Основы психического развития ребенка дошкольного возраста

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Жизнь человека во многом зависит от того, каким было его детство, как его воспитывали родители, как складывались взаимоотношения с ровесниками. Задумываясь о будущем ребенка, родители должны не только записать дошкольника в спортивные и художественные секции, выбрать хорошую школу, но и внимательно относиться к здоровью малыша. Психическое развитие ребенка дошкольника также важно, как и физическое. Только при полном общефизическом, духовном и социальном благополучии ребенок будет здоровым и счастливым.

Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализовываться в обществе, быстро обучаться и расти. При наличии диагностированных психических отклонений или заболеваний в дошкольном детстве, у подростка в будущем возникают проблемы с адаптацией в активно изменяющейся социальной среде.

Диагностированные психические отклонения у ребенка

Этапы психического развития

Дети в возрасте от 3 до 7 лет относятся к категории дошкольников. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа (каждый человек уникален и, даже у здорового дошкольника, могут быть незначительные возрастные отклонения):

Наименование Возраст
1 младший 3-4 года
2 средний 4-5 лет
3 старший 5-7 лет

Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям ребенка, и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в садике в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать его состояние психики.

В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.

Разговор на равных с ребеноком

Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок.

Особенности

Особенности развития психических процессов дошкольников оцениваются по их поведению в различных социальных ситуациях – во время знакомства с новыми людьми, во время игр со сверстниками, в процессе обучения. Игра в психическом развитии дошкольника:

  • учит общаться с другими детьми и взрослыми жестами и связными фразами;
  • учит подчиняться установленным для всех правилам, несмотря на возникающие у каждого эгоцентричные желания;
  • формирует нравственные чувства (что можно делать, а что нельзя);
  • формирует новые потребности – лидерство, командный дух, самостоятельность.

Важно! Своевременное развитие психических функций дошкольника станет основой для его дальнейшего успешного обучения и для формирования положительных личностных качеств.

Своевременное развитие психики как залог успешного развития

Социальные обстоятельства

Главная характеристика психического развития дошкольника – его социализация. В возрасте от трех до семи лет сводится к минимуму совместная деятельность детей и родителей. Изучение окружающего мира и человеческих взаимоотношений происходит с помощью игр (сюжетной и ролевой ведущей деятельности), в которых малыш повторяет действия взрослых в различных бытовых ситуациях, а ровесники становятся более значимыми партнерами в игре.

Ведущая деятельность

Ребята с помощью игр учатся оценивать свое место в окружающем их социуме, свои действия по отношению к друг к другу и незнакомым взрослым (установление межличностных взаимоотношений).

Особенности психического развития детей дошкольного возраста, определяемые ведущей деятельностью (игрой):

  • мотивация и потребности – освоение функций, смысла и целей какой-либо человеческой деятельности. Пример: всем известна игра детства “дочки – матери”, игра “в семью”. Девочки выбирают себе “мужей” из мальчиков, катают кукол в колясках (или командуют детьми помладше), имитируют бытовую деятельность – совершают покупки за деньги-листики, готовят еду, обедают и т.п. Всему этому их никто не учит – они эти действия видят в своих семьях и повторяют их, “вживаясь” в выбранную роль.
  • В дошкольном детстве, играя со сверстниками на детских площадках, малыш учится предвидеть реакцию окружающих на свои эгоцентричные действия, тем самым, координирует свои дальнейшие поступки. Например, учится не брать без разрешения чужие игрушки.
  • Планирование своих и чужих действий, развитие лидерских качеств и умения играть в команде. Придумав что-то в своей голове, дошкольник начинает воплощать мечту в реальность, например, чтобы поиграть в какую-либо игру,. собирая вокруг себя необходимое количество участников.
  • Подчинение правилам. Во время игры между двумя и более ровесниками устанавливаются путем договоренности определенные правила. В дальнейшем, это умение помогает в будущем слушаться учителей в школе и не нарушать школьные правила и требования родителей.

Научившись оценивать свои желания, мотивы своих поступков, иерархию отношений между людьми, ребята быстрее осваиваются в образовательном учреждении, становятся более послушными и внимательными.

Залог успеха в образовательном учреждении

Психические новообразования

Основные новообразования возрастной категории от 3 до 7 лет – это улучшение ориентации, исследовательской деятельности, памяти и образного мышления. Ребенок учится рассказывать о происходящем вокруг него, появляется самооценка и эмоциональная стабильность, формируется его психологический портрет, увеличивается продуктивная деятельность (появляется интерес к спорту, музыке, литературе, рисованию).

В современном обществе у родителей есть потребность в том, чтобы ускорить или даже перескочить дошкольное детство. В таких случаях, дети с трех лет занимаются по типу школьного образования (уроки, перемены, строгие учителя). Данное новомодное вмешательство в особенности психического развития ребенка дошкольника, может негативно сказаться на его будущем – пробелы в становлении умственных и личностных качеств, односторонность развития.

Задержка развития психики

Задержка психического развития (ЗПР) у детей в дошкольном возрасте – проявление явных расстройств психики и отсутствие каких-либо эмоциональных и волевых качеств. Обычно психическое развитие дошкольников с ЗПР происходит неравномерно, установить такой диагноз можно в возрасте четырех лет и старше (на практике такой диагноз устанавливают детям во время обучения в младшей школе).

Задержка психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте оценивается по его поведению во время сюжетных и ролевых игр, по отношению к ровесникам и взрослым, по его реакции на изменяющуюся обстановку. Действия детей с ЗПР не активны, они не проявляют собственной инициативы и не интересуются происходящим вокруг них (не задают вопросов), они не могут длительное время заниматься чем-либо. Такие дети в дошкольном возрасте имеют проблемы с выражением эмоций, разговорной речью, слабое развитие мелкой моторики.

Особенности психического развития дошкольника с ЗПР:

  • Игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ЗПР однообразна и мало выразительна.
  • Отсутствие эмоциональной привязанности к игрушкам. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у детей с ЗПР не бывает любимых игрушек.
  • Отсутствие воображения и реальных жизненных примеров (характерно для инвалидов, детдомовцев).

Для диагностики психического развития дошкольников и выявления проблем необходимо заключение медицинской комиссии от ряда специалистов. Установление такого диагноза подразумевает постоянный контроль за деятельностью малыша со стороны родителей и воспитателей (педагогов). Также важно регулярно проходить медицинское обследование.

Коррекция психического развития дошкольника подразумевает строгое соблюдение дисциплины и регулярного участия детских врачей. При правильном педагогическом подходе ребята с диагнозом ЗПР, могут усваивать те же знания, что и нормально развивающиеся сверстники. После окончания обучения в школе они также имеют все шансы на получение высшего образования и профессиональных квалификаций.

Видео

002