Содержание
Несформированная речь у дошкольника – это показатель того, что ребенок имеет проблемы с психическим развитием, социализацией и познавательной деятельностью. Родители обязаны контролировать и способствовать развитию речевых навыков у своих детей, больше разговаривать с ними, читать художественную литературу, и при необходимости посещать специалистов (логопедов, дефектологов).
Уровни развития речи
Наличие грубых ошибок в речевой деятельности (фонетических, лексических или грамматических) при здоровой системе слуха и зрения и при хорошем умственном развитии принято считать общей недоразвитостью речи (ОНР). Дети, которым диагностировали ОНР, значительно выделяются среди группы нормально развивающихся сверстников.
Заболевание имеет типичную характеристику уровней речевого развития:
- первые слова произносятся в возрасте старше трех лет;
- невыраженность звуков;
- серьезные ошибки при произношении;
- импрессивная речь опережает экспрессивную (ребенок хорошо понимает то, что ему говорят, но не может быстро и внятно ответить);
- малопонятная, дефективная речевая деятельность.
При появлении первых симптомов ОНР необходимо обратиться к врачу – записаться к логопеду и неврологу (для назначения медикаментозного лечения).
Помните! При своевременном обращении в лечебное учреждение можно избежать серьезных психических заболеваний и проблем в будущем.
Выделяют четыре уровня речевого развития детей, отличающихся патологиями речевой деятельности и наличием сопутствующих заболеваний.
№ | Общая характеристика |
1 | Отсутствие связной речи, использование жестов и звуков для общения с окружающими. Разговорная речь у дошкольников этого уровня характерна трехлетнему возрасту нормально развивающихся детей. |
2 | Использование простых слов (мама, баба, папа, дядя, яблоко, дом, кошка), нарушение формы слова при произношении (сокращение окончаний, перестановка слогов местами). |
3 | Появление трудностей в общении с новыми людьми, но при разговоре с близкими (мамой, папой) у малыша отсутствуют грубые речевые ошибки. |
4 | Хорошее произношение, основные проблемы возникают при написании сложных словоформ и изменении слов по падежам. |
Первый уровень
Уровни речевого развития детей с ОНР помогают определить план логопедических занятий, так как дети, например, с 1 и 4 степенью недоразвитости речи имеют существенные отличия в своей речевой деятельности.
Первый уровень речевого развития у дошкольников можно охарактеризовать следующим образом:
- Несформированная речь. Ребенок не использует слова в общении, а если говорит, то часто использует их неправильно.
- Скудный словарный запас, состоящий в большинстве случаев из звукового подражания (мычания, ауканья).
- Сопровождение звукоподражания и лепетания жестами, придуманными самими детьми.
- Объединение одним словом ряд внешне схожих признаков, действий и предметов. Например, словом “нога” обозначает и свои ступни, и лапы у собаки, и колеса у коляски.
- Отсутствие связных фраз и предлогов в общении. Дошкольник не может сказать “мама, открой или закрой дверь”, а просто указывает на дверной проем, или словом “спать” заменяет слова “диван, кровать, полежать”.
У старших дошкольников 1 уровень речевого развития приводит к серьезному отставанию в познавательном развитии и сложностям при адаптации в первом классе. В большинстве случает такие дети понимают все, что им часто говорят (на улице плохая погода, идет дождь или нужно одеваться и идти гулять), но они не могут сказать ничего в ответ. Дошкольники, имеющие лепетную речь, обязательно должны проходить подготовку к школе, например, в подготовительном классе в логопедической школе. В возрасте 7-8 лет, при своевременном лечении, регулярных занятиях и спокойных домашних условиях, ребенок без труда достигает следующие уровни речевого развития при ОНР, а его речь становится грамотной и красивой.
Второй уровень
Дети с ОНР 2 уровень речевого развития имеют достаточно широкий словарный запас, хорошо отличают один предмет от другого, например, показывая на помидор, может сказать, что это “не яблоко”, т.е. узнавая что-то новое активно использует частицу “не” в своей речи.
Второй уровень речевого развития у дошкольников определяется по ряду признаков:
- незнание значений слов, часто используемых в быту;
- неправильное произношение и перестановка букв в слове при произношении “молоток” произносят как “мо-ТО-ЛОк”;
- трудности при рассказе или восприятии фраз (аграмматизм);
- замена названий предметов и действий жестами, например, вместо фразы “нужно вытереть воду на полу” ребенок лепечет “пол и тряпка” и указывает на то место, где пролил воду;
- проблемы с родом и числом “я гулял с мамой” вместо “мы гуляли”;
- сложности с употреблением слов среднего рода, союзы и частицы.
Эти уровни речевого развития детей дошкольного возраста отличаются от остальных резкими ошибками в грамматике и фонетике, и наличием трудностей в общении с окружающими людьми. Наиболее часто 2 уровень речевого развития диагностируют у младших дошкольников. Без специального дополнительного обучения они не способны усвоить то, что прочитано вслух третьим лицом.
Третий уровень
Если сравнить третий уровень речевого развития с двумя предыдущими, то можно отметить хорошую устную речь у детей, они свободно могут рассказать о том, что их окружает, что они слышат и видят. Эти уровни речевого развития дошкольника характеризуются:
- Развернутая речевая деятельность без грубых лексических, грамматических и фонетических ошибок;
- Устная речь сопровождается незначительными аграмматичными фразами, неуместным использованием сложных словоформ.
- Использование только простых, общеупотребляемых фраз. При употреблении синонимов и антонимов дети испытывают значительные трудности, а длинные фразы и предложения они делят на несколько коротких.
- При описании каких-либо картин или сюжетов книг ребята могут забыть рассказать о главных героях, но при напоминании – они быстро исправляют свой рассказ.
- Дети с 3 уровнем речевого недоразвития часто путают начало и конец предложения и их причинно-следственную связь, например, “прошел апрель и весь снег растаял” звучит как “снег растаял, когда прошел апрель”.
- Использование простых предлогов для описания пространственных действий “взять книгу из шкафа”, “приехать НА лошади, но, В переполненном автобусе”. Сложные предлоги “около”, “между”, “через” – употребляют редко в своей речи.
- Возникают проблемы с подборов однокоренных слов, а также изменением формы слова по падежам.
Дети, имеющие ОНР 3 уровня речевого развития, могут обучаться чтению и письму без специальной подготовки, но нужно понимать, что их общее образование будет ограничено. Во время школьных занятий ребята с этим уровнем развития хуже воспринимают учебный материал по сравнению с нормально развивающимися одноклассниками, поэтому они также нуждаются в дополнительных занятиях с логопедом до полного устранения речевых недостатков.
Четвертый уровень
Выявить нарушения в развитии речи могут как сами родители, так и воспитатели в детском саду и педагоги в начальной школе. Возникающие ошибки незначительны, корректируются в процессе обучения учителем, поэтому 4 уровень речевого развития детей не требует дополнительных логопедических занятий. Заметить незначительные проблемы в речевом развитии дошкольника можно по следующим признакам:
- нечеткость звуков;
- перестановка слогов;
- сокращение окончаний слов и пропускание слогов при устном рассказе;
- невнятная дикция;
- замена слов, на другие, более общие, но близкие по значению “чистит пол” вместо “моет пол”, “маленький куст” вместо “низкий куст”.
- если по заданию ребенок должен выбрать верный ответ из нескольких, он без труда сделает правильный выбор (что невозможно в тех случаях, когда у ребенка 2 и 3 уровень речевого развития).
Важно! При постановке ОНР любого уровня, ребенок имеет право обучаться в логопедической группе дошкольного учреждения или школы.
Причины и диагностика
Если дошкольник системно нарушает лексическую или грамматическую структуру слов, а также плохо произносит звуки, то ему диагностируют нарушение речевого развития, часто осложненное клиническим заболеванием – заиканием. Диагностика уровня речевого развития подразумевает анализ логопедом исходного состояния речи (врач просит малыша выполнить ряд заданий, в соответствии с его возрастом) и наличия сопутствующих заболеваний, мешающих нормальному развитию речевых компонентов.
Основные причины:
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- проблемы со зрением и слухом;
- недостаточная психическая и познавательная активность;
- наличие врожденных генетических заболеваний;
- родовая травма;
- отсутствие соответствующего дошкольного образования (в неблагополучных семьях).
При определении уровня речевого развития характерно указывать причину (клинический диагноз), чтобы в дальнейшем определить способ коррекции и дальнейшего обучения ребенка. Переход с одной ступени на другую возможен при регулярных занятиях с логопедом. Определение уровня речевого развития и того, как быстро речь ребенка станет нормальной, возможно только с учетом индивидуальных качеств малыша, развития психики, сложности заболевания и формы дефектов речи.
Несмотря на то, как говорит ребенок и сколько уровней речевого развития необходимо ему преодолеть на логопедических занятиях, сколько на это нужно времени и денежных средств, важно оказать своевременную помощь малышу. Дефективная речь может стать причиной многих комплексов у взрослого человека, так как ему будет сложнее устроиться на хорошую работу, общаться с окружающими людьми и заводить новые знакомства.
Видео
037