Кубики Зайцева – особенности методики и практические занятия

Кубики Зайцева

Программа раннего развития детей по кубикам Зайцева известна с 1984 года, когда автор начал применять ее в дошкольных учреждениях. Несмотря на столь долгое использование и несомненную эффективность, она до сих пор вызывает жаркие споры в педагогической среде. Методику Зайцева принято относить к нетрадиционным способам обучения детей. Официально Министерство образования ее до сих пор не признает, предпочитая делать упор на классические программы развития дошкольников.

Практикующие специалисты, в особенности дефектологи, подтверждают действенность метода обучения, созданного Н.А. Зайцевым. Дети с задержкой психического развития хорошо осваивают предложенную программу, что дает большую надежду на исправление дефекта. В их обучении крайне важно придерживаться игровой формы, а это является одним из постулатов данной методики.

Основные принципы методики Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева основана на следующих принципах:

  • Развитие всех форм восприятия – мышление, слух и зрение, самостоятельная деятельность.
  • Игра как способ преподнесения материала.

Классическое обучение чтению предполагает, что дошкольник сначала выучит буквы алфавита, а затем научится составлять их в слова. Стоит ли говорить, что дети плохо запоминают абстрактные символы в виде букв. Для детей с нарушениями психического развития задача становится практически невыполнимой.

Зайцев Николай Александрович

Н.А. Зайцев решил пойти другим путем и предложил сначала обучать дошкольников складам. Не нужно путать это понятие со слогами. Склад – это сочетание одной, двух или трех фонем. Например, СО-БА-КА или ПА-РО-ВО-З. Дошкольнику просто выучить сочетание фонем и затем объединить их в слово, нежели читать буквы по порядку.

Педагог выделил 246 комбинаций фонем, а 120 из них очень сходны по произношению. Расположив их по первой букве склада, получается своего рода алфавит, который называется таблицей Зайцева.

На мысль о создании методики автора навело наблюдение за маленькими детьми, которые начинают говорить по слогам, потому как для их восприятия именно сочетание звуков наиболее естественно. Ни один ребенок не начинает свою речь с отдельных букв. Подобный способ обучения уже применяли Лев Толстой и Гленн Доман.

Лев Толстой и Гленн Доман

Что такое кубики Зайцева

Обучение по кубикам Зайцева широко применяется для освоения чтения. Однако это не единственное использование новаторства педагога. Существуют методики преподавания счета и английские кубики Зайцева. Удивительно, но взрослые иностранцы при обучении русскому языку по данной методике с первого урока начинают правильно складывать произносимые педагогом слова.

Чтение по кубикам Зайцева происходит следующим образом. Автор поместил склады на грани объемной фигуры, потому как дошкольники в основном используют образную память. Они имеют разный размер и цвет, зависящий от нанесенного на них склада. Так, гласные буквы, требующие широкого раскрытия рта при произношении, расположены на крупных фигурах. Согласные буквы, для которых рот открывается не широко – на маленьких. Кубики внутри наполнены материалом, который соответствует звучанию склада и дает ребенку представление о звонкости или глухости звука.

Таким образом, занятия по кубикам Зайцева активизируют слуховое, зрительное и тактильное восприятие. Ребенок не выучивает составляющие слова, а понимает их на интуитивном уровне.

Кубики Зайцева для детей в зависимости от произношения делятся следующим образом:

Характеристика Значение
Размер
  • Маленькие – мягкие склады
  • Большие – твердые склады
Цвет
  • Желтые – склады с гласными
  • Серые – звонкие склады
  • Коричневые – глухие склады
  • Белые и зеленые – знаки препинания
Звук
  • Звонкие – металлический наполнитель
  • Глухие – деревянный

Разные кубики Зайцева

В комплект обычно входят:

  • Развертка кубиков Зайцева – 52 штуки; или уже готовый материал.
  • Наполнители.
  • Таблицы на картоне.
  • Книги для родителей и воспитателей.
  • Диски с песнями.

Примечание: к методике Зайцева можно дополнительно приобрести тетрадь, в которой задания представлены в плоскостном варианте.

Перед началом занятий следует склеить кубики, если они находятся в развертке, и наполнить их нужным материалом. Далее собирают воедино таблицы и располагают в обучающем классе. Под таблицами нужно устроить полку, куда дети будут складывать кубики. Если обучение происходит дома, можно таблицы разместить на стене, а вместо полок использовать стол.

Методика использования

Существуют группы раннего развития «Читаем по кубикам Зайцева», где с детьми занимаются два-три раза в неделю. Занятия должен вести педагог, имеющий опыт и владение данной методикой. При желании родителей освоить обучение чтению кубики Зайцева можно применять и дома.

Начинать его можно с самого рождения. Грудной малыш будет использовать их только в качестве игрушки, ему показывают сложенные из кубиков слова или говорят, пропевают склады. Интенсивной работы в этом возрасте не ведется. С года уже есть смысл начинать осмысленные занятия. Ребенок перебирает дидактический материал, пытается найти предложенный взрослым склад. Малыши этого возраста, обучающиеся по методу Зайцева, начинают одновременно читать и говорить.

Обучение чтению кубики Зайцева

В 2-3 года ребенок уже может найти в таблице запрошенный педагогом склад. Дети подготовительной группы осваивают чтение практически сразу.

Сначала набор кубики Зайцева выдается детям для знакомства, сразу весь комплект. Они могут трогать, вертеть, перекладывать кубики, как им этого хочется.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1-1,5 часа. Домашнее обучение не имеет временного ограничения. Подробный план занятий дан в практической методичке, находящейся в комплекте.

Важно! Малыши должны быть позитивно настроены на обучение, они сходили на горшок, не хотят пить и есть. Все отвлекающие факторы из помещения убраны (телевизор, радио, домашние животные).

Как пример можно привести следующие упражнения:

  • Складывание собственного имени. Постепенно можно добавлять имена мамы, папы и т.д.
  • Загадки. Педагог задает детям загадку, а те складывают ответ.
  • Поиск пары. Нужно посмотреть на кубик, и найти склад в таблице на стене.
  • Угадывание и поиск произнесенной комбинации фонем в таблице.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Выбирая методику раннего обучения, родители встают перед сложным выбором, кроме кубиков Зайцева есть еще и методика Чаплыгина. На первый взгляд они похожи, но есть принципиальные отличия:

Критерий Метод Зайцева Метод Чаплыгина
Возраст обучаемых От рождения От 3 лет
Используемая единица слова Склады Слоги и буквы
Материал Картон Дерево
Примерный состав комплекта
  • 52 кубика
  • 4 листа таблиц
  • Диск с аудиозаписями
  • Книга для родителей
  • 15 кубиков
  • Рекомендации родителям
  • 30 карточек с картинками
  • 15 игр со сценарием
Готовность комплекта к работе В недорогих наборах нужно клеить Готов к работе сразу

Метод Зайцева vs Метод Чаплыгина

В материалах по методу Чаплыгина используются слоги и буквы, что не создаст в голове ребенка путаницу со складами, когда он начнет обучение в школе. Они изготовлены из дерева, а значит долговечны и экологически безопасны. На освоение материала отводится от 3 до 30 занятий.

Кубики Зайцева своими руками

Можно сделать кубики Зайцева своими руками, тогда траты на приобретение материалов будут значительно меньше. Для изготовления дидактического материала потребуется картон или пластмассовые заготовки с одной съемной гранью. Лучше обклеить готовые кубики скотчем для долговечности.

Для наполнения используют металлические пробки от лимонада, мелкие монетки, колокольчики. Деревянный звук издают палочки, пуговки, горох.

Можно кубики Зайцева распечатать из интернета, тогда не придется самостоятельно их раскрашивать, будет соблюден оригинальный размер материала. Цветную разверстку нужно наклеить на картонные или пластиковые заготовки. Также потребуется распечатать на кубики Зайцева таблицы.

Кубики Зайцева развертка

Метод Н.А. Зайцева очень эффективен, потому как опирается на психические особенности детей раннего возраста. Основной аргумент противников освоения чтения по кубикам Зайцева – несовместимость со школьной программой, ведь она построена на буквенном обучении и разбиении слова на слоги. Учителя тратят много времени, чтобы переучить школьника.

Другим важным минусом является недолговечность дидактического материала и его дороговизна. Многие родители не могут самостоятельно применять методику, им приходится обращаться к педагогу, а регулярные занятия тоже стоят немалых денег. Взвесив все «за» и «против» данного метода, родители сами решают, нужно ли по нему обучать своего ребенка.

Видео

030