Содержание
Полноценное развитие личности невозможно без физического воспитания, которое должно прививаться с младенческого возраста. В период с 1 года до 7 лет закладывается основа для ведения полноценного образа жизни, желания заниматься спортом и умственно развиваться. Физическое развитие детей в младшей и средней группе направлено на укрепление иммунитета, формирование костной системы, гладкой мускулатуры.
Основные цели и задачи физвоспитания в ДОУ
Активные занятия в младшей и средней группе необходимы для укрепления организма. Благодаря физическим нагрузкам в организме улучшаются все физиологические процессы. Упражнения тренируют сердце, улучшают работу перистальтики кишечника, стимулируют формирование объема легких, способствуют кровообращению, питанию мозга.
Образовательно-развивающая программа физвоспитания, направлена на выполнение определенных требований.
Задачи физического развития детей дошкольного возраста включают в себя:
- Освоение координации движений;
- Стимулирование иммунитета;
- Поддержание здоровья;
- Организацию волевых качеств;
- Развитие стабильного интереса к спорту.
Физическое развитие детей раннего дошкольного возраста заключается в соблюдении дневного распорядка, полноценном питании, двигательной активности. Двигаясь, ребенок становится сильнее, выносливее, повышается уровень умственного развития, формируются те качества, которые повлияют на дальнейший успех физического и образовательного совершенствования.
Главная цель физвоспитания в младшей и средней группе – это формирования чувства значимости движения и понимание важности ведения здоровой жизненной позиции.
Методы
Физическое развитие в младшем дошкольном возрасте проводится в виде игры с разной степенью нагрузки. Занятия начинаются с утра, продолжаются на прогулке, проводятся между интеллектуальными упражнениями, во время игровых комбинаций после сна.
При проведении активных занятий в младшей и средней группе педагог применяет различные методы, которые помогают обучить и заинтересовать ребят.
Основные методы физического воспитания:
Метод | Способ осуществления |
Наглядный | Подражание, показ, использование рисунков и изображений. |
Словесный | Объяснение, описание, разговор, беседа, команды. |
Практические | Выполнение движений, повторение, использование соревновательных и сравнительных форм. |
Наглядные методы в младшей и средней группе используют для развития ходьбы, бега, лазанья, ползанья, прыжков. Педагог на личном примере показывает, как необходимо двигаться. Для подражания используют различных животных. Малыш не только двигается, но и развивает воображение. Воспитанники с восхищением летают как «птички», размахивая ручками, прыгают как «зайчики» и т.д.
Словесный метод в младшей и средней группе помогает разъяснить и прокомментировать движение. Команды «Стоп!», «Замри!», «Беги!», «Прыгай!» побуждают к движению и требуют мгновенной реакции малыша, которая развивается в игровом процессе.
Физическое развитие детей младшей группы заключается в повторении и чередовании упражнений, соревновании и оценки действий сверстников. Занятия учат ориентироваться в пространстве, контролировать эмоции, строить самостоятельные планы и цели. Активные игры позволяют развить воображение, повысить умственные способности, снять психологическую нагрузку, улучшить сон.
Примечание. Осознанное владение движениями в младшей и средней группе помогает ими пользоваться с наименьшей затратой сил и большим эффектом.
Средства воспитания
Для выполнения поставленных задач используют средства физического развития детей дошкольного возраста.
К ним относятся:
- Природные факторы. Солнечные лучи и вода укрепляют и закаливают малышей, улучшают обмен веществ и насыщают кровь кислородом.
- Гигиеническая дисциплина. Соблюдение отдыха, движения и гигиены сохраняют положительный настрой, позволяют рационально расходовать силы. Содержание в чистоте помещений и инвентаря являются профилактикой от различных заболеваний.
- Физические упражнения –главный прием воспитания. Нагрузка проводится дозировано, в соответствии со способностями и возрастом ребенка.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в младшей и средней группе проводят по средствам гимнастики, подвижных игр, спорта, туризма. Каждый метод имеет специфику и формирует определенные навыки.
Особенности развития
Физвоспитание в младшей и средней группе достигается комплексно с применением спортивных, игровых и закаливающих методов, которые подбираются в соответствии с возрастной группой. Особенности физического развития детей дошкольного возраста:
Возраст | Задачи | Умения |
Физическое развитие ребенка в 3 года. |
|
Развитие чувства пространства, координации, скорости, умения взаимодействовать со сверстниками. В младшем возрасте движения выполняют по словесным командам. |
Физическое развитие ребенка в 4 года |
|
Ходьба на носках и пятках, приседание под команду, умение не задевая обегать предметы, подпрыгивание на месте, с небольшой высоты (10-15 см) и в длину, навыки игры с мечом, соблюдение элементарных правил безопасности. |
Физическое развитие ребенка в 5 лет |
|
Ускоренная и замедленная ходьба, бег вперед-назад, прыжки через скакалку при касании пола, бросание, метание предметов в цель, ловля мяча. В среднем возрасте к 6 годам дети выполняют утреннюю разминку под аккомпанемент, могут самостоятельно и по назначению использовать спортивные принадлежности для подвижных игр. |
Программы физического развития детей дошкольного возраста в младшей и средней группе включают: утреннюю разминку, ритмичные движения на уличной площадке, процедуры закаливания организма, занятия на тренажерах, в специальных залах, спортивный досуг и развлекательные мероприятия, туристические прогулки и ознакомление с природой, дни активного отдыха с родителями.
Игровые занятия для детей 3 лет
Физическое развитие в дошкольном учреждении особую роль отводит игровым занятиям, которые проводят в большом количестве в младшей и средней группах. Для физического развития детей младшего дошкольного возраста подбирают игровые упражнения со средней подвижностью. Объяснение задачи происходит поэтапно, с использованием подражаний и примеров. В возрасте 3 лет роли между детьми распределяются одинаково, занятия не должны иметь лидера, кроме воспитателя. Исключение составляют определенные даты, когда необходимо подчеркнуть, что у малыша день рожденья и он может претендовать на наибольшее внимание.
Организация детей в младшей группе требует от педагога большой концентрации, необходимо организованно привлекать малышей, поощряя каждого за новые успехи в игре.
Наиболее подходящие игровые занятия в младшей группе для детей 3 лет:
- «Цыплята». Натяните скакалку или веревку на расстоянии от ковра в 50 см., покричите «цып, цып, цып», посыпьте визуальные зернышки и поманите детей, чтобы собрать их. Главная задача, не задевая веревки перейти на другую сторону. Похвалите всех за хороший результат.
- «Прямая дорожка». Воспитатель предлагает детям сходить на прогулку. Они строятся в ряд и выполняют движения согласно потешке «По прямой дорожке бегут у малыша ножки» – дети идут. «По камешкам мы прыг, скок» – прыгают, передвигаясь вперед, «А тут вот, ух и в ямку бух» – присаживаются на корточки. Так повторите 3-5 раз, после этого заканчивайте фразой «А теперь бежим домой, больше в ямку ни ногой» – дети с восторгами разбегаются в разные стороны. Задача: научить строиться, ходить взявшись за руки и выполнять команды.
Развивающие игры для 4-х летнего возраста
Дети в 4 года могут самостоятельно проектировать движения в пространстве. Для закрепления и продолжения формирования навыков игры усложняют. Детям начинают прививать лидерские способности, возможность выражать свои мысли, выбор объекта для взаимоотношений.
Рекомендованные упражнения в младшей группе для 4 летних детей:
- «Волк и зайчата» Педагог рисует мелом кружки-кустики на площадке и объясняет правила игры. Волк может схватить зайчика, если он не успеет встать в кружочек. Игру сопровождают потешками, выбранный волк выбегает по команде воспитателя и начинает хватать «зайчат». Задача игрового упражнения – взаимодействие сверстников и развитие скорости мышления.
- «Найди свое местечко». Дети выбирают для себя визуальный домик, которым может быть любой предмет. По сигналу педагога малышня выбегает на площадку и резвиться, не сталкиваясь друг с другом. По свистку ребята должны прибежать и спрятаться в «домик». Цель занятия – сформировать правильную ориентацию в пространстве.
Занятия в средней группе
Физическое развитие детей в средней группе подразумевает усложнение занятий, приучение к гимнастике в менее игровой форме, самостоятельные активные игры без участия воспитателя.
Детское воспитание в младшей и средней группе заключается в развитии коллективного общения, построения по команде в колонны и линии, добавляются логические упражнения с цветами и различными предметами.
Рекомендуемые игры в средней группе:
- «Краски». Каждый ребенок придумывает себе цвет, который говорит ведущему на ушко. Выделяется отдельный «Иванушка», который должен отгадать и поймать угаданную «краску». После этого звучит прибаутка, провоцирующая «Иванушку» назвать цвет. Озвученная «краска» встает и под быструю считалочку убегает, «Иванушка» пытается ее поймать, на обозрение всем остальным детям, которые болеют за убегающего. Цель игры – закрепление координации и развитие умственных и лидерских качеств.
- «Лови кубик». К ногам каждого ребенка кладут кубик, который необходимо сохранить на протяжении всей игры. Ведущий тянется к каждому, исхитряясь, смотря в другую сторону и делая вид, что он возьмет совсем не предполагаемый объект. Задача играющих присесть и спрятать кубик, прикрыв его руками при приближении ведущего. Цель игры – развитие ловкости, выдержки, глазомера, внимательности.
Физическое воспитание детей в младшей и средней группе создает предпосылки для формирования личности, правильного развития мышечного корсета, желания активно жить и достигать поставленных результатов.
Видео
023