Возрастные особенности детей с ЗРР

Возрастные особенности детей с ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – один из самых распространенных диагнозов у современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это речевое нарушение характеризуется отличительными особенностями в различные возрастные периоды. Программа обучения детей с задержкой речевого развития разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей с ЗРР и индивидуальных проявлений речевого дефекта в каждом конкретном случае.

Общие особенности детей с ЗРР

Задержка речевого развития – это отставание в развитии речевых функций, не связанное с органическими изменениями и патологиями в формировании центральной нервной системы или органов речи человека. ЗРР возникает по различным причинам, среди которых патологическое протекание первого триместра беременности матери (токсикозы, инфекционные заболевания, резус-конфликт, гормональные нарушения и др.), осложненные роды, сопровождающиеся травмами, кислородным голоданием появляющегося на свет младенца, а также болезни в период раннего детства и неблагоприятные условия жизни малыша.

Важно! ЗРР объясняется тем, что нервная система малыша развивается медленнее, чем у сверстников. Все речевые навыки в раннем возрасте, детском саду и школе появляются при ЗРР позднее, чем у их ровесников, которые растут в темпе, считающемся нормой.

Разница в сформированности речевых функций у детей с ЗРР и детей без ЗРР особенно заметна в младшем и среднем дошкольном возрасте. После комплексного обследования в детском саду реализуется коррекционная программа с детьми 3 лет при ЗРР. К школе при условии организации целенаправленной коррекционной работы отставание детей с ЗРР в большинстве случаев ликвидируется. Нужно помнить, что полностью преодолеть ЗРР без помощи взрослых ребенку не удастся. Если не проводить логопедическую и общеразвивающую работу в раннем возрасте, детском саду и школе, ЗРР может привести к отставанию в психическом развитии, станет причиной сложностей в социализации и личностном развитии.

Программа с детьми 3 лет при ЗРР

Симптомы ЗРР в раннем возрасте

Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.

Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.

Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.

Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).

Возраст Симптомы ЗРР у детей
4 мес.
  • сложности с сосанием;
  • ребенок эмоционально не реагирует на появление родных (не улыбается, не оживляется)
9 мес.
  • отсутствие лепета (ба-ба-ба, па-па-та);
  • неспособность к звукоподражанию
12 мес.
  • отсутствие реакции на свое имя;
  • повышенное слюноотделение;
  • мычание, использование невербальных средств общения
1,5 г.
  • отсутствие первых слов (мама, дай);
  • непонимание простых просьб (дай мишку, иди сюда);
  • сложности с пережевыванием пищи
2 г.
  • неспособность и отсутствие желания повторять за взрослыми;
  • активный словарный запас – до 10 слов;
  • постоянно приоткрытый рот;
  • отсутствие интереса к звучащей речи
2,5 г.
  • активный словарный запас – до 20 слов;
  • незнание частей тела, названий предметов;
  • отсутствие фразовой речи (предложений из 2-х слов, например, «Дай мишку»)
3 г.
  • сложности с пониманием обращенной речи;
  • невнятность активной речи, которую не понимают даже мама и папа и педагоги в детском саду;
  • слишком быстрый темп речи, «проглатывание» окончаний;
  • слишком медленный темп речи, «растягивание» слов;
  • использование фраз из мультфильмов или книг вместо самостоятельной «живой» речи;
  • отсутствие собственной фразовой речи;
  • преобладание зеркальных повторений слов и предложений, которые произносят взрослые или сверстники (эхолалия)


ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.

ЗРР и ранний возраст

Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.

Возрастные особенности дошкольников с ЗРР

Ребенок идет в детский сад в два с половиной – три года. В это время нормально развивающийся малыш использует 50-100 слов, способен строить фразы из 2 и более слов, с интересом задает вопросы, вступает в диалог со взрослыми, ежедневно пополняет пассивный и активный словарь, к 5 годам учится строить монолог.

Задержка речевого развития дошкольников

Сложности в общении в детском саду с ровесниками и взрослыми наиболее остро испытывают дети с ЗРР, и садик помогает выявить эти проблемы во взрослении малыша, которого никто не может понять. В результате задержка речевого развития в детском саду приводит к тому, что дети с ЗРР чаще всего перестают пытаться установить контакты с другими дошкольниками. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать и по отставаниям в формировании координации движений, мелкой моторики, ловкости, быстроты движений. Задержка речевого развития дошкольников проявляется в замедленном освоении всех уровней родного языка: фонетико-фонологического, семантического, лексико-грамматического, морфологического, синтаксического.

При обследовании логопедов в детском саду и школе выясняется, что дети затрудняются в повторении за взрослым движений языком и губами, в произнесении звуков и сочетаний звуков. ЗРР у детей проявляется в том, что у них в активном запасе достаточное количество имен существительных (до 120-150), обозначающих хорошо известные предметы, но отсутствуют слова, называющие признаки, процессы, не сформированы навыки образования грамматических форм слова и различения форм слов в звучащей речи. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать по неправильно образованным звукам, упрощенным словам («ки» вместо «киса», «мя» вместо «мяч», «то» вместо «стол» и др.), по перестановкам или пропускам звуков или слогов в словах.

Задержка речевого развития в детском саду

Как правило, дошкольник с ЗРР воспринимает и понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы взрослых, показывает известные ему предметы в комнате или на картинке, но не готов к продуцированию самостоятельной речи. Коррекция ЗРР у ребят дошкольного возраста является важной задачей родителей и педагогов, так как у детей в дальнейшем появляются проблемы с совершенствованием функций психики (памяти, восприятия и др.), познавательного интереса и коммуникативных навыков, адаптацией в детском коллективе, общим интеллектуальным развитием и обучением в школе.

Коррекция задержки речевого развития у младших дошкольников включает не только логопедическую работу, но и общеразвивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром, освоение разнообразных видов деятельности, знакомство с различными видами искусства, разностороннюю подготовку к школе.

ЗРР у младших школьников

Школа для детей с задержкой речевого развития является сложнейшим этапом жизни. В первом-втором классе школы у детей с ЗРР сохраняется комплекс речевых нарушений всех уровней:

  • проблемы с правильным звуковосприятием и звукопроизношением;
  • затруднения со слогообразованием и выстраиванием слов;
  • ограниченный пассивный и активный лексический запас;
  • несформированность грамматических категорий (изменения слов по падежам, лицам, числам, родам);
  • отсутствие в словаре местоимений, предлогов, союзов, наречий, причастий, деепричастий;
  • дефицит фразовой речи.

Задержка речевого развития в начальной школе

Задержка речевого развития в школе приводит к сложностям разного типа:

  • психологический барьер в общении с одноклассниками и педагогами;
  • затрудненность адаптации к новым условиям школы, когда на смену игровой деятельности приходит учебная;
  • трудности с освоением учебной программы по всем предметам;
  • снижение самооценки, формирование комплексов и неврозов.

Такие проявления сближают аутизм и задержку речевого развития: в школе ребенок старается быть один, избегает контактов со сверстниками и педагогами, испытывает панику в непривычных ситуациях, отличается повышенной тревожностью.

После выявления детей с ЗРР с ними организуется индивидуальная коррекционная работа в логопедическом пункте школы, для каждого ученика разрабатывается обучающая программа при ЗРР. Детям с ЗРР необходима помощь психолога школы и активное участие родных и близких в коррекционных мероприятиях.

В раннем возрасте, детском саду, начальной школе детям с ЗРР необходимо внимание взрослых: прежде всего не педагогов, а членов семьи. Именно коммуникативная среда, созданная в семье, поможет преодолеть отставание и сформировать речевую деятельность в соответствии с возрастными требованиями. Коррекция нарушений в речи достигает цели благодаря комплексу мероприятий, направленных не общее развитие психических функций, включение ребенка в разнообразные виды практической и познавательной деятельности дома, в детском саду и школе.

Видео

088