Особенности адаптивного физического воспитания детей

Адаптивное физическое воспитание детей

Адаптивное физическое воспитание детей, имеющих значимые отклонения в развитии, включает в себя мероприятия, направленные на поддержание и сохранение здоровья. Люди с ограниченными возможностями нуждаются в адаптации, психологическом преодолении барьеров в освоении среды и подготовке к жизни в обществе.

Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от спортивных занятий со здоровыми ребятами. Естественно, что люди с нарушениями психического или физического развития требуют к себе особого отношения педагога, четкого понимания специфики их обучения.

Несмотря на то, что дети имеют отклонение в какой-либо сфере (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, ДЦП и пр.), им предстоит стать полноценными членами общества. Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно влиться в социум, научиться в нем ориентироваться без страха, понимать свои возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникнут.

Цели и задачи адаптивного физического воспитания

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями, максимальное включение их в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в социум стоит остро не только в России, но и во всем мире.

Развитие адаптивной физической культуры и спорта

Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:

  • Развитие внутренней потребности заниматься спортом, привитие любви к физкультуре.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Обучение способности самостоятельно трудиться.
  • Совершенствование основных психических процессов, интеллектуальное и речевое развитие.
  • Адаптация в обществе.
  • Развитие личности.

Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять главные задачи:

  • Обучение навыкам гигиены и самообслуживания.
  • Повышение уровня психической и физической устойчивости.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Расширение границ физических возможностей ребенка, преодоление себя.
  • Обучение основным навыкам безопасности.
  • Осознание своих возможностей по сравнению с обычными детьми.
  • Компенсация утраченных способностей за счет функций других органов.
  • Формирование значимых личностных и эмоционально-волевых качеств.

Организация адаптивного физического воспитания

Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается путем реализации основных задач:

Задачи Основные направления работы
Образовательные
  • Получение необходимых знаний для осознанного восприятия движений своего тела и новых умений.
  • Формирование важных повседневных физических навыков.
  • Освоение правил выполнения полезных для ребенка упражнений.
  • Обучение ориентироваться в среде, понимать свои физические возможности и правильно их рассчитывать.
Развивающие
  • Совершенствование точности, реакции и силы двигательной системы.
  • Развитие прикладных навыков.
  • Практическое освоение понятий времени и пространства.
  • Пополнение словарного запаса и развитие речевого навыка.
Оздоровительные и коррекционные
  • Укрепление здоровья, его поддержание.
  • Закаливание.
  • Активизация иммунитета.
  • Улучшение работы внутренних органов и систем, основной упор делается на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
  • Коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательной функции.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Преодоление психомоторных расстройств (страха высоты, клаустрофобии, нарушенной самооценки).
Воспитательные
  • Воспитание чувства уверенности в собственных силах, преодоление внутренней несвободы.
  • Развитие смелости, упорства, воли, навыков самостоятельной работы.
  • Воспитание желания заниматься спортом.
  • Приучение осознавать ответственность за собственное здоровье.

Принципы адаптивного физического воспитания и образования

При разработке программы занятий следует учитывать важные особенности адаптивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Персональный поход в соответствии с состоянием здоровья.
  • Малая наполняемость группы.
  • Недопущение истощения и слишком большой нагрузки.
  • Смена интеллектуальной и спортивной деятельности.
  • Использование привлекательного, яркого спортивного инвентаря.
  • Внимательное и тактичное отношение к каждому воспитаннику.
  • Похвала даже за самые малейшие успехи, формирование веры в собственные силы.
  • Использование посильных упражнений.
  • Направленность на социальную адаптацию.
  • Постоянный контроль состояния здоровья детей со стороны педагога и врача.

Важно! Воспитанники должны приходить на физкультуру с позитивным настроем, выполнять задания с радостью. Задача педагога – создать мотивацию и среду, в которой дети будут получать удовольствие от упражнений.

Занятия проводятся регулярно и следуют установленному плану. Только в этом случае можно достичь стойкого выраженного эффекта. Очень важно привлекать к работе родителей, получать от них обратную связь. Продолжая дома выполнять доступные упражнения, ребенок лучше усваивает нужные знания и навыки.

Особенности адаптивного физического воспитания

Программы адаптивного физического воспитания

Программы, направленные на адаптивное физическое воспитание и образование, составляются педагогом в соответствии со спецификой состояния здоровья детей. Это делается в отношении конкретной группы или воспитанника и зависит от ведущих типов нарушений в образовательном учреждении.

Для эффективной работы специалист по адаптивной физкультуре должен знать особенности дефекта ребенка, с которым он планирует заниматься, закономерности формирования его личностных качеств. В последнее время получили распространение инклюзивные методы обучения, когда дети с ограниченными возможностями занимаются совместно с ребятами, которые таких проблем не имеют. Обучение происходит в обычной школе или группе детского сада, ребенок не чувствует себя «не таким, как все», лучше осваивает необходимые движения и навыки.

Формы адаптивного физического воспитания

Программа включает в себя цели и задачи, сроки выполнения и формы адаптивного физического воспитания. Этапы составления эффективного плана занятий:

  • Знакомство педагога с ребенком и его семьей. Налаживание эмоционального контакта с ними.
  • Ознакомление с медицинской документацией. Тестирование. Выявление основного направления развития.
  • Составление непосредственно самой программы, которая по ходу реализации может корректироваться в зависимости от достигнутых результатов.

На протяжении всего срока работы с ребенком педагог стремится дать родителям знания, необходимые для самостоятельных занятий, и методы адаптивного физического воспитания. Важно не только научить их правильно заниматься с ребенком, но и помочь предотвратить вторичные нарушения.

Методы адаптивного физического воспитания

Методики адаптивного физического воспитания

Методика адаптивного физического воспитания должна учитывать следующие особенности ребенка:

  • Возраст.
  • Характер и тяжесть основного заболевания.
  • Вторичные нарушения.
  • Уровень психического и физического развития.
  • Функционирование органов сенсорики, опорно-двигательного аппарата.
  • Сохранность интеллекта.
  • Способность к обучению.
  • Медицинские рекомендации и противопоказания.

Важно! Начинать занятия с детьми нужно с самого раннего возраста, когда родители только узнали об ограничениях по здоровью. Чем раньше будет начата работа по адаптации, тем легче она пройдет, а это залог успешной и счастливой жизни.

Наиболее часто применяемые средства адаптивного физического воспитания, примеры:

Задача Пути реализации
Формирование базы знаний
  • Вербальная передача (указания, беседы, объяснения, обсуждение и пр.).
  • Для детей с нарушением слуха невербальная подача информации (жесты, мимика).
  • Хоровое произнесение фраз или слов при речевых нарушениях.
  • Мысленное проговаривание инструкции для большей осознанности своих действий.
Формирование двигательного навыка в зависимости от характера дефекта
  • У слепых и слабовидящих детей направлены на слуховое и тактильное восприятие: объемные модели тела с шарнирными суставами, изображения положения тела с помощью рельефа, инвентарь с выраженной фактурой, звуковые сигналы.
  • У глухих детей основаны на зрительном и тактильном восприятии: плакаты, карточки, показ упражнений педагогом, световые и вибрационные сигналы.
  • У детей с умственной отсталостью должны быть задействованы зрительный, слуховой и двигательный канал: выполнение упражнения сопровождается рассказом и показом, рисование тела человека для усвоения знаний о его строении, рассказ об упражнении и его выполнение.
  • С нарушением опорно-двигательного аппарата: занятия на специальных тренажерах, использование вынужденных движений с принудительным выполнением, просмотр фильмов.

Развитие адаптивной физической культуры

В используемых упражнениях преобладают следующие действия:

  • ходьба и бег;
  • прыжки;
  • метание мяча;
  • ползание, перелезание через препятствия;
  • игры с мячом – кидание, перекатывание.

Развитие адаптивной физической культуры позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя полноценными членами общества, которому они могут приносить пользу. Важно избавление от психологического барьера, связанного со своим дефектом, умение преодолевать трудности и осознавать себя обычным человеком. Адаптивная физическая культура и ее развитие в России обуславливаются повышением осознанности общества, большей толерантностью и желанием помогать людям, ограниченным в физических возможностях.

Видео

050