Программы по музыкальному воспитанию дошкольника

Музыкальное развитие дошкольников

Проблемой воздействия музыки на психофизическое и эмоциональное состояние человека занимаются давно. Исследования в области психоакустики очень востребованы психологами, врачами, профессиональными тренерами, маркетологами и, конечно же, педагогами. Еще в древнем Риме было доказано влияние определенных мелодий на усвоение материала, поэтому ученики Пифагора занимались математикой под музыку.

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на становление личности дошкольника огромно и не сравнится, по степени воздействия, ни с каким другим искусством. Начиная с 20 века, интерес к музыке как инструменту педагогики значительно возрос. В Европе были организованы школы, где процесс обучения сопровождался ритмическими движениями и музицированием. Появился термин «Эффект Моцарта».

Этим вопросом много лет занимается французский врач-отоларинголог Альфред Томатис.  Его методика основана на тесной связи между слуховым восприятием и речью. Томатис исследовал звуковые частоты и их влияние на способность к концентрации, усвоению материала и запоминанию. На сегодняшний день его методика помогла тысячам детей, страдающих аутизмом, ДЦП, расстройствами речи и дефицитом внимания. Один из его излюбленных инструментов лечения — прослушивание композиций Моцарта. К сожалению, в нашей стране научные исследования Томатиса малоизвестны.

Альфред Томатис

В действующих отечественных образовательных стандартах уделяется много внимания развитию музыкально-творческих способностей дошкольников. Знакомство с миром музыки ФГОС рекомендует включать в программу уже с 2-х месячного возраста. Интерес к музыке, способность к ритмичным движениям — утвержденные цели музыкального развития дошкольников.

Музыка не только способствует эмоциональному и интеллектуальному росту ребенка, но с ее помощью можно корректировать поведение и психоэмоциональное состояние, способствовать лучшей социализации, развивать речь.

Музыкальное воспитание дошкольников решает следующие задачи:

  • формирует отношение к окружающему миру;
  • совершенствует эмоциональный интеллект;
  • развивает творческие способности;
  • воспитывает эстетический вкус;
  • расширяет кругозор детей;
  • способствует формированию устной речи;
  • совершенствует координацию движений и мелкую моторику;
  • пение укрепляет связки;
  • развивает чувство ритма;
  • совершенствует память.

Важно! Выработка «певческого дыхания» позволяет сократить частоту респираторных заболеваний.

Музыкальное воспитание дошкольников

Программы музыкального воспитания

Из-за большого интереса к теме, программ музыкального воспитания дошкольников достаточно много. Самые популярные:

  • «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова;
  • «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина;
  • «Камертон» Э. П. Костина;Условия музыкального развития дошкольника
  • «Синтез» К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан;
  • «Малыш» В.А. Петрова;
  • Программа под авторством Н.А Ветлугиной.

Также существует множество комплексных программ, в которых уделено значительное внимание музыкальному воспитанию и развитию дошкольников. К ним относится «Росинка». Основная ее идея –  всестороннее эстетическое образование ребенка, с использованием всех направлений искусства и физических упражнений. Задача воспитателя не только в организации процесса, но и в создании необходимых условий для музыкального развития дошкольника.

«Синтез»

Программа направлена на занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Принципы, положенные в основу:

  • интеграция. Музыкальные произведения изучаются совместно с живописью и художественной литературой;
  • тщательный подбор репертуара для занятий;
  • использование вспомогательных средств музыкального развития дошкольников (пение, игра в оркестр и дирижера).

Авторы предлагают проводить занятия двух типов: прослушивание музыки и просмотр слайдов или прослушивание музыки и рисование.

Программа Ветлугиной Н. А.

Данная программа использовалась повсеместно в советский период. Ориентирована она на все возрастные группы, при этом задания для всех одинаковые, меняется только их сложность.

Задача — воспитание музыкальности детей в целом. В программе уделяется внимание развитию всех музыкальных видов деятельности дошкольников.

Развитие музыкальных способностей дошкольников

Ветлугина выделяла три формы работы воспитателя по развитию музыкальных способностей дошкольников:

  • общегрупповая работа;
  • маленькими группами по 3-4 ребенка;
  • индивидуальная.

Во всех формах работы должны применяться все виды музыкальной деятельности.

На данный момент программа музыкального развития дошкольников Ветлугиной Н. А. используется редко. Есть ряд недостатков: ограниченность репертуара и недостаточное разнообразие форм работы с детьми.

«Музыкальные шедевры»

Программа Радыновой ориентирована на музыкальное воспитание дошкольников в средней и старшей группе. Она построена на тематическом принципе. Радынова выделяет 6 тем, каждая из которых прорабатывается на протяжении нескольких месяцев, а через год к ней возвращаются на другом материале.  В качестве репертуара она предлагает использовать произведения мировой классики. В программе также использован принцип синкретизма. Прослушивание музыки совмещается с ритмикой, рисованием, чтением стихотворений и сказок, дирижированием.

Радынова О.П. настаивает на фоновом звучании музыки не только на уроках, но и в повседневной жизни группы. На сегодняшний день программа Радыновой О. П. признана наиболее отвечающей задачам музыкального развития дошкольников.

Задачи музыкального развития дошкольников

Особенности на разных этапах развития ребенка

Приемы, формы и методики музыкального воспитания дошкольников зависят от возрастных особенностей детей.

От рождения до 2 лет

К моменту рождения слух уже полностью сформирован, и уже можно использовать музыку для развития младенца.

Приемы и средства Влияние
Прослушивание классической музыки Педиатры и психологи сходятся во мнении, что наиболее подходящие для детей композиторы —  Вивальди, Моцарт, Чайковский. На первом этапе музыка включается на 20-30 секунд, потом небольшая пауза, и снова прослушивание.  Когда малыш привыкнет к новым звукам, классика может быть включена фоном на длительные периоды времени. Прослушивание классической музыки в столь раннем возрасте стимулирует работу головного мозга, способствуя полноценному дальнейшему развитию
Колыбельные Доказано, что колыбельные способствуют быстрому освоению речи, развивает память, эмоциональную отзывчивость. Кроме того, ритмика колыбельных песен соответствует ритму человеческого сердца в состоянии покоя, что позволяет ребенку успокоиться и быстрее настроиться на сон. В медицинском центре во Флориде был проведен эксперимент: недоношенным детям ежедневно в течение часа включали записи колыбельных песен. В результате эти дети быстрее набирали вес, показали меньший уровень стресса и были выписаны в среднем на неделю раньше тех, кому колыбельные не включались
Шумо-музыкальные игрушки Начиная с 3-4 месяцев можно давать специальные игрушки.  Для этих целей подходят: погремушки, маракасы, барабан, ксилофон, колокольчик, трещотки. Это позволит ребенку запоминать звуки, уметь различать их, заложит основу для чувства ритма. Игра на инструментах заложит понимания причинно-следственных связей (действие приводит к определенному звуку)

Важно! При подборе игрушек и репертуара исключить визгливый тон и громкий дребезг, так как они способны вызывать панику и повышать уровень тревожности.

От 2 до 3 лет

Приемы и средства развития музыкальных способностей дошкольников остаются теми же, что и на прошлом этапе. Меняется сложность работы с ними.

При помощи детских музыкальных инструментов (барабан, ложки, бубен) ребенок знакомится с ритмикой, длиной звука.  Учится правильно использовать инструменты, самостоятельно отбивать ритм под музыку.

Средства развития музыкальных способностей дошкольников

С этого возраста можно ввести прослушивание музыкальных сказок. Это поможет ребенку пополнить словарный запас, быстрее освоить устную речь и образное мышление.

С 3 до 7

Ребенок в этом возрасте уже активный участник всего процесса. Он в состоянии запоминать и узнавать мелодии, давать им оценку. Может определить ритм движений в зависимости от характера музыки. Различает звуки по высоте. Музыкальное развитие старших дошкольников предполагает умение различать мелодии по жанрам, определять инструмент по его звучанию, играть на металлофоне.

На этом этапе работа по развитию музыкальных способностей дошкольников проводится следующих направлениях:

  • слушание;
  • пение;
  • музыкально-ритмическое развитие дошкольников;
  • игра на инструментах;
  • детское творчество.

Направления определяют форму и средства музыкального воспитания дошкольников.

Технологии для музыкального развития дошкольников

Важнейшим средством для любого возраста дошкольника остается музыкальная игра. Игра — наиболее результативное средство развития ладового чувства и его взаимосвязи с чувством ритма. Особое внимание к роли музыкальных игр в развитии дошкольников уделяет В.А.Петрова в своей программе «Малыш». Она предлагает следующие варианты игр:

  • под инструментальную музыку;
  • с пением;
  • дидактические;
  • ритмические со словами;
  • спектакли.

При работе для большей эффективности воспитатель использует современные  технологии для музыкального развития дошкольников. Так, при работе со слушанием, наиболее эффективно использовать компьютерные презентации, что позволит сделать произведение более доступным для понимания, придаст дополнительную эмоциональную окраску. Вообще, технологии в музыкальном воспитании дошкольников сейчас применяются при работе в любых направлениях (презентации, видеоряд, клип).

По мнению педагогов и детских психологов, немузыкальных детей не бывает, поэтому всем дошкольникам без исключения нравятся занятия музыкой.  У кого-то этот интерес становится профессиональным, а у кого-то нет. Но даже, если ребенок не свяжет свою жизнь с миром искусств, своевременное музыкальное воспитание — гарант развития гармоничной личности.

Видео

044