Содержание
В современном обществе актуальной проблемой остается образование детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). До сих пор их обучение проводится в специализированных организациях. В целях обеспечения программы «Доступная среда» в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые законодательно регламентируют права детей с ОВЗ. Они могут проходить обучение в школах общего развития, вместе с обычными сверстниками. Для этого должны создаваться учреждения инклюзивного образования, направленные на адаптацию детей-инвалидов к социальной среде.
Концепция инклюзива в образовании
ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).
В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.
В современных учреждениях общего образования уже можно встретить учащихся-инвалидов, но до сих пор они чувствуют негативные эмоции, непонимание и отчужденность. Проблема совместности требует от всего коллектива внимательности, взаимного уважения, вежливости, принятия людей с ОВЗ, как равных.
Особенность инклюзивного обучения построена на следующих принципах:
- Каждый имеет чувства и мысли, нуждается в коммуникативном общении, имеет право быть услышанным;
- Ценность человека не зависит от физических и умственных достижений;
- Получение полноценного образования возможно при взаимном сотрудничестве и естественных отношениях;
- Отличия развивают личные способности и повышают качество жизни особенных людей.
Главная цель инклюзивного образования – это построение благоприятной среды, в которой потребности каждого ребенка, не зависимо от его физических или интеллектуальных недостатков, будут удовлетворены.
Формы инклюзивного обучения
Инклюзивное образование в образовательном учреждении может быть представлено различными моделями. Родитель вправе выбрать наиболее подходящий вариант для своего ребенка.
Основные формы:
- Полная инклюзия, когда школьник-инвалид находится в учреждении со здоровыми сверстниками и участвует в общем образовательном процессе;
- Инклюзия в коррекционной школе – посещение специального заведения не по профильному заболеванию, а с целью социальной адаптации;
- Частичная инклюзия – совмещение обучения на дому по индивидуальным программам с посещением образовательного учреждения общего типа, принятием участия в общественных мероприятиях.
- Внеурочная инклюзия – домашнее обучение с социальной адаптацией на различных развивающих курсах, кружках, общешкольных учреждениях.
Примечание. Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении означает гибкий подход к каждому воспитаннику, исключение любой дискриминации и доступность для детей с различными ОВЗ.
Виды инклюзивных учреждений
Для выполнения разработанных программ должны быть созданы различные организации дошкольного и школьного образования, а также выполнены все условия для реализации учебного процесса.
Классификация инклюзивных учреждений:
Организации | Формы |
Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях |
|
Школьные учреждения | Инклюзивные классы. |
Специализированные образовательные организации для детей с ограниченными возможностями | Инклюзивные классы с включением детей непрофильного заболевания. |
Учреждения инклюзивного профобразования (техникумы, колледжи) |
|
ВУЗы |
|
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях направлено на обеспечение социальной адаптации малышей с ОВЗ, освоению необходимых навыков для дальнейшего обучения в школе. В группу входят как обычные дошкольники, так и дети-инвалиды. Воспитатель инклюзивного коллектива должен быть дефектологом с педагогическим образованием или иметь специальный медицинский профиль.
Временное пребывание в специальном коллективе для детей с нарушениями развития проводится в обычном ДОУ. Преподаватели различной направленности проводят работу с особенными малышами до обеда. Воспитанники учатся играть и общаться друг с другом, а также посещают общие мероприятия и праздники в ДОУ.
Инклюзивные классы могут создаваться в любом общеобразовательном учреждении. Главным условием является создание адаптивных условий для пребывания в здании и обучения детей с ОВЗ. Класс формируется из обычных школьников и ребят с различными нарушениями развития.
Учреждение инклюзивного высшего образования для студентов с ОВЗ обязаны разработать специальные программы, учебники и пособия, а также предоставить сурдопереводчиков для глухонемых учащихся. (ФЗ 273 от 29.12.2012 ст.79 п. 11).
Особенности кадрового сопровождения в учреждениях инклюзивного обучения
Одним из важных условий реализации инклюзивного образования является кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений. Во-первых, всем организациям необходимо ввести в штатный набор сотрудников должность тьютора, который в обязательном порядке должен пройти специальную подготовку. Специалист необходим для адаптации детей с ОВЗ, чтобы помочь им включиться в образовательный процесс. Формы тьюторства зависят от индивидуальных отклонений ребенка.
Обязательным условием в реализации инклюзивного образования становится психологическое сопровождение детей с определенными нарушениями. В группу должны входить логопеды, психологи, тифлопедагоги, тьюторы, координаторы по инклюзии.
Важным фактором в инклюзивном образовании является специальная подготовка педагога. Только после нее он сможет помочь адаптироваться в социальной среде детям с отклонениями, настроить коллектив на дружелюбие и взаимопонимание, подготовить учащихся к приему нового ученика.
Особенности обучения и возникающие проблемы
Несмотря на переход многих заведений на инклюзивную форму образования реформа произошла в большинстве случаев формально. Педагогические коллективы оказались не готовы для проведения работы с родителями и здоровыми учащимися, а материальная база не достаточной для обеспечения необходимых условий.
Основные проблемы инклюзивного образования:
- Недостаток воспитателей, учителей и специалистов приводят к тому, что учащийся-инвалид чувствует себя изгоем и избегает общения с другими детьми. Многим для адаптации необходим тьютор, который бы курировал школьника на переменах и занятиях (особенно актуальна проблема слабовидящих и детей с признаками аутизма).
- Отсутствие необходимого обустройства зданий подъездами, пандусами, поручнями. Многие образовательные учреждения имеют старые постройки, которые не соответствуют современным требованиям. В некоторых школах и ВУЗах нет элементарного подъезда для инвалида-колясочника.
- Остро стоят вопросы с финансированием методической части. В образовательных учреждениях нет учебников и материалов для слабовидящих и глухих детей, отсутствуют профессиональные сурдопереводчики. Получение знаний становится не доступным для большинства учащихся с различными отклонениями.
Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении должна быть адаптирована под потребности каждого ребенка с ОВЗ и быть основана на положительных эмоциях и взаимопонимании в коллективе. Когда человек изменит свое отношение к людям с отклонениями, перестанет считать их ущербными и включит в круг коммуникативного общения, тогда инклюзивное обучение заработает в полную силу.
Видео
039