Различные виды задержек психического развития

Виды и классификация задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это интеллектуальное и эмоциональное нарушение, которое сопровождается отставанием в обучении, слабой моторикой, плохой памятью, примитивностью поведения и мышления. Проблема может возникнуть на фоне биологических или психологических факторов. Виды и классификация задержки психического развития (ЗПР) ребенка были изучены и опубликованы разными врачами и психологами. Исследования Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьяновой и К.С. Лебединской позволяют выделить особую группу детей, которые в силу медленного интеллектуального развития имеют сложности с обучением.

Классификация причин ЗПР

Термин «задержка психического развития» был введен Г.Е Сухаревой. Под ним понимают дефицит запаса знаний, недостаточную зрелость мышления, преобладание игры, отсутствие усидчивости и быструю утомляемость от интеллектуальной работы. Задержку в психическом развитии нельзя путать с умственной отсталостью. Этот процесс обратим, и при адекватной помощи специалистов проблема полностью устраняется.

Классификация причин ЗПР

Причин задержки развития несколько. Классификация ЗПР Сухаревой Г.Е. выделяет три основных фактора, влияющих на умственное отставание:

  • Заболевания наследственного характера;
  • Внутриутробная патология эмбриона;
  • Травмы при рождении.

Певзнером М.С. и Власовой Т.А. были выделены следующие виды причин задержки развития:

  • Осложненная беременность, связанная с инфекциями, токсикозами, отравлением организма лекарственными веществами, спиртными напитками, наркотиками, несовместимостью резус факторов крови матери и плода;
  • Травмы при прохождении родовых путей и асфиксия младенцев;
  • Социальное неблагополучие, вследствие ограниченного контакта с окружающим миром или неблагоприятной обстановкой в семье.

При такой классификации причин дети с задержкой ПР растут без родительского контроля или в условиях чрезмерной опеки, когда возникает недостаток общения со старшими и сверстниками. Еще одной причиной отставания в развитии провоцируют дефекты слуха, зрения и речи.

Дефект слуха как причина отставания в развитии

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры
Задержка развития из-за психического инфантилизма
ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины
Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов
Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы
Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью
Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

Клара Самойловна Лебединская

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Примечание. Конституциональная задержка легко поддается коррекции при направленном обучении педагога в игровой форме.

Конституциональная задержка психического развития

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Соматогенная классификация детей с ЗПР

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий. Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят.

Психогенный вид ЗПР

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Классификация церебральной задержки развития

Прочая классификация ЗПР

Задержку психического развития широко классифицирует Ю.Г. Демьянова, она рассматривает все виды нарушений, при которых снижается интеллект. Классификация ЗПР Демьянова Ю.Г.

ЗПР
Признаки
Особенности
С цереброастеническим характером
Трудность в запоминании, снижение памяти, быстрая утомляемость.
Отставание в речевом развитии, проблемы с чтением, письмом.
При психофизическом отставании
Неуклюжесть движений, нарушение координации, отставание в развитии на 2-3 года.
Эмоциональная неустойчивость, преобладание игровой формы в обучении, склонность к конфликтным ситуациям.
С невропатическим синдромом
Плаксивость, невротические припадки, беспокойство, нарушение сна.
Трудности в усвоении знаний, конфликты со сверстниками и преподавателями.
С психопатоподобным синдромом
Гиперактивность или пассивность, проблемы с моторикой.
Плохое чтение, затруднение с письмом и счетом.
При ДЦП
Нарушение моторики, неврозоподобные состояния.
Отсутствие желания учиться, бестактность, назойливость, замедленное мышление.
С недоразвитостью речи
Сложность в общении.
Трудности в обучении.
При тяжелых нарушениях слуха и зрения
Проблемы с общением и восприятием.
Замкнутость, скованность, эгоистичность.
При соматических болезнях
Хронический синдром усталости.
Плаксивость, медленное мышление.
Ограниченное представление о внешнем мире.
Сложность в обучении, зажатость, страх перед выступлением на публике.

Демьянов Юрий Генрихович

Домишкевич С.А. выделил 3 группы (вида) школьников в зависимости от динамики психического развития, таким образом получилась следующая классификация типов ЗПР:

  • Дети с легким видом ЗПР – при коррекции к третьему классу догоняют по показателям своих одноклассников;
  • Ученики с явной задержкой развития – положительные результаты достигаются к пятому или шестому классу, однако интеллектуальный уровень отстает от одноклассников.
  • Школьники с грубой ЗПР – отсутствует способность к сосредотачиванию и запоминанию, тяжело обучаемы.

Зная, какой вид ЗПР у ребенка, специалист сможет провести необходимую классификацию и подобрать правильный подход и методику обучения. Отставание в развитии должно быть преодолено. При правильной коррекции знаний и дозированном обучении дети способны догнать сверстников. Задача взрослых вовремя распознать ЗПР и приложить все усилия для повышения интеллектуального уровня ученика.

Видео

015