Чем отличается алалия от ЗРР

ЗРР или алалия

Речевая деятельность сопровождает жизнь человека с момента рождения. Формирование речи находится под пристальным вниманием родителей, медиков, педагогов, потому что является одним из важнейших факторов социализации, гармоничного включения ребенка в жизнь общества. Любые отклонения от нормального развития речи необходимо правильно квалифицировать. Чем раньше будет определена природа речевого нарушения, тем успешнее оно будет скорректировано. Среди широкого спектра разнообразных речевых нарушений выделяется такое, как алалия. Важно понимать природу речевого нарушения развития дошкольника и правильно ставить диагноз: алалия или задержка речевого развития (ЗРР).

Причины алалии

Специалисты по логопедии определяют алалию как системное недоразвитие речи, объясняющееся повреждением речевых центров, находящихся в коре мозга, или множественными поражениями нескольких участков в обоих полушариях головного мозга. Такие необратимые изменения в коре головного мозга могут произойти еще до рождения ребенка, когда он находился в утробе матери, или период раннего детства:

  • хроническое длительное кислородное голодание во внутриутробный период;
  • травмы черепа, дородовые или сопровождающие рождение;
  • асфиксии;
  • воспалительные процессы (энцефалитные, менингитные инфекции);
  • минимальные мозговые дисфункции, вызванные рахитами, нарушениями питания и сна в раннем детстве, частыми болезнями верхних дыхательных путей;
  • интоксикации плода и др.

В результате комплексной патологии клетки коры головного мозга созревают с запозданием или перестают развиваться вообще. ЗРР и алалия различаются тем, что при алалии вследствие органических изменений в коре головного мозга речь не может быть нормализована даже при комплексных коррекционных мероприятиях, включая лечение с помощью медикаментов.

Важно! Алалия, в отличие от ЗРР, отмечается всего лишь у 1 % дошкольников и еще реже у младших школьников (0,6-0,2% обследованных детей).

Отличия ЗРР от алалии

Характеристика алалии

Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что при алалии отклонения в процессе развития речи вызваны патологиями в развитии ЦНС, а при ЗРР никаких органических изменений в строении мозга нет. В сравнении с задержкой речевого развития (ЗРР), алалия отличается следующими особенностями в формировании всех уровней речи (таблица).

Уровень речи
Особенность нарушения
Артикуляционный
Несформированность координации органов речи в процессе звукопроизношения
Фонематический и семантический
Неадекватность восприятия значения звуков
Лексико-грамматический
Отставания в усвоении лексики и грамматики родного языка
Семантико-синтаксический
Неразвитость процесса восприятия и продуцирования фразовой речи

В период младенчества родители ждут появления первых звуков, которые произносит малыш. При алалии, как и при ЗРР, лепет появляется гораздо позже, чем у детей с нормальным темпом развития. Если лепет появился, он очень однообразен и беден. Отличия ЗРР от алалии заключаются в том, что алалик производит впечатление младенца, который все понимает, но сказать не может или не хочет. Вместо речи младший дошкольник использует жесты и мимику. Что касается слов, они появляются значительно позже, чем требует норма, фразы такой малыш пробует использовать после 5-6 лет, а отставания и нарушения сохраняются на всех последующих этапах.

Алалия может проявляться в низкой или высокой степени тяжести: некоторые дети испытывают некоторую неловкость в процессе речепорождения, а некоторые, в отличие от дошкольников с ЗРР, не способны заговорить вообще.

Алалия может проявляться в низкой или высокой степени тяжести

Разновидности алалии: моторная форма

Встречаются сенсорные и моторные формы алалии. При моторной разновидности ребенок правильно воспринимает речь окружающих, но не способен освоить механизмы продуцирования собственной речи на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом и др. Как и при ЗРР, при алалии артикуляционный аппарат сформирован в соответствии с нормой, но отмечаются трудности с использованием языковых знаков различных уровней:

  • образованием звуков и звукосочетаний;
  • комбинированием слогов;
  • подбором слов и словосочетаний;
  • образованием форм слов в соответствии с грамматикой;
  • объединением слов во фразы и единый связный текст.

Малыш с моторной формой длительное время использует только отдельные звуки и слова, позднее – короткие слова в начальной форме, делает ошибки в произношении сочетаний звуков. Дети с алалией понимают, какие оговорки и ошибки допустили, но испытывают затруднения в их исправлении. Алалики не воспринимают темп речи, не могут повторить звуковой рисунок, который ему простучали или прохлопали.

При моторной форме формируется достаточно богатый пассивный словарь, но ограничен круг языковых единиц, находящихся в активном употреблении, при этом отмечаются сложности с использованием имен прилагательных, наречий, предлогов и союзов, а также синонимов, антонимов. ЗРР и алалия похожи тем, что бедность словарного запаса дошкольник пытается компенсировать с помощью невербальных средств: интонации, жестов, мимики, движений тела. Мыслительная деятельность при алалии развивается в соответствии с возрастной нормой, а речевая остается на уровне маленького ребенка. При ЗРР отставание в речи ведет к отставанию в интеллектуальном плане.

Важно! Дети с алалией переставляют звуки и слоги в слове, слова в составе предложения, говорят медленнее нормально развивающихся сверстников, делают остановки в середине слова или предложения – в этом различия ЗРР и алалии.

Дети с алалией переставляют звуки и слоги в слове

Разновидности алалии: сенсорная форма

Сенсорная форма появляется из-за поражения определенной зоны коры мозга – его височной доли – и отличается тем, что ребенок не воспринимает звуковые раздражители и не способен выявлять их значение. Ребенок не относится к категории слабослышащих или глухих, он слышит, но не воспринимает речь, с которой к нему обращаются.

Диагностировать сенсорную алалию можно по таким признакам:

  • как и при ЗРР, лепет появляется позднее, чем у нормально развивающегося младенца, и первые слова отличаются искаженностью;
  • в отличие от ЗРР, при сенсорной форме ребенок понимает только фразу, которую повторили несколько раз;
  • усваивается смысл слов, повторенных не менее 20-25 раз;
  • ребенок понимает человека, к которому привык (мать, преподаватель);
  • если алалик говорит, то его речь отличается плавностью, но при этом большим количеством ошибок и отсутствием смысла;
  • в отличие от дошкольников с ЗРР, малыш не любит слушать чтение или рассказывание.

При таком отклонении дети не интересуются звуковой стороной речи, то воспринимают, то не воспринимают ее. Качество восприятия звучащей речи не зависит от ее громкости, но зависит от того, устал ли ребенок. Некоторое понимание может появляться только в результате многократного повторения слова или фразы, при этом желательно, чтобы голос говорящего был тихий и спокойный. Сенсорная алалия отличается от ЗРР тем, что дошкольник внезапно произносит отдельные звукосочетания, слова или сочетания слов. Если использовать слуховой аппарат, слабослышащий ребенок будет лучше слышать, а алалик с сенсорной формой – нет.

Важно! В школьном возрасте ученики с алалией так же, как и ЗРР, испытывают большие трудности с освоением правописания.

Ученики с алалией так же как и ЗРР, испытывают трудности с правописанием

Общие особенности детей с алалией

Дети с алалией и ЗРР похожи тем, что отличаются нормально развитым познавательным интересом, с удовольствием включаются в предметную деятельность, занимаются трудом. Однако алалия сопровождается отставанием в развитии маленького человека (таблица).

Параметр
Характеристика
Физическое развитие
Общая слабость здоровья, неуклюжесть, проблемы с координацией движений, слабо развита мелкая моторика
Психическое развитие
Среди детей-алаликов много гиперактивных и импульсивных, а также апатичных и безынициативных; у алаликов часто формируются неврозы
Память
Наблюдаются отставания в формировании произвольной и осознанной памяти; особую трудность представляет запоминание слов, фраз и текстов; для запоминания слов и предложений необходимо сопровождение зрительным рядом, использование наглядности
Внимание
Характерное отставание в формировании произвольного внимания

Алалик понимает свои недостатки, поэтому старается не говорить, а выражать свои мысли и состояния с помощью жестов, использует речевые средства в особых, эмоционально окрашенных ситуациях, становится замкнутыми, неуверенным в себе, обидчивым, раздражительным, негативно реагирует на окружающий мир, часто плачет.

Отличия задержки речевого развития от алалии

Коррекция

Коррекционные мероприятия при моторной алалии, как и при ЗРР, начинаются после определения природы нарушения, в возрасте 3 лет, но, в отличие от ЗРР, должны обязательно включать не только логопедические занятия, но и лечение медикаментами, работу с психотерапевтом. Развитие речи осуществляется в комплексе с занятиями адаптивной физической культурой, ритмикой и логоритмикой, общеразвивающими уроками по формированию мелкой моторики, знакомству с цветом, формой, счетом, явлениями и предметами окружающего мира, с разнообразной игровой деятельностью (дидактические игры на анализ, сравнение, перестраивание, перемещение в пространстве, конструирование и др.). Школьники должны обучаться по специальной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) или в условиях стационара.

При сенсорной алалии важно ограничить звуковой режим: исключить все ненужные звуковые раздражители, чтобы у ребенка появился интерес к звучащей речи и ее пониманию. Затем проводится комплексная работа по общему развитию, формируется способность различать звуки (сначала неязыковые, потом вербальные). Сенсорная форма в школьном возрасте проявляется специфично: младший школьник может воспринимать письменную речь, понимать целые слова, поэтому коррекцию можно организовывать на основе работы с буквенным обликом слова.

Отличия ЗРР от алалии в том, что полностью скорректировать речь дошкольника или школьника с алалией не удается даже при целенаправленной логопедической работе и медицинском воздействии. В результате коррекционных мероприятий возможно формирование речевых навыков только на элементарном уровне. Если же вовремя обнаружить ЗРР и сразу начать целенаправленную работу по преодолению этого нарушения, дошкольник вскоре догонит нормально развивающихся сверстников.

Видео

090