Психологическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психологического развития дошкольников

В дошкольном возрасте происходит формирование важных психологических процессов, имеющих влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка. Психологическое развитие дошкольника характеризуется изменениями в таких сферах, как память, внимание, восприятие, способность к общению, состраданию, проявление творческих способностей. Психологическое развитие детей старшего дошкольного возраста зависит от окружающей среды, семейного воспитания, взаимодействия с другими детьми. Большую роль играют обучающие программы, предусматривающие всестороннее и гармоничное развитие дошкольника, учитывающие его индивидуальные особенности.

Методы диагностики психологического развития ребенка дошкольного возраста

Первичная диагностика необходима для создания отправной точки, которая будет служить ориентиром в оценке происходящих изменений. Методов ее проведения много, они учитывают особенности психологического развития дошкольника, их реакцию на различные тестовые ситуации. Необходимо постоянно поддерживать интерес к заданиям, иначе показатели будут неверными. Самыми действенными считаются:

  1. Методика Л.А.Венгера, направленная на определение интеллектуального уровня.
  2. Система В. Т. Кудрявцева основана на проигрывании определенной ситуации и показывает уровень творческого потенциала в вербальном выражении.
  3. Разработка Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса показывает степень образного мышления.
  4. Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина в своей системе делают упор на рисунок, и с его помощью диагностируют уровень творческих задатков.

Методы диагностики Джоя Пола Гилфорда

Диагностика психологического развития дошкольников проводится в плановом режиме или по индивидуальному запросу воспитателей или родителей и решает такие задачи, как уровень соответствия средней возрастной норме, выявление отклонений и поиск предполагаемых причин, определение индивидуальных особенностей.

Методами диагностики становятся наблюдение, опрос, тестирование, создание проблемных ситуаций, сюжетные игры. Условием успешного проведения исследований становится непринужденная обстановка, заинтересованность дошкольника в выполнении заданий.

Важно! Не стоит резко отрывать его от интересной игры или забирать с увлекательного занятия. В этом случае результат подобного тестирования нельзя считать адекватными его способностям.

Диагностика психологического развития дошкольников

Особенности развития дошкольников

К этой категории относят детей 6 – 7 лет, у них ярко выражена склонность к сюжетным играм, где они пробуют силы в разных видах деятельности. Через развитие образного мышления приходит осознание себя как личности. Наблюдается интенсивный рост интеллектуальных способностей, формируется готовность к школе. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте диктуют необходимость проведения личностно-ориентированного вида занятий с учетом интересов и склонностей.

Психологические особенности развития детей дошкольного развития ярко выражаются в изменении способа запоминания. Формируется и выходит на первый план произвольное запоминание, начинают выстраиваться осознанные ассоциативные цепочки, увеличивается объем внимания. Это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте хорошо позволяет провести замену наглядных материалов на замещающие символы, развивающие воображение и формирующие начальные навыки работ с абстрактными понятиями.

Нормальное психологическое развитие ребенка дошкольника предусматривает изменение параметров внимания, его продолжительность и избирательность. Необходимо обращать внимание на такие стороны, как устойчивость, уровень концентрации, распределение и умения своевременно переключаться на другую задачу. Проверки внимания не должны превышать 15 минут, дальше результаты начнут искажаться из – за потери интереса и появления усталости у ребёнка.

Психологическая перегрузка дошкольника при тестировании

Адекватное возрасту психологическое развитие старшего дошкольника предполагает также умение вести осмысленный диалог, понимать и воспринимать аргументы собеседника, способность делать выбор и осознавать его последствия, нести ответственность за свои поступки.

Условия комплексного психологического развития дошкольников

Для планомерного обучения и воспитания детей разработана и утверждена ФГОС ДО программа психологического развития дошкольников. Ее целью стало создание условий для естественного психологического роста и формирования необходимых навыков. В перечень задач входит:

  • формирование и развитие эмоциональной сферы через приобщение к образцам мировой литературы, музыки;
  • расширение сферы коммуникативных навыков;
  • формирование интеллектуальной, волевой и личностной сферы;
  • создание позитивного настроя к обучению, мотивация;
  • создание предпосылок к развитию познавательных процессов.

Программа психологического развития дошкольников

Основными положениями ФГОС ДО являются создание условий, позволяющих дошкольнику самостоятельное познание окружающего мира через личный опыт, обеспечение преемственности и непрерывности обучения, а также разнообразие организационных форм, где учитывается индивидуальная психология развития дошкольника.

Формы развивающей и воспитательной работы

Психолого-педагогические условия развития дошкольников направлены на личностное совершенствование, когда в процессе творчества происходит развитие интеллекта, способностей к запоминанию, анализу, абстрактному мышлению.

Они включают использование театрализованных игр, индивидуальные творческие задания, беседы – диалоги, чтение художественной литературы.

Важно! Новая информация в этом возрасте лучше воспринимается через игровые формы. Поэтому именно они должны стать основной формой работы, чтобы успешно реализовывать психолого-педагогическое развитие старших дошкольников.

С возрастом обязательно сформируются учебные навыки, а на данном этапе более ценно познание мира, его закономерностей, взаимосвязь событий и навыки общения со сверстниками.

Психолого педагогические условия развития дошкольников

Воспитательные аспекты

Они идут в тесном сотрудничестве с развивающей деятельностью. Четко провести границу между этими двумя видами деятельности невозможно. Опытный педагог настолько тесно сплетает их, что они начинают дополнять друг друга, усиливая результат.

В возрасте 6 – 7 лет психологическое воспитание дошкольников направлено на формирование таких понятий как добро, зло, справедливость, сострадание. Появляется понятие морали, отношение к счастью, потребность равного общения, осознание себя как самостоятельной личности.

Психология воспитания дошкольника проявляется в том, что самым действенным средством является личный пример. Роль семьи в этом вопросе очень важна, поэтому в работе педагогов ДОУ обязательно присутствует проведение тематических бесед с родителями, организация круглых столов с участием штатного психолога и методиста, оформление стендов и памяток.

Среди приемов формирования духовных ценностей, морали и нравственности прекрасно зарекомендовали себя, и нашли практическое подтверждение результативности такие методы, как:

Вид работы Содержание Результат
1 Сказкотерапия Чтение поучительных сказок и историй Ребенок отождествляет себя с одним из героев и видит способы решения проблемы
2 Игры с заданной ситуацией Существует несколько вариантов развития событий Ребенку приходится выбирать один из вариантов и просчитывать последствия своего поступка
3 Разбор спорных жизненных ситуаций Нужно подобрать несколько объяснений поступка другого человека Поиск мотивов действующих лиц, в процессе которого прививается умение посмотреть на ситуацию со стороны.

Сказкотворчество как инструмент психологического развития дошкольников

Психолого-педагогическое воспитание дошкольников неразрывно связано с другими сферами образовательной и развивающей деятельности, являясь единым комплексом, где приоритетной задачей является воспитание всесторонне развитой личности, готовой к дальнейшему обучению и адаптированной для жизни в обществе.

Социализация дошкольника в обществе

Одним из самых важных показателей готовности к школе становится умение общаться, налаживать контакт со сверстниками, адаптироваться к новым условиям. Социально-психологическое развитие дошкольников заключается в базовом формировании первоначальной культуры. Это происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где усваиваются поведенческие нормы, вырабатывается способность учитывать интересы собеседника, отстаивать свою точку зрения, искать компромисс.

В дошкольном возрасте доминирует личностная форма коммуникации, возникают вопросы о жизненных моментах, появляются свои взгляды на ситуации. Дошкольник нуждается в советах, поддержке и одобрении взрослых, избирая их эталоном для формирования своего стиля поведения.

Социально психологическое развитие дошкольников

На его мировоззрение влияет социальная среда, которой становятся книги, окружение, совместная творческая деятельность, окружающая среда ДОУ, телевидение, музыка, природа. Гармоничное сочетание средств и методов социального воспитания позволяет полностью раскрыться личному потенциалу ребенка.

Также большую роль в формировании взглядов и манер поведения приобретают сюжетно – ролевые игры. Они заставляют задуматься об отношениях между людьми, понять ценность труда, примерить на себя роли взрослых.

Показателями успешного формирования социальных навыков служат свободное общение с людьми, внимательность к чувствам других, сострадание, умение ставить цели и намечать пути их достижения, ведущие к успешному вхождению в общество.

При хорошей социальной адаптации дошкольник будет уверенно себя чувствовать в коллективе, быстро примет новые условия, что станет предпосылками к успешному обучению в школе и прекрасной успеваемости.

Видео

009