Содержание
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – тема, интересующая многих молодых родителей (опекунов). Воспитывая ребенка, важно не упустить тот момент, когда он начинает общаться с окружающими его людьми (с соседями по лестничной площадке, друзьями семьи), в противном случае, при неадекватной реакции со стороны общества дошкольник будет избегать социума в дальнейшем.
Требования к социализации дошкольников и их взаимоотношениям
Образовательная область для социально коммуникативного развития дошкольников определяется руководством образовательного заведения – разрабатываются планы занятий и индивидуальные учебные нагрузки. Сегодня особое внимание уделяется индивидуальному подходу к воспитанию и образованию каждого ребенка в ДОУ (обязательным является заполнение индивидуальных карт на протяжении всего периода посещения детского сада), так как каждый человек уникален, имеет свои желания, потребности и скрытые возможности.
Задачи
Чтобы решить проблемы, возникающие в общественной жизни дошкольников, воспитатели ДОУ должны ежегодно адаптировать образовательные программы, повышать свою квалификацию, взаимодействовать с родителями воспитанников – сообщать им о результатах образования детей и о возникающих межличностных проблемах в группе.
Задачи социально коммуникативного развития дошкольников:
- помочь постигнуть, понять, соблюдать нормы этики и нравственности;
- научить воспитанников не бояться высказываться и принимать решения в различных обстоятельствах;
- помочь освоить и понимать особенности психоэмоциональных отношений;
- поддерживать стремление дошкольников трудиться и заниматься творчеством;
- объяснить основы семейных отношений и правила хорошего тона.
В детстве основное окружение дошкольника – это члены его семьи, соседи, воспитатели и знакомые с детской площадки. В возрасте с 3 до 7 лет идет активное становление таких качеств как общительность, отзывчивость и понимание что можно делать, а что нельзя. Наблюдая за поведением дошкольника, можно определить каким он будет в обществе – лидером, ведомым или предпочтет уединенность и самостоятельность. На этом раннем этапе формирования психики нельзя ограничивать любопытство ребенка и его нужду в общении, в противном случае он может утратить свою непосредственность, более того, могут появиться проблемы с психическим здоровьем.
Условия
Социально коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС подразумевает соблюдение родителями и воспитателями ряда требований, необходимых для всестороннего образования и коммуникации детей, для преодоления ими собственных психологических барьеров.
Условия социально коммуникативного развития дошкольников:
- использование технических новшеств (компьютеров, проекторов, умных игрушек);
- постоянное повышение квалификации персонала (воспитатели ДОУ должны поддерживать желание ребят развиваться, заниматься творчеством и спортом, основываясь на их индивидуальных потребностях и особенностях. Существуют целые учебно-методические пособия, например, Книга “Социально коммуникативное развитие дошкольников” Абрамова Л.В. и Слепцова И.Ф.)
- регулярное обновление и дополнение образовательных программ;
- улучшение оснащения групп и детских площадок. В ДОУ должны быть не только хорошие воспитатели, но и разнообразное оснащение (игрушки, книги, зоны творчества и отдыха, туалета, приема пищи и сна).
Важно! Социально коммуникативное развитие в дошкольном возрасте способствует формированию компетентного и ответственного человека.
Чтобы работа по социально коммуникативному развитию дошкольников имела успех, важно придерживаться требований ФГОС для ДОУ и находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Методы социализации и коммуникаций
Игра является основным методом реализации дошкольников и единственным способом их успешной социализации. На сегодняшний день наша жизнь тесно связана с электронными устройствами, но нельзя допустить того, чтобы малыш предпочитал смартфон или планшет активным играм со сверстниками. Взаимосвязи, возникающие во время игровой деятельности – главный способ социализации и полноценного коммуникативного становления личности.
Социально коммуникативное развитие дошкольников, игры в ДОУ и дома должны учитывать особенности возраста:
Количество лет,в годах | Ведущая деятельность | Комментарии |
Младший(до 4 лет) | Тематические сюжетные и ролевые игры | В этом возрасте дети копируют поведение окружающих их людей (членов семьи, продавцов в магазине, воспитателей, врачей и т.д.). Родители (опекуны) должны показывать и рассказывать, как правильно заводить знакомство, как начать или закончить разговор, и т.д. |
Средний(4-5 лет) | Эмоциональные игры с участием нескольких мальчиков и девочек (разнополые команды) | Социально коммуникативное развитие дошкольников средней группы основано на развитии психоэмоциональных качеств воспитанников. Играя, ребята проявляют свои эмоции и желания, учатся их подавлять и контролировать, а также наблюдают и анализируют поведение и эмоциональные реакции сверстников. |
Старший(6-7 лет) | Ситуационные игры | Социально коммуникативное развитие старшего дошкольного возраста основано на самостоятельности детей.Воспитатели могут помогать ребятам имитировать различные ситуации. Например, одному мальчику дают 5 яблок и спрашивают, как он поступит? Участвующие в игре дети, по очереди, должны рассказать, что они будут делать в этой ситуации – поделятся с другими воспитанниками, отнесут домой родителям или съедят сами. Важно, чтобы ребенок понимал, почему он именно так поступает и что его мотивирует. |
Играя, дети имитируют семейную жизнь и быт своих родителей, они учатся общаться между собой, решать конфликтные ситуации, перенимают поведение старших и при этом постоянно развиваются. Социально коммуникативное развитие дошкольников через контактную и игровую деятельность является наиболее значимым.
Родители несут всю ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Важно постоянно заниматься с ребенком, следить за его психическим и физическим здоровьем, ведь только в этом случае ребенок будет счастливым и успешным.
Видео
021