Содержание
Педагоги всего мира уже не первое десятилетие стремятся к тому, чтобы добиться максимальной эффективности от процесса обучения, сделать его естественным и простым для ребенка. Большой шаг в этом направлении наука смогла сделать с открытием понятия «сензитивных периодов».
Понятие сензитивных периодов
О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.
Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.
Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:
- настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
- повтор действий;
- продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
- малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
- радость при получении результата от действий;
- быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).
Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.
Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.
Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.
Основные сензитивные периоды в жизни ребенка
В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации. Это время «впитывающего разума».
Единого мнения по количеству сенсорных периодов до сих пор не существует. Сама Монтессори конкретные вехи не выделила, только обозначила общие границы и характерные особенности. Ее последователи не смогли прийти к единому мнению.
Сензитивные периоды по Монтессори
Возраст | Название сензитивного этапа | Особенности этапа |
0 – 3 | Духовный эмбрион | Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей |
3 – 6 | Строитель самого себя | Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом |
6 – 9 | Исследователь | Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему» |
9 – 12 | Ученый | Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям |
Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.
Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:
Сензитивный период, возраст (лет) |
Название | Описание |
2 – 4 | Сензитивный период порядка | Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени |
0 – 1,5 | Движения и действия | Стремление к действию, движения становятся осмысленными |
1,5 – 4 | Мелких предметов | Интерес к изучению мелких предметов, деталей |
2,5 – 6 | Вежливости и этикета | Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности |
2,5 – 6 | Совершенствование чувств | Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их |
3,5 – 6 | Письма | Стремление рисовать цифры и буквы |
3 – 5,5 | Чтения | Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения |
0 – 6 | Сензитивный период развития речи | Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью |
4 – 6 | Пространства | Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам |
2 – 6 | Музыки | Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма |
4 – 6 | Математики | Возникает понятие количества и простейших математических действий |
Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований — сензитивное пренатальное развитие ребенка. Основоположник школы — Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша. В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.
Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь — Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.
Благоприятный период для развития | Первый (наиболее яркое развитие способностей) | Следующий |
Эмоциональной сферы | 0 – 2 года | 2—5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте) |
Физической активности | ||
Зрения | 2—5 | |
Речи | от 4 до 8 месяцев | с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи — один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни |
Музыкальных способностей | до 3 лет | 3—10 |
Интеллекта | до 4 лет | 4—10 |
Изучение неродного языка | 5—10 лет | По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап |
Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.
Сензитивные периоды и возрастные кризисы
Возрастные и сензитивные периоды не протекают равномерно с одной скоростью. В некоторых случаях усвоение нового навыка происходит стремительно. Такие моменты принято считать поворотными или кризисными этапами развития. Это время наивысшей восприимчивости психики к новой информации. Ребенок особенно открыт и требует повышенного, но при этом осторожного внимания и воспитательной работы.
При плавном прохождении сензитивного периода в раннем возрасте новые знания и навыки накапливаются, что в итоге приводит к резкому скачку в развитии. Поэтому сензитивный период и критический период всегда чередуются. Кризисные стадии проходят быстрее и занимают от нескольких месяцев до двух лет. Скорость прохождения во многом зависит от окружающих: от педагогов и родителей и их способности обеспечить новые потребности ребенка и проявить понимание и мудрость. Неожиданность проявления кризисной сензитивной стадии связана с тем, что ее временные границы размыты, очень сложно определить начало. Кризис становится очевидным только в середине, когда можно наблюдать резкие изменения в поведении ребенка, его попытки бунтовать против контроля взрослых.
В отличие от сензитивных периодов развития способностей, кризисные более индивидуальны. В них проявляется как характер и личность ребенка, так и проблемы в его взаимоотношениях с окружающим миром, родителями. Возникает конфликт между его изменившимися потребностями, возможностями и отношением взрослых. Это значимый этап в процессе формирования личности.
Выготский назвал два самых важных кризисных сензитивных периода в дошкольном возрасте: в год и в три. Помимо этого, есть кризис новорожденности, который может продолжаться до года, кризисы 7,13 и 17 лет.
Важно! Избежать или отодвинуть кризисные периоды, так же как и сензитивные, невозможно, но родители должны быть к ним максимально готовы.
Кризис одного года
Кризис одного года — это переходный этап от младенчества к раннему детству. Меняется восприятие мира и самого себя.
Характерные особенности для этого периода:
- особая «автономная» (по определению Выготского) речь. Отличается от взрослой речи логикой, семантикой и фонетикой;
- происходит разрыв восприятия себя как единства с матерью;
- проявляется упрямство, нежелание прислушиваться к запретам;
- скачки настроения, ребенок может проявлять признаки агрессии, когда не получает того, что хочет или взрослые не понимают его потребностей;
- повышенная чувствительность и ранимость (эта черта характерна для любого кризисного периода и требует особой деликатности и внимания со стороны взрослых);
- проявляется страх потерять близких людей, малыш требует постоянного присутствия мамы.
От родителей в первую очередь в это время требуется понимание, что ребенок взрослеет и становится самостоятельной личностью. Все изменения в поведении, капризы — естественное проявление процесса взросления и изменения восприятия мира.
Кризис трех лет
Этот кризисный период может продолжаться до самой школы, до 7 лет. В этот период взросления происходит осознание себя как личности, формируется самооценка. Для этого кризисного периода характерны 7 признаков.
Признак | Описание | Правильное поведение родителей |
Негативизм | Отказ от чего-либо только по той причине, что инициатива была не от ребенка, а от взрослого | Нельзя давить или заставлять. Можно повторить просьбу через какое-то время или привлечь другого члена семьи в качестве переговорщика |
Строптивость | Протест не против конкретного человека, как в случае с негативизмом, а против системы, привычного образа жизни | Попробовать переключить внимание |
Упрямство | Ребенок настаивает на своем не ради достижения какой-либо цели, а только потому, что уже раньше это потребовал | Дать ребенку «остыть» и подождать, пока он сам не сделать то, чего от него ждут |
Деспотизм | Требование, чтобы выполняли его желания, несмотря ни на что | Не идти на поводу, попытаться донести мысль, что внимание можно привлечь другими способами |
Обесценивание | Ребенок перестает ценить то, что раньше было для него значимым (вещи, отношения) | Переключить внимание, проигрывать ситуацию в играх |
Своеволие | Стремление к максимальной самостоятельности | Позволить ребенку действовать самостоятельно кроме потенциально опасных ситуаций |
Протест | Отказ от привычных действий | Выслушать мнение ребенка, сохранять спокойствие |
Важно! Истерики выполняют положительную роль, они позволяют ребенку сбросить накопившееся напряжение. При отсутствии подобного «выхода» может развиться аутоагрессия.
Сензитивные периоды развития ребенка от рождения до 7 лет уже достаточно хорошо изучены. Накопленные знания необходимы не только педагогам и детским психологам, но и любому родителю. Понимание естественных процессов, потребностей малыша в тот или иной этап его взросления позволит не только правильно реагировать на изменения, но и обеспечит ему полноценное гармоничное взросление.
Видео
058