Система гармоничного развития детей Гленна Домана

Карточки по методике Глена Домана

Каждый родитель в глубине души считает, что его малыш особенный, самый умный и самый талантливый! Неудивительно, что с падением «железного занавеса» интерес к методикам раннего развития и обучения не утихает. Мало кто из родителей откажется от идеи вырастить следующего А. Эйнштейна или В. Моцарта. Одна из наиболее популярных методик раннего обучения, которая гарантирует, если не гениальность, то выдающиеся способности, была разработана Гленном Доманом.

Методика Гленна Домана

Гленн Доман — безусловно, гениальный врач-физиотерапевт, который всю свою жизнь посвятил «особенным» детям. Многочисленные исследования Гленна Домана детей с повреждениями мозга, позволили ему создать уникальную авторскую методику. Физиотерапевт считал, что при подобных серьезных нарушениях, необходимо, в первую очередь, заниматься стимуляцией мозга, а не лечить тело. В процессе занятий с «особыми» детьми Гленн Доман обратил внимание, что методика вызывает интерес и у обычных малышей. Слегка адаптированные регулярные занятия дают поразительный результат. Итогом работы стал выход книги Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка», которая до сих пор считается бестселлером. В ней представлено наиболее полное описание методики Гленна Домана, с конкретным графиком занятий и упражнений для раннего развития.

Гленн Доман

В основе системы раннего обучения Гленна Домана лежит несколько принципов:

  • активная работа по развитию мозга начинается с момента рождения;
  • интеллектуальное развитие возможно только в комплексе с физической активностью;
  • все обучение должно проходить с удовольствием и интересом;
  • новая информация подается только в виде фактов;
  • не требуется проверка усвоенных знаний;
  • занятия должны быть регулярными, последовательными и тщательно организованными;
  • новая информация вводится постепенно.

Основной метод — многократная демонстрация карточек, с проговариванием значения и фактов. По мнению Домана Г. все услышанное и увиденное в этом возрасте откладывается в памяти, и, таким образом, можно научить считать и читать задолго до школы.

Обучение детей по методике Гленна Домана

Занятия по методике раннего развития Гленна Домана строится на использовании огромного количества карточек с различной информацией. Готовые наборы можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Основное требование: на карточках Гленна Домана картинки должны быть максимально реалистичны, в идеале используются фотографии предмета. Для каждого направления развития есть утвержденный формат карточек, размер и цвет шрифта.

Разнообразные наборы карточек Гленна Домана

Развитие интеллекта с помощью карточек

Гленн Доман ввел такой термин как «бит информации». По его мнению, один энциклопедический факт равен одному биту. Правильно преподнесенные факты создают основу для всех дальнейших познаний человека. Методика развития по карточкам Гленна Домана позволит ребенку с легкостью в будущем разбираться в науке, искусстве, истории и других сферах жизни.

Стандарты карточек

Чтобы карточка считалась битом информации, она должна соответствовать следующим стандартам:

  • Быть отчетливой. Качество изображения должно позволять рассмотреть мелкие детали;
  • Одна карточка — один факт. Никакой дополнительной информации быть не должно. Если изображен предмет, то он должен быть один, без фона;
  • Конкретность. Информация, представленная на карточке, не должна допускать другого толкования;
  • Карточка должна содержать неизвестную до этого момента информацию.

Требования к карточке Гленна Домана

Для занятий по методике Гленна Домана с карточками их потребуется больше тысячи, поэтому дешевле и проще изготовить их самостоятельно. Для этого потребуется не так много: белый плотный картон, клей, ножницы и огромное количество иллюстрированных журналов.

Формат карточек:

  • равные стороны по 28 см.;
  • твердый картон;
  • обязательно надо подписать ее на задней стороне, чтобы не вертеть, теряя тем самым внимание ребенка.

Все материалы должны быть классифицированы по группам и разделам. Факт, представленный на карточке, должен быть информативным и конкретным.

Пример: надпись «паук» не очень информативна, в данном случае лучше быть более конкретным — «паук-птицеед».

Карточка Домана Паук-птицеед

Сейчас в книжных магазинах можно найти наборы карточек самых разных категорий. В классической системе Гленна Домана должно быть 10 областей знаний.

Разделы Категории
Биология Орнитология, зоология, ботаника
История Выдающиеся политические деятели разных стран, монархи и президенты
География Континенты, страны, города, моря
Музыка Оперные певцы, музыкальные инструменты, композиторы
Искусство Художники, их работы, направления в искусстве
Математика Количество, доли
Анатомия человека Скелет, жизненные системы человека
Общие знания Орудия труда, предметы быта
Язык Можно использовать карточки с иностранными словами для раннего изучения
Литература Писатели разных стран

Важно создать за счет карточек основу для будущего обучения. Поэтому в самом процессе так важно систематизация, группировка по разделам, категориям и подкатегориям. Так, категорию «животные» лучше разбить на несколько групп: домашние животные, хищные, земноводные и другие. Карточки, объединенные одним общим признаком, лучше воспринимаются ребенком.

Техника занятий с карточками

Для эффективности занятий с карточками важно придерживаться следующих правил при их проведении:

  • карточки демонстрируются с расстояния примерно в 35 см от глаз обучаемого;
  • смена должна происходить быстро (на одно занятие в 10 карточек тратится не более 15 секунд);
  • важно правильно организовать обучающее пространство: ничто не должно отвлекать внимание малыша от карточек;
  • занятие прекращается до того момента, как ребенок потеряет интерес к происходящему;
  • постепенно добавляются новые блоки, каждая карточка не должна демонстрироваться больше 30 раз;

Техника занятий с карточками Гленна Домана

После того, как ребенок усвоит простую информацию с 1000 карточек, можно переходить к формированию интеллектуальной программы. К карточкам, которые уже изучены, родитель или воспитатель начинает добавлять факты. Например: карточка «ворона» уже пройдена, самое время сообщить ряд фактов об особенностях этих птиц, их питании, местах проживания.

Важно! Информация должна подаваться последовательно от простого к более сложному и не содержать субъективных оценок.

Обучение чтению с использованием карточек

Методика раннего развития Гленна Домана предлагает изучение чтения, начиная с шестимесячного возраста. Использование зрительного и слухового восприятия, способствует тому, что младенец запоминает написание слова в тесной связи с его значением. Таким образом, обучение чтению по методике Гленна Домана проходит одновременно с изучением устной речи.

Формат карточек:

  • белый картон режется на прямоугольники размером 10*50 см;
  • слова пишутся только толстым красным маркером;
  • высота букв не меньше 7,5 см;
  • толщина линий — 1,5 см;
  • слова должны быть написаны печатными буквами, одним шрифтом;
  • отступ от края не менее 1,5 см.

Постепенно, в процессе занятий размер букв уменьшается, красный цвет заменяется на черный.

Важно! Нельзя в одно и то же время добавлять новые слова и уменьшать размер букв.

Обучение чтению по методу Гленна Домана для детей состоит из пяти последовательных ступеней:

Последовательность работы с карточками Гленна Домана

Очень важен выбор первой книги. Она должна быть интересной, с крупным шрифтом, содержать не более одного предложения на странице и иметь яркие иллюстрации. От правильности выбора зависит, сохранит малыш интерес к чтению или нет.

Изучение математики с использованием карточек

Изучение математики по методу Гленна Домана основано на убеждении, что все дети способны воспринимать понятие количества, не как абстрактные числа, а как конкретные предметы. Отличие взрослого от годовалого малыша, по мнению Домана, заключается в том, что при слове «десять» взрослый человек представляет цифру, а ребенок конкретное количество предметов. В этом и состоит основное преимущество детского мозга перед взрослым.

Благодаря этой особенности изучение математики по Гленну Доману начинается с раннего младенчества. Занятия должны проходить каждый день,продолжительностью по полчаса.

По системе Гленна Домана обучение математике проводится при помощи карточек из белого картона, с шириной каждой стороны в 27 см. На каждой карточке изображены красные точки, диаметром в 2 см. Всего их должно быть сто, с соответствующим количеством точек на каждой. Точки размещаются хаотично, с отступом от края (чтобы случайно не закрыть пальцем в процессе демонстрации). На оборотной стороне также пишется цифровой обозначение.

Математика и счет по карточкам Гленна Домана

Принципы демонстрации остаются теми же, что и при занятиях на интеллект. Изучение математики по методике Гленна Домана для детей должно последовательно проходить по следующим этапам:

  • знакомство с количественными понятиями;
  • простейшие уравнения;
  • решение задач;
  • знакомство с абстрактными обозначениями количества, запоминание цифр;
  • решение уравнений в цифрах.

После успешного прохождения пятого этапа методики, ребенок больше не нуждается в дополнительной внешней мотивации. Он уже знает связь между реальным количеством и символом, способен выполнять арифметические действия в пределах сотни, но самое главное — заложен фундамент для абстрактного мышления.

Критика методики

Система раннего развития ребенка от Гленна Домана имеет как своих сторонников, так и противников. Во многом, критика, которой подвергается методика, справедлива.

Система раннего развития ребенка от Гленна Домана

Недостатки методики:

  • нет подтвержденных испытаний, которые бы наглядно продемонстрировали эффективность методики;
  • так как изначально методика была ориентирована на детей, ограниченных в получении внешней информации, то она не учитывает естественные сензитивные периоды развития;
  • огромное количество карточек требует много времени на подготовку от родителей;
  • есть мнение, что по методике обучения Домана, малыш не учится читать, а всего лишь запоминает слово;
  • младенец из активного участника превращается в объект обучения, что приводит к тому, что он не учится анализировать и применять знания, а просто их запоминает;
  • в методике не уделяется достаточно внимания на развитие сенсорики и мелкой моторики, что очень важно для формирования мозга;
  • из-за большой интеллектуальной нагрузки могут появиться нарушения в работе нервной системы.

Однако существует также немало свидетельств о положительном эффекте от занятий. Поэтому, принимая решение об использовании методики раннего развития Г. Домана в детском саду или дома, надо учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Видео

060