Социально-нравственное воспитание ребенка

Социальное нравственное воспитание детей

«Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо,
но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить свою работу»

Д. Рескин

Еще в грудном возрасте ребенок начинает контактировать с окружающим миром, подрастая, учится анализировать эмоции окружающих людей и выражать свои. Но на этом периоде его общение ограничено узким кругом семьи. Поэтому с приходом в детский сад, ребенок вступает в важный этап развития своей личности. Именно здесь он сталкивается с понятием коллектива, учится взаимодействовать со сверстниками, воспитателями, именно в ДОУ формируются первые нормы и запреты в поведении. Это фундаментальный период для социализации человека.

Именно поэтому социальное духовно-нравственное воспитание детей имеет такое огромное значение и накладывает на воспитателей большую ответственность. О роли социально-нравственного воспитания в педагогике высказывались еще Аристотель, Сократ, Платон и многие другие. Один из отцов-основателей педагогики Иоганн Герберт говорил: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове — нравственность». Но на долгое время после распада СССР система социально-нравственного воспитания в нашей стране оказалась в тени, и только последнее десятилетие ей уделяется должное внимание. На сегодняшний день значение и роль социально-нравственного развития и воспитания закреплены на законодательном уровне.

Социально нравственное развитие и воспитание детей

Цель и задачи

Основная цель социально-нравственного воспитания— привить ребенку нормы, законы и правила поведения в социуме, понимание морально-этических норм. Проблема в том, что в силу особенностей детского мышления, ребенку сложно воспринимать такие абстрактные понятия. Невозможно предоставить инструкцию для поведения в той или иной ситуации, необходимо сформировать определенный образ мышления, отношения к окружающему миру, создать комфортные условия для социально-нравственного воспитания. Именно это и становится основной целью педагогов и родителей при воспитании детей дошкольного возраста. В отношении воспитателей ДОУ эти обязанности закреплены ФГОС.

На уровне ФГОС утверждены следующие задачи социально-нравственного воспитания в ДОУ:

  • Усвоение общественных норм и ценностей, в том числе морально-нравственных;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие эмоционального интеллекта ребенка, его отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • Формирования способности к взаимодействию, коллективной работе;
  • Становление уважительного отношения к окружающим, в том числе, к чужому труду;
  • Усвоение правил безопасного поведения в обществе, в быту, на улице.

Важно! Проявление дошкольниками агрессии, нежелание контактировать со сверстниками, может быть признаком серьезных проблем со здоровьем: психологического или медицинского характера (травмы, патологии, генетические отклонения).

Проявление агрессии может быть признаком серьезных проблем с психикой

Методики

Среди программ социально-нравственного воспитания дошкольников, предлагаемых ведущими педагогами есть ряд отличий. Но в целом, применяемые методы можно структурировать следующим образом:

Направленность методов Методы
Создание и закрепление поведенческих привычек, практических навыков Приучение к общепринятым формам общения (вежливые обращения, формы благодарности-просьбы, приветствие-прощание и другое)
Поручение. Формирует не только опыт практической деятельности, но и чувство ответственности, уверенности в своих силах.
Полезная коллективная деятельность
Ролевые игры на предложенный сюжет
Становление нравственных ценностей, суждений Беседы на темы этики, морали, норм поведения
Совместное чтение и анализ художественных произведений
Обсуждение с детьми предметов искусства: картин, музыки.
убеждение
Коррекция поведения (вспомогательные методы) поощрение
наказание

Первые две группы методов — основополагающие, коррекция же несет вспомогательный характер. Для формирования навыков и суждений обязательное условие — позитивная атмосфера, комфортная для восприятия информации. Коррекционные методы позволяют закрепить нормы в сознании и поведении ребенка. Однако, применять их стоит с особой осторожностью.

Социально нравственного воспитания дошкольников

Методы поощрения

Поощрение может принимать различные формы как материального, так и морального характера. В качестве поощрения может быть: улыбка, похвала, подарок, поручение и многое другое. При выборе метода стоит ориентироваться на особенности личности ребенка и его систему ценностей.

Однако для педагогической эффективности требуется соблюдать ряд условий:

  • Поощрение должно быть объективно заслуженным и умеренным;
  • Должно быть сделано своевременно;
  • Обязательное условие — использование нравственных характеристик («добрый», «честный», «ответственный»).

Наказание

Этот метод не является обязательным. Многие западные психологи и педагоги предлагают исключить его из практики воспитания. В современной отечественной педагогике запрещены все виды физического наказания, а также наказания, унижающие личность ребенка и его достоинство. Допустимы: выговор, ограничение в удовольствиях и общении с друзьями, лишение ласки. Также есть ряд требований для воспитательного эффекта:

  • Наказание должно быть справедливым и соразмерным проступку;
  • Перед наказанием обязательно выяснить причину;
  • Твердость в исполнении. Смягчение наказания не даст воспитательного эффекта;
  • Наказание должно быть умеренным.

Важно! В 2016 г принят законопроект «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ», согласно которому любой вид физического наказания детей влечет за собой уголовную ответственность от общественных работ до 2 лет тюремного заключения (ст. 116 УК РФ).

Любой вид физического наказания детей влечет за собой уголовную ответственность

План социально-нравственного воспитания

План социально-нравственного воспитания детей должен строиться на работе с родителями, в социуме, и непосредственно с педагогами.

Семья и социально-нравственное воспитание

Семья и социально-нравственное воспитание неразрывно связаны. К сожалению, без поддержки родственников дошкольника, все усилия педагога в этом направлении будут безрезультатными. Важно добиться взаимодействия с ними, общих требований к поведению ребенка в ДОУ и в кругу семьи. Эта работа требует массы усилий от всего окружения ребенка.

Для этого педагог проводит следующие мероприятия:

  • Родительские собрания;
  • Посещения семей;
  • Проведение совместных с детьми мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия);
  • Индивидуальные беседы и привлечение с целью консультации узких специалистов.

Работа в социуме

Важное условие успешной социализации — посещение культурно-массовых мероприятий. В этом случае экскурсии, спектакли, мастер-классы педагог использует как средства социально-нравственного воспитания. Это не только позволяет получить новые позитивные эмоции и впечатления, но и обогатить опыт в социальном взаимодействии, закрепить нормы поведения в общественных местах. Для этих целей педагоги организуют совместно с родителями посещения библиотек, кукольного театра, музеев, выставок. Обязательное условие — последующая беседа с детьми по прошедшему мероприятию. Это направление работы является как самым сложным в организации, так и самым эффективным при правильном проведении. Положительные эмоции, полученные детьми, позволяют лучше закрепить морально-нравственную составляющую.

Положительные эмоции, как средства социально нравственного воспитания

Программы

На сегодняшний день есть несколько программ социально-нравственного воспитания в ДОУ от ведущих педагогов. Принципы, цели и задачи общие для всех, есть отличия в подходе и фокусе внимания.

  • Программа под редакцией М. А. Васильевой. Автор делает фокус в работе педагога на воспитание коллективизма. Содержание социально-нравственного воспитания, по мнению Васильевой, заключается не в развитии у ребенка чувства сопереживания и сочувствия, а в формировании ощущения принадлежности к коллективу. На первом месте чувство сопричастности с обществом, ощущение себя частью социума. Программа была очень популярна в советский период. Несмотря на идеологическую направленность, есть методы и приемы, которые могут быть полезны и в наше время.
  • Программа под авторством Л.А Венгер. В основу взята концепция А.В. Запорожца и теория самого Венгера. Основная идея программы — развитие творческих способностей ребенка. Социально-нравственное воспитание выступает здесь в роли второстепенной. Автор предполагает, что дополнительного внимания этот вопрос не требует, для положительного социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста достаточно развития творческой составляющей, а также изучение мира искусства. Концепция достаточно спорная, так как в данном случае многое зависит от нравственных и моральных качеств воспитателя, но у программы много последователей.
  • Программа «Радуга». В программе заложена работа по трем направлениям: укрепление здоровья, психологическое развитие и создание комфортной и радостной атмосферы в группе. Основная задача — развитие дружелюбия, взаимовежливости, взаимоуважения в коллективе. Минус программы — недостаток конкретных приемов, практических методов для достижения целей.
  • Программа «Золотой ключик». В основе программы лежит идея о единстве эмоциональной и интеллектуальной составляющих. Авторы настаивают на том, что развитие интеллектуальное и эмоциональное возможно только в комплексе. Поэтому основополагающая цель — создание эмоционально-комфортной атмосферы, обеспечение детей яркими, запоминающимися эмоциями.

Основные показатели и оценка уровня социально-нравственного воспитания

По прохождению программы педагогом оцениваются следующие показатели:

  • Способность ребенка давать моральную оценку в несложных ситуациях (анализ сказок, мультфильмов);
  • Взаимодействие с коллективом;
  • Понимание и соблюдение норм общественного поведения.

Оценка уровня социально-нравственного развития ребенка проводится с помощью различных методик:

  • Индивидуальная беседа. В процессе беседы на различные темы, педагог выявляет понимание и восприятие ребенком ценности моральных и социальных норм поведения;
  • Наблюдение. Анализ поведения ребенка в группе, с друзьями, взрослыми, по отношении к животным. Способность его к сопереживанию, моральный выбор в той или иной ситуации.
  • Групповое обсуждение. На основе сказки или рассказа детям предлагается сделать выводы о нравственности поведения героев, их мотивов и провести оценку.

Работа по социально-нравственному воспитанию личности ребенка требует ответственности и совместной работы педагогов и родителей. Взрослые должны стать проводниками для детей, переводя абстрактные понятия в доступные для понимания формы. Без этого развитие личности как полноценного члена общества невозможно.

Видео

038