Содержание
На развитие логического мышления ребенка и его способности находить решение в нестандартной ситуации направлена «Новая математика» венгерского педагога Золтана Дьенеша и его инновационная разработка, получившая известность в 60-е гг. 20 в., – знаменитые логические блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша – от игры к математике
Дьенеш был убежден в том, что каждый ребенок способен освоить сложные математические понятия, действия и теории, если будет с ними знакомиться в игровой форме, с применением средств музыкального искусства.
Дьенеш известен как разработчик игр, направленных на активизацию и развитие логических действий, способности ребенка выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, распределение на группы, выделение ключевых признаков, сходства и различия и др. Именно для развития этих познавательных механизмов ребенка Дьенешем и были разработаны специальные дидактические пособия. Развивающие блоки Дьенеша – это объемные или плоские элементы трех цветов (красный, желтый, синий) разного размера и толщины, с сечением в форме круга, прямоугольного треугольника, квадрата и прямоугольника.
В наборе всего 48 элементов, а также инструкции по использованию и методические рекомендации. Логические игры блоками Дьенеша помогают приобретать навыки кодирования и декодирования информации, работать по алгоритму. При этом формирование математических представлений происходит параллельно с развитием мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти и речи малыша.
Работа с блоками Дьенеша помогает дошкольнику научиться объединять понятия, сравнивать, делать выбор, противопоставлять, называть существенные или отсутствующие признаки.
Справка! Золтан Пал Дьенеш – венгерский профессор (педагог, математик и психолог) получил в 23 года докторскую степень по математике, а в дальнейшем получил еще дополнительно ученую степень по психологии. Является основателем международной исследовательского центра по математическому образованию. Отец пятерых детей.
Методика использования
Занятия с блоками Дьенеша рекомендуется включать в работу с детьми с 2 до 8 лет и старше. С помощью блоков математические понятия осваиваются в процессе игр разного вида:
- свободная игра, в которой ребенок комбинирует различные элементы, наблюдает за ними, постигает их свойства самостоятельно и выполняет простые задания (собрать для медведя красные ягоды, для Машеньки – синие ягоды и т.д.);
- игры с правилами;
- «игра с похожими правилами», предполагающая использование одних и тех же правил в играх с разнообразными элементами (в игру включают не только блоки Дьенеша для детей, но и любые объекты – кубики, коробки и др.), способствующая развитию абстрактного мышления;
- переход от игры к операциям с числами, основанный на приемах визуализации абстрактных чисел, работа со схемами, таблицами;
- символическая игра, в которой дошкольник убеждается в том, что комбинация нескольких действий дает определенный результат (ребенку дается задание выложить элементы в ряд так, чтобы рядом оказались фигуры с одним признаком или, наоборот, чтобы рядом ни один признак не совпадал);
- игры с логическими выводами, помогающие освоить сущность понятий «теорема» и «аксиома».
Использование блоков Дьенеша на таких этапах соответствует этапам развития детской психики, поэтому не вызывает сложности и не ассоциируется со словом «обучение», являясь в понимании играющего занимательной игрой.
Для младших дошкольников
Раннее развитие ребенка дает хорошие результаты, поэтому психологи рекомендуют блоки Дьенеша для самых маленьких (1-3 лет). В этом возрасте дошкольники знакомятся с блоками во время свободной игры. Яркие фигурки привлекают ребенка, он с удовольствием берет их в руки, раскладывает, поворачивает, пытается ставить друг на друга, комбинировать, выкладывать из них последовательности.
Исследуя группы блоков Дьенеша, можно вместе с ребенком 2-3 лет последовательно освоить понятия геометрической формы, представления «больше – меньше» и др. Сначала нужно работать только с одним признаком, потом с двумя, например, попросить ребенка назвать общий признак для всех элементов красного цвета, а затем поработать с отличиями.
Для игры с блоками Дьенеша выпускаются печатные альбомы с карточками. На карточках предлагаются картинки-схемы, с помощью которых ребенок выполняет задания:
- собрать картинку, выкладывая блоки поверх рисунка-схемы;
- собрать фигуру по картинке рядом со схемой.
Подойдут приобретенные в магазине ил выполненные самостоятельно пособия. Блоков Дьенеша сначала можно использовать не полный комплект, а только те элементы, которые нужны для выполнения того или иного задания.
На рисунках-схемах представлены домики, кораблики, елочки, машины, трактор, цветы, ракета, фигуры животных и птиц (мишка, лошадка, жираф, котенок, утенок, лисичка и др.). Рядом с картинками располагаются стихи, понятные для детей данного возраста. Игровые блоки Дьенеша стоит предлагать одновременно с любимыми игрушками – машинками, куклами, мягкими игрушками, создавая несложные игровые сюжеты.
Как использовать в средней группе
Блоки Дьенеша в средней группе можно предложить детям в процессе непрерывной образовательной деятельности, во время свободных игр, а также на занятиях в центрах активности. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием составляют из элементов фигуры (домик, машину, елочку, диванчик, кресло и др.) по образцу, показанному родителями, или придумывая фигуру самостоятельно.
Можно предлагать детям блоки Дьенеша в ДОУ, а можно использовать дома. Логические игры проводятся по нарастанию трудности задания. Занятия начинаются с самых простых игр:
- «цепочка» – расположить в ряд фигуры с одним и тем же признаком или чередуя признаки;
- «вторая цепочка» – под первой цепочкой выкладывается вторая с аналогичными или несовпадающими признаками или предлагается выложить блоки Дьенеша по схеме;
- «третий лишний» – выбрать из трех фигур одну, отличающуюся по какому-либо признаку;
- «в круге и за кругом» – выложить фигуры с одним признаком внутри окружности, с другим признаком – снаружи окружности;
- «сложи картинку» – составить композицию по образцу, представленному на рисунке или схеме;
- «покажи предмет с НЕ» – нужно найти элемент, в котором отсутствует какой-либо признак (не треугольник, не желтый и т.д.).
Для организации представленных выше и других игр можно приобрести альбомы для блоков Дьенеша, а можно самостоятельно разрабатывать схемы и задачи.
Важный вид задания – это работа с логическими символами. Для этого нужны карточки с условными обозначениями, на которых изображены перечеркнутые или неперечеркнутые фигуры:
- геометрические фигуры;
- фигуры определенных цветов;
- большой или маленький домик (для указания необходимого размера);
- толстый или тонкий человечек (для указания толщины).
Используя блоки Дьенеша, задания необходимо усложнять. В работе с логическими символами важно начинать с осмысления одного признака (например, только цвета или формы), затем двух, трех и т.д. С дошкольниками средней группы организуется простейшая сюжетно-ролевая игра в магазин – предложить придумать, какие товары продаются в магазине (элементы круглой формы – яблоки, квадратной формы – печенье и т.д.).
Интересно! Методика развития логического и математического мышления у детей Дьенеша не ограничивается только логическими играми со специальными блоками. В состав методики входят еще специальные песни и танцы, которые служат инструментом познания сложных математический концепций.
Развиваем логику в старшей группе
Включая блоки Дьенеша в старшей группе в непосредственную образовательную деятельность, педагоги закладывают фундамент математических знаний будущего первоклассника. Старшие дошкольники могут выполнять задания, в которых требуется учитывать несколько признаков, сравнивать, комбинировать (таблица).
Угадай, кто в домике живет | Взрослый располагает на листе бумаги, расчерченном на 6 квадратиков, фигурки так, чтобы были заполнены 5 из 6; задача ребенка – уловить закономерность и заполнить пустую комнатку, то есть 6-ой квадратик. |
Угадай, какую фигуру спрятали | С помощью последовательно задаваемых вопросов ребенок определяет, какой элемент спрятал взрослый. |
Угадай на ощупь | Предлагается описать, какая фигура, спрятанная в мешочек, попалась или выбрать из нескольких фигур в мешочке элемент с определенными признаками (самая маленькая, круглая и т.д.). |
Дерево | На листе бумаги или ватмана рисуют дерево с ветками разных цветов и условными обозначениями, дети должны в соответствии с обозначениями разместить элементы игры. |
Можно приобрести альбомы, помогающие разобраться, как использовать блоки Дьенеша для старших дошкольников – детей 5-8 лет, а можно самостоятельно придумать разнообразные настольные игры. Например, в игре «Путешествие по карте» игроки передвигают элементы по карте-схеме, читая условные обозначения.
Блоки Дьенеша в возрасте 7-8 лет помогают освоить основы теории множеств и комбинаторики. Одно из наиболее сложных и интересных заданий – это «пересекающиеся множества». На столе выкладывают или чертят две окружности с общим сектором (можно использовать гимнастические обручи, положенные на коврик на пол, и играть группой); в одной окружности располагаются блоки с одним признаком, во второй – с другим; задача ребенка – положить в общий сектор элементы, совмещающие в себе эти 2 признака. От 2-х окружностей затем переходят к 3-ем окружностям, и играющим приходится учитывать до 8 признаков предмета. Дошкольная образовательная программа блокам Дьенеша придает большое значение, так как это пособие помогает подготовить детей к освоению важнейшей школьной дисциплины – математики.
Инновационные методики развития мышления
Существует большое количество авторских инновационных технологий, направленных на развитие познавательной активности и аналитических способностей человека Пособия Воскобовича, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша популярны у педагогов дошкольных образовательных организаций и разумных родителей. Бельгийский ученый Джордж Кюизенер разработал комплект из 241 элементов. Каждый элемент – это брусок с поперечным разрезом 1х1 см, в наборе используется 10 цветов, длина брусочков от 1 см до 10 см. Сейчас предлагаются наборы из меньшего количества элементов с 12 цветами, а также плоские варианты. Методика Кюизенера помогает освоить счет от 1 до 10, доступна детям от 1 года до 7-8 лет. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера активно используются в работе с детьми с задержкой психического развития, с различными видами нарушений речи, помогают подготовить таких детей к успешному обучению в школе.
Работа с блоками Дьенеша и другими «умными пособиями» позволяет малышу знакомится с геометрическими и алгебраическими понятиями, учится сопоставлять, придумывать различные комбинации, выкладывать и перестраивать фигуры или последовательности. Совершенствование познавательных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте служит надежной основой дальнейшего образования, помогает решать нестандартные логические задачи в любых областях знаний.
Видео
033