Что такое инклюзивное образование?

Учреждения инклюзивного образования

В современном обществе актуальной проблемой остается образование детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). До сих пор их обучение проводится в специализированных организациях. В целях обеспечения программы «Доступная среда» в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые законодательно регламентируют права детей с ОВЗ. Они могут проходить обучение в школах общего развития, вместе с обычными сверстниками. Для этого должны создаваться учреждения инклюзивного образования, направленные на адаптацию детей-инвалидов к социальной среде.

Концепция инклюзива в образовании

ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).

В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.

Программы инклюзивного образования

В современных учреждениях общего образования уже можно встретить учащихся-инвалидов, но до сих пор они чувствуют негативные эмоции, непонимание и отчужденность. Проблема совместности требует от всего коллектива внимательности, взаимного уважения, вежливости, принятия людей с ОВЗ, как равных.

Особенность инклюзивного обучения построена на следующих принципах:

  • Каждый имеет чувства и мысли, нуждается в коммуникативном общении, имеет право быть услышанным;
  • Ценность человека не зависит от физических и умственных достижений;
  • Получение полноценного образования возможно при взаимном сотрудничестве и естественных отношениях;
  • Отличия развивают личные способности и повышают качество жизни особенных людей.

Главная цель инклюзивного образования – это построение благоприятной среды, в которой потребности каждого ребенка, не зависимо от его физических или интеллектуальных недостатков, будут удовлетворены.

Цель инклюзивного образования – это построение благоприятной среды

Формы инклюзивного обучения

Инклюзивное образование в образовательном учреждении может быть представлено различными моделями. Родитель вправе выбрать наиболее подходящий вариант для своего ребенка.

Основные формы:

  • Полная инклюзия, когда школьник-инвалид находится в учреждении со здоровыми сверстниками и участвует в общем образовательном процессе;
  • Инклюзия в коррекционной школе – посещение специального заведения не по профильному заболеванию, а с целью социальной адаптации;
  • Частичная инклюзия – совмещение обучения на дому по индивидуальным программам с посещением образовательного учреждения общего типа, принятием участия в общественных мероприятиях.
  • Внеурочная инклюзия – домашнее обучение с социальной адаптацией на различных развивающих курсах, кружках, общешкольных учреждениях.

Примечание. Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении означает гибкий подход к каждому воспитаннику, исключение любой дискриминации и доступность для детей с различными ОВЗ.

Виды инклюзивных учреждений

Для выполнения разработанных программ должны быть созданы различные организации дошкольного и школьного образования, а также выполнены все условия для реализации учебного процесса.

Виды инклюзивных учреждений

Классификация инклюзивных учреждений:

Организации Формы
Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях
  1. Служба ранней помощи (от 2 месяцев до 3 лет).
  2. Инклюзивная группа (с 3 лет).
  3. Группа неполного дня пребывания.
Школьные учреждения Инклюзивные классы.
Специализированные образовательные организации для детей с ограниченными возможностями Инклюзивные классы с включением детей непрофильного заболевания.
Учреждения инклюзивного профобразования (техникумы, колледжи)
  1. Обучение в общих группах со студентами без каких-либо отклонений.
  2. Целевая группа (обучение по специальной программе).
ВУЗы
  1. Инклюзивная группа.
  2. Обучение по специальным программам, с возможностью посещения всех студенческих мероприятий.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях направлено на обеспечение социальной адаптации малышей с ОВЗ, освоению необходимых навыков для дальнейшего обучения в школе. В группу входят как обычные дошкольники, так и дети-инвалиды. Воспитатель инклюзивного коллектива должен быть дефектологом с педагогическим образованием или иметь специальный медицинский профиль.

Временное пребывание в специальном коллективе для детей с нарушениями развития проводится в обычном ДОУ. Преподаватели различной направленности проводят работу с особенными малышами до обеда. Воспитанники учатся играть и общаться друг с другом, а также посещают общие мероприятия и праздники в ДОУ.

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях

Инклюзивные классы могут создаваться в любом общеобразовательном учреждении. Главным условием является создание адаптивных условий для пребывания в здании и обучения детей с ОВЗ. Класс формируется из обычных школьников и ребят с различными нарушениями развития.

Учреждение инклюзивного высшего образования для студентов с ОВЗ обязаны разработать специальные программы, учебники и пособия, а также предоставить сурдопереводчиков для глухонемых учащихся. (ФЗ 273 от 29.12.2012 ст.79 п. 11).

Особенности кадрового сопровождения в учреждениях инклюзивного обучения

Одним из важных условий реализации инклюзивного образования является кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений. Во-первых, всем организациям необходимо ввести в штатный набор сотрудников должность тьютора, который в обязательном порядке должен пройти специальную подготовку. Специалист необходим для адаптации детей с ОВЗ, чтобы помочь им включиться в образовательный процесс. Формы тьюторства зависят от индивидуальных отклонений ребенка.

Тьюторы в инклюзивном образовании

Обязательным условием в реализации инклюзивного образования становится психологическое сопровождение детей с определенными нарушениями. В группу должны входить логопеды, психологи, тифлопедагоги, тьюторы, координаторы по инклюзии.

Важным фактором в инклюзивном образовании является специальная подготовка педагога. Только после нее он сможет помочь адаптироваться в социальной среде детям с отклонениями, настроить коллектив на дружелюбие и взаимопонимание, подготовить учащихся к приему нового ученика.

Особенности обучения и возникающие проблемы

Несмотря на переход многих заведений на инклюзивную форму образования реформа произошла в большинстве случаев формально. Педагогические коллективы оказались не готовы для проведения работы с родителями и здоровыми учащимися, а материальная база не достаточной для обеспечения необходимых условий.

Основные проблемы инклюзивного образования:

  1. Недостаток воспитателей, учителей и специалистов приводят к тому, что учащийся-инвалид чувствует себя изгоем и избегает общения с другими детьми. Многим для адаптации необходим тьютор, который бы курировал школьника на переменах и занятиях (особенно актуальна проблема слабовидящих и детей с признаками аутизма). Недостаток педагогов при инклюзивном образовании
  2. Отсутствие необходимого обустройства зданий подъездами, пандусами, поручнями. Многие образовательные учреждения имеют старые постройки, которые не соответствуют современным требованиям. В некоторых школах и ВУЗах нет элементарного подъезда для инвалида-колясочника.
  3. Остро стоят вопросы с финансированием методической части. В образовательных учреждениях нет учебников и материалов для слабовидящих и глухих детей, отсутствуют профессиональные сурдопереводчики. Получение знаний становится не доступным для большинства учащихся с различными отклонениями.

Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении должна быть адаптирована под потребности каждого ребенка с ОВЗ и быть основана на положительных эмоциях и взаимопонимании в коллективе. Когда человек изменит свое отношение к людям с отклонениями, перестанет считать их ущербными и включит в круг коммуникативного общения, тогда инклюзивное обучение заработает в полную силу.

Видео

039