивающие тренинги;
- силовые задания;
- упражнения на равновесие;
- спортивные игры;
- физкультурные праздники.
Воспитателю необходимо уделять внимание каждому ребенку, особенно той категории, которая выполняет новые сложные действия и которой требуется поддержка, содействие. Однако при этом не следует снижать нормативы качества осуществления заданий. В состав занятий надлежит вводить задания на моделирование безукоризненной осанки и профилактики плоскостопия. Тогда ребенок подготовится к школе, и его физическое развитие в 7 лет будет соответствовать возрасту.
Во время занятий детей старшего дошкольного возраста происходит развитие всех важнейших систем организма дошкольника, усиливаются его ресурсы приспособления к внешним условиям, устойчивость к жизненным обстоятельствам, причем не только нарабатываются насущные навыки движений, но и происходит формирование целостной личности. Особенно важно осуществлять такое развитие в дошкольный период, который отличается активной позицией ребенка по освоению движений.
Видео
022