Тест Когана на определение уровня развития мышления

Тест Когана

Научные труды Владимира Михайловича Когана известны не только узким специалистам в области психологии, но и работникам дошкольного образования, школьным педагогам, дефектологам. С именем В.М. Когана благодаря его известной методике знакомы многие заинтересованные и ответственные родители. Тест Когана для дошкольников на определение уровня развития мышления используется для диагностики готовности ребенка к обучению в начальной школе.

В.М. Коган: психолог, дефектолог и педагог

Владимир Михайлович Коган, известный в широких кругах исключительно как автор теста Когана на мышление, – это талантливый российский ученый-психолог 20 века. Он родился в 1903 г., в 1937 г. получил степень кандидата биологических наук, а в 1963 г. защитил докторскую диссертацию по вопросам восстановления речи пациентов с афазией, спровоцированной травмами головного мозга в результате тяжелых ранений. В годы войны занимался теоретическими и практическими основами восстановления боеспособности и трудоспособности военных, получивших ранения и травмы в ходе боевых действий. С 1934 по 1977 гг. В.М. Коган руководил психологической лабораторией в Институте экспертизы трудоспособности инвалидов. Владимир Михайлович до самого конца жизни (умер в 1985 г.) занимался изучением вопросов реабилитации пациентов с различными видами афазии, а также дефектологии, сурдопсихологии, тифлопсихологии. Известность в психологии дошкольного и начального образования ученому принес так называемый тест Когана. Среди профессиональных интересов В.М. Когана – психологические аспекты эффективной профессиональной деятельности человека, психология физической и умственной трудоспособности, психологические условия организации труда инвалидов.

Институт экспертизы трудоспособности инвалидов

Варианты стимульного материала

Тест Когана для изучения схематического мышления детей проводится с помощью комплекта диагностических (стимульных) материалов. Стимульный материал для теста Когана для дошкольников существует в нескольких вариантах. Для детей от 4,5 до 9 лет разработана таблица-матрица с 25 клеточками. По горизонтали располагаются обозначения геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал и трапеция), по вертикали – цветов или штриховок.

Тест Когана (второй вариант) состоит из комплекта 12 маленьких карточек и матрицы с 12 клетками: в горизонтальных рядах располагаются фигуры (квадрат, круг, треугольник), в вертикальных – обозначения цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Диагностический материал можно приобрести в магазине или подготовить самостоятельно.

Тест Когана позволяет определить, насколько у ребенка сформировано умение внимательно и сосредоточенно работать в течение определенного промежутка времени, а также способность переключать внимание с одного признака на другой и распределять внимание в процессе работы с 2-мя и 3-мя признаками.

Важно! Если стимульный материал подготавливается взрослым самостоятельно, нужно иметь в виду, что тест Когана даст объективные результаты в том случае, если форма, размер и цвет фигур в таблице и на раздаточном материале будут абсолютно идентичны.

Тест Когана на узнавание и совмещение признаков

Порядок организации тестирования (без устного счета)

Тест Когана проводится психологом, который работает в спокойной комфортной обстановке индивидуально с одним ребенком. С детьми, не владеющими устным счетом от 1 до 30, тест Когана проводится по следующему алгоритму (таблица 1).

Этап теста Действия психолога Действия испытуемого
1 шаг выкладывает перед дошкольником маленькие карточки рассматривает карточки и группирует по цвету или типу штриховки
2 шаг группирует диагностический материал по геометрической форме
3 шаг выдает таблицу-матрицу и карточки с фигурами разного цвета должен разместить маленькие карточки в клеточках таблицы правильно: например, в ряду со знаком квадрата должны оказаться все квадраты, а в ряду, обозначенном определенным цветом, все фигуры такого же цвета

Тест Когана на узнавание и совмещение признаков требуется выполнить за определенное количество минут. Если присутствие родителей обязательно, то необходимо их предупредить, что они не должны вмешиваться в проведение диагностической процедуры и помогать ребенку.

Важно! Ребенок, который не справился с заданиями и не смог выполнить тест Когана, нуждается в дополнительном психологическом обследовании, а также в систематических занятиях.

Диагностика детей с ЗПР

Тест для определения уровня сформированности мышления дошкольника (с устным счетом)

Дети, владеющие устным счетом от 1 до 30, выполняют тест в 4 этапа.

Этапы теста Действия психолога Методика проведения
1 шаг предлагает дошкольнику стопку сложенных в случайном порядке маленьких карточек, просит сосчитать их по порядку вслух и сложить на стол стопочкой во время теста регистрируется время, потраченное на выполнение задания; отмечаются сделанные ошибки, их содержание и общее количество
2 шаг предлагает ребенку разложить карточки стопочками по цвету, при этом их пересчитывая испытуемый должен брать по одной карточке в том порядке, в каком их сложил психолог
3 шаг предлагает ребенку разложить карточки кучками по форме, при этом их пересчитывая после выполнения каждого задания на 1-3 этапе материалы перемешиваются
4 шаг предлагает разложить карточки по таблице-матрице, одновременно их пересчитывая перед тем как малыш начнет выполнять задание, взрослый показывает, куда нужно раскладывать карточки, и задает тестовый вопрос (например, «Где должен лежать синий квадрат?»)

Проводя тест Когана, психолог может повторять инструкцию 2 раза, объяснять непонятные понятия (например, форма). Если дошкольник не понимает словесное объяснение, педагог может наглядно показать ему порядок действий, рассуждая вслух, после чего предложить малышу выполнить тест Когана самостоятельно. При этом факт и содержание помощи, а также особенности восприятия ребенком новой информации отмечается в протоколе исследования.

По правилам обучение можно повторить дважды. Если после повторного обучения испытуемый не справляется с заданием, это отмечается в протоколе исследования и выполнение теста Когана прекращается.

Важно! Давая задание 4-го этапа, взрослый может использовать образное сравнение: таблица – это дом, горизонтальные ряды – этажи, вертикальные ряды – подъезды, карточки – жители.

Тест Когана для определения уровня сформированности мышления дошкольника

Результаты выполнения

Тест Когана позволяет оценить сформированность различных психических функций дошкольника:

  • зрелость мыслительных операций (анализа, сопоставления, классификации и др.);
  • длительность удержания в памяти инструкции взрослого;
  • сформированность механизмов переключения и распределения внимания по 2 признакам (необходимость считать карточки и анализировать предложенные признаки);
  • способность программировать порядок действий (самостоятельно улавливать алгоритм действий);
  • уровень развития пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики;
  • особенности мотивации ребенка;
  • наличие познавательного интереса;
  • обучаемость и работоспособность;
  • способность видеть свои ошибки и исправлять их и др.

Обычно подсчитывается, какой процент заданий, включенных в тест Когана, ребенок выполнил правильно. Нормально развивающийся дошкольник 4,5-5,5 лет выполняет тест без счета, допуская не более 3-4 ошибок. Шестилетний дошкольник с уровнем развития, соответствующим средней возрастной норме, способен быстро выполнить задание, получив краткую инструкцию, при этом он совершает единичные ошибки и сразу же их исправляет.

Результаты выполнения теста Когана

Правильное выполнение не более половины заданий указывает на низкий уровень сформированности схематического мышления и является основанием для того, чтобы предполагать задержку психического развития.

Тест Когана позволяет оценить и второй показатель – это время, которое дошкольник потратил на выполнение заданий. Если общее количество времени, затраченного на распределение маленьких карточек по цвету и по форме, меньше или равняется времени, в течение которого малыш размещал маленькие карточки в клетках матрицы, уровень развития схематического мышления считается соответствующим норме.

Тест Когана – одна из методик диагностики уровня развития психики. Если дошкольник не справился с тестом или смог выполнить не более половины заданий, проводится развернутое исследование с помощью других методик, позволяющих не только уточнить полученный результат, но и выявить причины отмеченного отклонения от нормы в развитии мышления.

Видео

052