Содержание
Адаптивное физическое воспитание детей, имеющих значимые отклонения в развитии, включает в себя мероприятия, направленные на поддержание и сохранение здоровья. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в адаптации, психологическом преодолении барьеров в освоении среды и подготовке к жизни в обществе.
Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от спортивных занятий со здоровыми ребятами. Естественно, что люди с нарушениями психического или физического развития требуют к себе особого отношения педагога, четкого понимания специфики их обучения.
Несмотря на то, что дети имеют отклонение в какой-либо сфере (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, ДЦП и пр.), им предстоит стать полноценными членами общества. Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно влиться в социум, научиться в нем ориентироваться без страха, понимать свои возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникнут.
Цели и задачи адаптивного физического воспитания
Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.
Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:
- Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
- Сохранение и укрепление здоровья.
- Обучение способности самостоятельно трудиться.
- Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
- Адаптация в обществе.
- Развитие личности.
Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:
- Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
- Повышение уровня психической и физической устойчивости.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
- Обучение основным навыкам безопасности.
- Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
- Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
- Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.
Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается путем реализации основных задач:
Задачи | Основные направления работы |
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Оздоровительные и коррекционные |
|
Воспитательные |
|
Принципы адаптивного физического воспитания и образования
При разработке программы занятий следует учитывать важные особенности адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Персональный поход в соответствии с состоянием здоровья.
- Малая наполняемость группы.
- Недопущение истощения и слишком большой нагрузки.
- Смена интеллектуальной и спортивной деятельности.
- Использование привлекательного, яркого спортивного инвентаря.
- Внимательное и тактичное отношение к каждому воспитаннику.
- Похвала даже за самые малейшие успехи, формирование веры в собственные силы.
- Использование посильных упражнений.
- Направленность на социальную адаптацию.
- Постоянный контроль состояния здоровья детей со стороны педагога и врача.
Важно! Воспитанники должны приходить на физкультуру с позитивным настроем, выполнять задания с радостью. Задача педагога – создать мотивацию и среду, в которой дети будут получать удовольствие от упражнений.
Занятия проводятся регулярно и следуют установленному плану. Только в этом случае можно достичь стойкого выраженного эффекта. Очень важно привлекать к работе родителей, получать от них обратную связь. Продолжая дома выполнять доступные упражнения, ребенок лучше усваивает нужные знания и навыки.
Программы адаптивного физического воспитания
Программы, направленные на адаптивное физическое воспитание и образование, составляются педагогом в соответствии со спецификой состояния здоровья детей. Это делается в отношении конкретной группы или воспитанника и зависит от ведущих типов нарушений в образовательном учреждении.
Для эффективной работы специалист по адаптивной физкультуре должен знать особенности дефекта ребенка, с которым он планирует заниматься, закономерности формирования его личностных качеств. В последнее время получили распространение инклюзивные методы обучения, когда дети с ограниченными возможностями занимаются совместно с ребятами, которые таких проблем не имеют. Обучение происходит в обычной школе или группе детского сада, ребенок не чувствует себя «не таким, как все», лучше осваивает необходимые движения и навыки.
Программа включает в себя цели и задачи, сроки выполнения и формы адаптивного физического воспитания. Этапы составления эффективного плана занятий:
- Знакомство педагога с ребенком и его семьей. Налаживание эмоционального контакта с ними.
- Ознакомление с медицинской документацией. Тестирование. Выявление основного направления развития.
- Составление непосредственно самой программы, которая по ходу реализации может корректироваться в зависимости от достигнутых результатов.
На протяжении всего срока работы с ребенком педагог стремится дать родителям знания, необходимые для самостоятельных занятий, и методы адаптивного физического воспитания. Важно не только научить их правильно заниматься с ребенком, но и помочь предотвратить вторичные нарушения.
Методики адаптивного физического воспитания
Методика адаптивного физического воспитания должна учитывать следующие особенности ребенка:
- Возраст.
- Характер и тяжесть основного заболевания.
- Вторичные нарушения.
- Уровень психического и физического развития.
- Функционирование органов сенсорики, опорно-двигательного аппарата.
- Сохранность интеллекта.
- Способность к обучению.
- Медицинские рекомендации и противопоказания.
Важно! Начинать занятия с детьми нужно с самого раннего возраста, когда родители только узнали об ограничениях по здоровью. Чем раньше будет начата работа по адаптации, тем легче она пройдет, а это залог успешной и счастливой жизни.
Наиболее часто применяемые средства адаптивного физического воспитания, примеры:
Задача | Пути реализации |
Формирование базы знаний |
|
Формирование двигательного навыка в зависимости от характера дефекта |
|
В используемых упражнениях преобладают следующие действия:
- ходьба и бег;
- прыжки;
- метание мяча;
- ползание, перелезание через препятствия;
- игры с мячом – кидание, перекатывание.
Развитие адаптивной физической культуры позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, которому они могут приносить пользу. Важно избавление от психологического барьера, связанного со своим дефектом, умение преодолевать трудности и осознавать себя обычным человеком. Адаптивная физическая культура и ее развитие в России обуславливаются повышением осознанности общества, большей толерантностью и желанием помогать людям, ограниченным в физических возможностях.
Видео
050