
Содержание
В начале 20-го века в педагогике родилась идея об эффективности подачи учебного материала через игровую форму. Появились методические разработки для детей дошкольного возраста, призванные подготовить ребенка к школе, дать базовое понимание математики, геометрии. Одной из первых стала методика Джорджа Кюизенера.
Методика Кюизенера: назначение, особенности
Джордж Кюизенер — не просто педагог-теоретик, он много лет проработал учителем в начальных классах. За время своей работы он пришел к выводу, что дети гораздо лучше усваивают информацию, если у них есть наглядный материал, который можно не только посмотреть, но и потрогать. Так в 1957 году появилась программа палочек Кюизенера. В своих идеях он опирался на работы Монтессори и Фребеля.
Палочки Кюизенера представляют собой набор из 241 бруска. Как правило, бруски изготавливаются из дерева или пластика. Они отличаются по цвету и длине. Всего 10 цветов, каждый из которых соответствует определенному числу. Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяет ребенку наглядно увидеть разницу между числами, переводя абстрактные математические понятия в доступную форму.
Регулярные занятия с палочками Кюизенера помогают дошкольнику усвоить:
- понятия «больше-меньше», «похожие-различные»;
- порядок в числовом ряду;
- основы математических действий: сложение, вычитание;
- более сложные математические действия: умножение, деление;
- понятие долей, их сравнение.
Кроме этого, палочки Кюизенера способствуют развитию пространственного мышления, а также воображения. За полвека использования система Кюизенера развилась, появилось много пособий, альбомов различных авторов.
Сравнение с другими методиками раннего развития
Обычно программу Кюизенера сравнивают с идеями Никитиных, Воскобовича, Дьенеша. Все эти методики направлены на раннее развитие детей, однако между ними есть существенные различия.
Методика Никитиных
Никитины придерживаются мнения, что в каждом ребенке заложен творческий и интеллектуальный потенциал, которые необратимо угаснет без своевременного развития. Поэтому все игры в их программе ориентированы на опережение развития. Наиболее близкой к палочкам Куизенера является игра «Уникуб». В наборе 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета. Ребенку дается задание собрать различные фигуры. Задания постепенно усложняются, таким образом игра остается интересна даже школьникам. Плюсом этой системы является ее вариативность. Уникуб способствует развитию пространственного мышления, а также учит основам геометрии и математики.
Блоки Дьенеша
Золтан Пал Дьенеш разработал методику, которая позволяет детям в самом раннем возрасте научиться комбинировать предметы по разным признакам, видеть сходство и различия. Помогает развивать аналитическое мышление. По мнению специалистов, игра с логическими блоками дает начальные знания по информатике и программированию.
В набор входит 48 фигур. По задумке автора, каждая фигура уникальна. Они отличаются между собой хотя бы по одному из четырех признаков: цвет, толщина, размер и форма. Помимо логики, с помощью блоков Дьенеша развиваются речевые навыки.
Игры Воскобовича
Самые популярные из игр Воскобовича: Геоконт, Квадрат Воскобовича, Математические корзинки. Каждая из них ориентирована на решение определенной задачи. Плюс игр Воскобовича в том, что все занятия проходят в форме истории-сказки, где ребенок совместно с героями решает задачи, выполняет упражнения. Игры Воскобовича развивают логику, воображение, дают базовые знания о числах и буквах.
Важно! Любая из систем раннего развития отлично работает в комплексе с другими.
В отличие от других методик, палочки Кюизенера более универсальны. Несмотря на то, что изначально они разрабатывались для знакомства ребенка с миром математики, они способствуют и развитию творческой стороны личности. Развивают воображение, комбинаторику и пространственное мышление. Все специалисты сходятся во мнении, что недостатков у этой программы нет.
Методика занятий по Кюизенеру
Прежде чем приступить к занятиям, родителю или воспитателю сначала стоит самостоятельно разобраться в системе. Цвета для блоков подобраны не случайно, а представляют тщательно продуманное математическое множество. По кратности цвета объединены в группы. Цифра, которой соответствует брусочек, равна его длине в сантиметрах. То есть белый брусок длиной 1 см и соответствует цифре 1.
Цветовая группа | Цвет | Соответствующеечисло |
белые | белый | 1 |
черные | черный | 7 |
Красные (кратные 2) | розовый | 2 |
красный | 4 | |
бордовый | 8 | |
Синие (кратные 3) | голубой | 3 |
фиолетовый | 6 | |
синий | 9 | |
Желтые (кратные 5) | желтый | 5 |
оранжевый | 10 |
Занятия по данной программе рекомендованы с детьми от 3 до 7 лет. Но основная причина в ограничении — соображения безопасности. Самые маленькие брусочки белого цвета – кубики с гранью в 1 см. Есть риск, что маленький ребенок может их проглотить.
Занятия можно разделить на три последовательных этапа:
- Знакомство с палочками. Ребенок играет с ними как с обычными кубиками. Задача в том, чтобы малыш хорошо ориентировался в цветах и размерах блоков. Тренируется цветовосприятие и мелкая моторика;
- Упражнения по схемам. В продаже много тематических альбомов для палочек Кюизенера со схемами. На этом этапе развивается воображение, фантазия и пространственное мышление;
- Изучается состав палочек. На этом этапе формируется понятие «больше-меньше», «право-лево» и другие. Ребенок учится комбинировать по признакам;
- Знакомство в простыми математическими действиями. Этот этап ориентировочно начинается с 4- х лет;
- Углубление в математику, знакомство с долями.
На всех этапах, кроме самого первого, необходимо присутствие и работа взрослого.
Важно! Самостоятельная работа с палочками Кюизенера не даст никаких результатов.
Упражнения на сопоставление, комбинаторику
Можно давать ребенку следующие задания (последовательность игр и занятий с палочками Кюизенера не имеет значения):
- назови все цвета;
- составь лесенку (все брусочки выкладываются по мере роста: от белого до оранжевого);
- добавь пропущенную ступеньку (ребенок должен определить недостающий элемент лесенки и добавить его);
- найди все палочки одинакового цвета. Есть у них еще что-то общее?
- Задания на сравнения: какая больше? меньше? Найди палочку, которая будет больше голубой, но меньше желтой;
- найди самую длинную/короткую;
- ребенок выкладывает палочки, следуя указаниям взрослого: «желтую палочку положи справа от зеленой, а синюю слева от красной…».
Упражнения на развитие логики и речи
- Взрослый прячет палочку, ребенок пытается угадать, какую именно. Для этого он может задавать уточняющие вопросы: «эта палочка длиннее красной?»;
- Составляется два паровозика из одинакового количества блоков, но разных цветов. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Какой паровозик длиннее?», «Почему?»;
- Выкладывая различные фигуры, ребенок отвечает на вопросы: что находится справа? Внизу? Слева?
Упражнения для знакомства с цифрами
Это самый объемный этап работы, который потребует от воспитателя или родителя много времени и терпения. От успешности его прохождения зависит дальнейшее усвоение программы.
Пособий с развивающими играми с палочками Кюизенера сейчас в продаже очень много, поэтому есть возможность подобрать именно те, которые заинтересуют ребенка.
- Лесенка. В отличии от предыдущего варианта, дополнительно проговаривается числовой ряд. Изучается прямая числовая последовательность и обратная;
- называется число, и ребенок должен найти подходящую палочку (или показывается палочка — дошкольник должен назвать число);
После того, как малыш запомнит соотношение цветов и чисел, можно переходить к простейшим математическим действиям.
- сколько белых брусочков поместится на синей палочке?
- Из имеющихся блоков нужно составить одну такую же длинную, как бордовая/оранжевая;
- выложи из двух разных палочек одну, найди третью, которая будет такой же длины;
После 4-х лет задания можно усложнять, знакомить с понятием долей.
- сложить квадрат из 4 белых блоков. На примере квадрата разобрать понятие долей, сравнение 1/4 и 2/4. Что больше?
- Из имеющихся палочек составить по порядку числа второго десятка;
- изучение умножения (выкладывается несколько одинаковых брусочков, предлагается посчитать общую длину).
На последних этапах не стоит пренебрегать творческими заданиями. Складывая фигуры по заданным схемам, дети учатся самостоятельности, развивают свои творческие способности и просто отдыхают. Ребенок составляет палочками Кюизенера картинки по готовым схемам или самостоятельно. Схемы можно купить в магазине или скачать и распечатать из сети. Самые популярные пособия к палочкам Кюизенера: «Кростики» (ориентирован на детей 4-5 лет), «На златом крыльце сидели» (поможет подготовить ребенка к школе), «Волшебные дорожки».
Если нет возможности приобрести набор, всегда можно сделать цветные счетные палочки Кюизенера самостоятельно. Для этого достаточно будет упаковки картона. Вырезаются полоски шириной в 2 см, их длина и количество должны соответствовать классическому набору. Минус самодельных палочек в том, что они не объемные, ребенку с ними играть не так интересно, как с блоками. Часть упражнений с их помощью можно выполнить, но для полноценной работы лучше приобрести настоящие.
В последнее время во многих ДОУ палочки Кюизенера стали активно использоваться воспитателями. Разработано много программ с рекомендациями по проведению занятий. Палочки Кюизенера в младшей и средней группе используются для изучения цветов, сопоставления по признакам, для творческих заданий. Многие воспитатели используют их как материал для активных подвижных игр.
Например: воспитатель предварительно раздает брусочки детям. Включается музыка и дети под нее бегают/танцуют. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Белая палочка в круг беги», дети, у кого белый брусочек, должны прибежать в круг. Команды могут быть самыми разными: «розовая — прыгай», «синяя — кукарекай». Игра развивает внимательность и скорость реакции.
Палочки Кюизенера в старшей и подготовительной группе используются уже преимущественно для подготовки детей к школе, формированию начальных знаний по геометрии и математике.
Неоспоримый плюс данной программы — ее доступность для использования как дома, так и в ДОУ.
Видео
045