Содержание
Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие детей раннего возраста – непростая задача, она не может сводиться лишь к посещению яслей или обучающих занятий, крайне важно участие семьи как главного воспитательного фактора. Таким образом, родителям необходимо знать и учитывать особенности воспитания детей раннего возраста, это обязательно принесет свои плоды.
Что такое ранний возраст
Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается после младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.
Главная особенность раннего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие основных психических процессов.
После окончания раннего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на первый план. Пограничным моментом становится кризис трех лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.
Важно! Ранний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис трех лет, который характеризуется существенной перестройкой формирующихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, кроме того, происходит перестройка взаимоотношений с окружающим миром.
Особенности детей раннего возраста
Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.
Особенности возраста:
- Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
- Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
- Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.
Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:
Познавательный процесс | Его особенности в раннем возрасте |
Восприятие |
|
Внимание |
|
Память |
|
Воображение |
|
Мышление |
|
Воспитание детей раннего возраста
Воспитание детей раннего возраста в своей основе содержит создание и поддержание позитивного эмоционального настроя. Для этого требуется правильно организовать режим дня, выполнять связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать).
Основной стимул, который стремится реализовать взрослый – побуждение к организованным действиям.
Неотъемлемое условие воспитания детей раннего возраста – пробуждение интереса, тогда они с готовностью выполняют требования. Необходимо создавать в бытовой среде предпосылки, когда может проявиться интерес. Например, для гигиены полости рта нужно приготовить яркую зубную щетку и давать малышу самому пробовать чистить зубы. То же правило действует и в отношении остальных воспитательных задач.
Важно! Недопустимо принуждение к выполнению любых дел, которые малышам не по нраву. Добиваться послушания нужно, зародив интерес к занятию.
Задачи воспитания детей раннего возраста:
- Эмоциональное благополучие.
- Овладение гигиеническими навыками.
- Обучение правилам поведения в обществе.
- Развитие самостоятельности и самообслуживания.
- Установление контакта со сверстниками и взрослыми.
Ребенку нельзя навязывать свое мнение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно лишь поощрять его за правильные поступки и порицать за плохие. Постепенно он понимает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – эффективные средства воспитания детей раннего возраста.
Развитие детей раннего возраста
Основы воспитания детей раннего возраста следуют из особенностей психики и мышления ребенка. Ведущая деятельность – предметно-действенная.
Ввиду того, что на первый план выходят действия с предметами, задача взрослого сводится к сотрудничеству, в ходе которого ребенок учится обращаться с ними. Он усваивает способы их использования, подражая взрослым. Малыш способен понимать основные свойства предметов (цвет, форма, размер) и различать их. К концу раннего возраста он научится пользоваться многими окружающими его вещами и играть игрушками.
Обучение детей раннего возраста сводится к следующим задачам:
- Развитие речи.
- Знакомство с окружающим миром и обществом.
- Развитие сенсорики.
- Навыки действий с предметами.
- Совершенствование двигательной активности.
- Музыкальное восприятие.
Обучение игре детей раннего возраста сейчас выходит на первый план. Важно создать условия, в которых они принимают активное участие в процессе обучения. Недопустимо ограничение свободы передвижения во время занятий. Психические особенности возраста не позволят малышам сосредоточиться на материале.
Программы раннего воспитания и развития
Воспитание и обучение детей раннего возраста тесно связаны между собой, поэтому было бы неправильно выделять их в разные методики. Используемые программы воспитания детей раннего возраста и краткое их описание:
Название программы | Рекомендуемый возраст, место применения | Основные направления развития |
Программа воспитания и обучения в детском саду | 1-2 года2-3 года(в ДОУ) |
|
Программа «Радуга» | 2-3 года(в ДОУ) |
|
Программа «Кроха» | До 3 лет (в семье) |
|
Формы обучения
Формы обучения детей раннего возраста, принятые в дошкольных учреждениях:
- Индивидуальные занятия. Обычно применяют, когда нужна коррекционная работа с ребенком.
- Групповые. Задание дается каждому или всей группе.
- Коллективные. Объединяются несколько малышей.
- Самостоятельные.
По характеру занятия разделяются на творческо-игровые, исследовательские, информационно-практические и творческие. Обучение проводится в соответствии с программой обучения ДОУ.
Все обучающие мероприятия проводятся только в игровой форме. Для закрепления знаний и навыков используется многократное повторение пройденного материала.
Средства обучения и воспитания
Средства сенсорного воспитания детей раннего возраста:
- Дидактические игры и упражнения.
- Рисование.
- Лепка.
- Аппликация
- Конструирование.
Задача занятий сводится к накоплению сенсорного опыта, направленного на развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, осязания. Впоследствии малыши смогут систематизировать полученные знания и применять их. Важно поощрять стремление дошкольников к самостоятельности в ходе выполнения задания.
Сенсорное воспитание и обучение должно проходить планомерно, в системе. Усвоение сенсорных эталонов, подготовка почвы для этого не могут происходить без участия педагога.
Рекомендации родителям
Воспитание ребенка раннего дошкольного возраста требует от родителей понимания особенностей этого периода. Им можно дать следующие советы:
- В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу.
- Активно включать малыша в повседневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию мелкой моторики.
- Внимательно слушать, что он говорит, включаться в разговор, задавая простые вопросы.
- Разговаривать короткими понятными предложениями. Слова проговаривать четко, спокойно. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
- В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать действия малыша.
- Читать книги, ходить гулять каждый день, чтобы обеспечить ребенка новыми впечатлениями и знаниями.
- Активно поддерживать интерес к новым занятиям.
- Хвалить как можно чаще за хорошие поступки.
Следование этим рекомендациям позволит эффективно использовать особенности воспитания детей раннего возраста. Тем, кто не получил должного педагогического внимания в этот период, сложно адаптироваться в обществе, они имеют проблемы в речевом, умственном и физическом развитии. Если малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции педагога на себя, изучать теоретические основы воспитания детей раннего возраста.
Видео
010