Музыкальное воспитание и развитие дошкольников

Музыкальное развитие дошкольников

Слуховое восприятие ребенка формируется на ранних сроках, еще во внутриутробном периоде, и является основным инструментом познания мира. В дальнейшем, по мере развития остальных органов чувств, значение звукового воспитания малыша не теряет своей значимости и оказывает большое влияние на формировании психики ребенка в разные периоды взросления.

Цели воспитания детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников включает в себя различные направления и воздействует на определенные навыки, умения, установки малыша. Музыка формирует характер и личность человека.

Доказано, что в процессе творческого воспитания развиваются центральная нервная система, опорно-двигательная, усиливается восприятие окружающего мира, возникает чувство прекрасного. Дети, регулярно посещающие музыкальные занятия, отличаются лучшей социализацией и быстрее адаптируются к внешним изменениям.

Структура музыкального воспитания

Дети дошкольного возраста (3-7 лет) отличаются живым интересом к окружающему миру, способностью быстро усваивать и накапливать полученную информацию. В этот период жизни закладываются основные черты характера, формируются важные личностные качества человека.

Программа музыкального развития дошкольников включает в себя несколько разделов:

  • слушание;
  • пение;
  • творчество;
  • танцы;
  • музицирование

Разделы-музыкальной-программы-развития-дошкольников

Суть программы заключается в ознакомлении детей с самим понятием «Музыкальное искусство», развитии музыкальности, слуха, способности эмоционально воспринимать различные направления музыки. Вне зависимости от того, посещает ли дошкольник ДОУ или находится на домашнем воспитании, необходимо обеспечить его знакомство с каждым из перечисленных разделов.

Важно! Основными требованиями к занятиям музыкой являются способность заинтересовать и увлечь малыша, положительное влияние возможно лишь в том случае, когда уроки приносят удовольствие и вызывают добрые эмоции.

Значение элементов музыкального воспитания дошкольников

Сочетая все грани музыкального развития дошкольника можно сформировать гармоничную, уверенную, тонко чувствующую личность. Такой ребенок обладает не только теоретическими знаниями об особенностях музыкальной культуры, но и способен к неординарному взгляду на мир, у него развито творческое мышление и стремление к развитию и самопознанию.

Специальная программа учитывает условия музыкального развития дошкольников и направлена на гармоничное воспитание и формирование определенных навыков. Каждый ее раздел выполняет несколько функций.

Раздел Значение в развитии ребенка
Слушание (слуховое восприятие муз. композиций) Знакомство с различными произведениями, способность запоминать и узнавать их. Формирование памяти, развитие внутреннего слуха.
Пение (воспроизведение под музыку текстов песен) Развитие навыков пения, голоса и слуха. Умение накладывать на музыку текст, различать высокие и низкие ноты, слушать себя и исправлять собственные ошибки.
Творчество (песенная, танцевальная, музыкально-игровая импровизация) Развитие воображения, импровизации, способности воплощать в действии свои идеи, фантазии.
Танцы (ритмичные движения под музыку) Формирование опорно-двигательной системы, развитие музыкальности, навыков ритмично двигаться в такт мелодии. Навыки ориентироваться в пространстве, понимать положение своего тела. Развитие художественных, творческих талантов.
Музицирование (игра на музыкальных инструментах, соответствующих возрасту) Развитие навыков сложно-координированных движений, памяти; формирование усидчивости, терпения. Знакомство с различными инструментами, обучение азам игры на них. Развитие творческих навыков, фантазии, вкуса.

Условия-музыкального-развития-дошкольников

Использование различных, взаимодополняющих вариантов творческого взаимодействия в процессе воспитания дает возможность разностороннего развития способностей дошкольника. Своевременная смена репертуара, разнообразие танцевальных, песенных, игровых занятий способствуют росту заинтересованности и снижению утомляемости малышей.

Развитие музыкальных видов деятельности дошкольников происходит на специальных групповых или индивидуальных занятиях, которые должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Восприятие музыки в зависимости от возраста

Воспринимать музыкальные произведения и эмоционально реагировать на различные по характеру мелодии ребенок начинает уже в утробе матери. Следовательно, начальное музыкальное воспитание он получает еще до своего рождения.

Возраст от рождения и до двух лет

Первые месяцы жизни сопровождаются знакомством со звуками живой и неживой природы, большую роль в развитии слухового восприятия играют в этот период времени погремушки, пищалки и другие детские игрушки для самых маленьких. На этом этапе формируются в сознании малыша причинно-следственные связи, он понимает, что контактирование с предметом вызывает тот или иной звук. Такие занятия благотворно влияют на формирование процессов, протекающих в коре головного мозга, обеспечивая развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Развитие-музыкальных-и-творческих-способностей-дошкольников

Важным является песенное сопровождение различной деятельности малыша: игры и активные занятия под бодрые, веселые детские композиции, вечерние процедуры и процесс засыпания должны сопровождать плавные, спокойные мелодии. Это влияет на правильное восприятие и адекватную эмоциональную оценку звуковых раздражителей.

Возраст 3 – 4 года

Знакомство с первыми музыкальными инструментами следует начинать в возрасте 3 лет. Физическое и психо-эмоциональное развитие дошкольника на этом этапе позволит ему освоить игру на самых простых музыкальных инструментах: барабан, бубен, металлофон. Знакомство с барабаном следует начинать с поглаживания и похлопывания по нему пальцами, ладошкой, кулачком. Палочки можно использовать только под присмотром взрослого, с целью избежать травматизма.

Раннее знакомство с ударными инструментами позволит наглядно показать такт, темп и ритм мелодии. Хорошо воспринимаются ассоциации с шагами, маршируя по комнате можно аккомпанировать себе игрой на барабане, замедляя и ускоряя темп. Эти простейшие упражнения влияют на музыкально – ритмическое развитие дошкольников.

Ритмика-развитие-музыкальной-деятельности-дошкольника

Начиная с четырех лет, ребенок не просто слушает музыку. В этом возрасте он уже способен ее анализировать, используя знания, полученные им ранее.

Важно! Разбирая ту или иную композицию, следует обратить внимание на ее характер, темп, эмоциональную окраску. Можно познакомить дошкольника с такими понятиями, как минор, мажор, используя для этого сравнения грустно и весело.

Анализируя темп и ритмичность произведения необходимо показать малышу характерные движения, соответствующие данной музыке, рассказать об отличии маршевых композиций от медленных вальсовых мелодий. Подобные танцевальные упражнения стимулируют развитие музыкальной деятельности дошкольника, благотворно влияют на координацию и формируют чувство ритма.

В этом же возрасте дошколята активно разучивают простые детские песенки, запоминая текст и звучание мелодии. Пение, как средство музыкального развития дошкольников, является незаменимым в формировании музыкальности, умении слышать себя, исправляя ошибки самостоятельно или с помощью посторонних. Значительное влияние оказывает пение на развитие памяти, дошкольник учится управлять своим голосом, расширяя диапазон и тренируя голосовые связки.

Пение-влияет-на-развитие-памяти,-дошкольник-учится-управлять-своим-голосом

Возраст 5 – 6 лет

Теперь можно оценить музыкально сенсорное развитие дошкольников, определить способности и таланты каждого ребенка. На шестом году жизни ребенок способен:

  • видеть различия в музыкальных жанрах;
  • узнавать характер композиции;
  • выделять основные интонационные ходы;
  • управлять голосом, исправлять неточности, контролировать певческую интонацию;
  • легко запоминать базовые танцевальные движения;
  • самостоятельно придумывать танцевальные связки под музыку.

В то же время происходит интенсивное развитие творческих данных дошкольника. Растет потребность в самовыражении, проявлении своих чувств и мыслей, в том числе и при помощи музыки.

Важно! При правильном педагогическом подходе дошкольник в возрасте 5-6 лет обладает ладовым чувством, чувством ритма и имеет четкие музыкально-слуховые представления.

Ладовое чувство – это эмоциональное восприятие музыки, любовь и интерес к ней. Оно проявляется в способности узнавать ту или иную композицию, в желании подпевать или иначе выражать свою сопричастность и заинтересованность.

Чувство ритма означает возможность активного переживания музыки. Покачивания головой, ногой, ритмичные движения телом в такт музыкальной композиции означают органичную развитую связь двигательных реакций со слуховым восприятием, возможность передачи эмоциональной составляющей музыки посредством движения.

Игры-для-музыкального-развития-дошкольников

Музыкально-слуховые представления помогают передавать и воспроизводить музыкальные произведения голосом или с помощью инструментов. В 5 лет дошкольник обладает развитой музыкальной памятью и способен мысленно представить мелодию, а затем попытаться воспроизвести ее. Насколько успешно он это сделает, зависит от его вокальных данных и навыков игры на музыкальных инструментах.

Игры для музыкального развития дошкольников в этом возрасте должны иметь элемент творчества, позволяя ребенку проявлять свои способности. Важно поддерживать и хвалить малыша, поощряя его попытки самовыражения, стимулировать креативность и умение фантазировать и выражать свои чувства посредством творчества.

Видео

011