Содержание
Дошкольное и школьное образование – это фундаментальный этап в развитии психики, личностных качеств и социальной природы человека. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), с трудом осваивают стандартную школьную программу – они отстают от сверстников, им нужно больше времени на выполнение внеклассных заданий и на запоминание пройденного учебного материала.
Важно оказать своевременную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их дальнейшая жизнь была благополучной и счастливой.
Примечание. В Конституции РФ определено, что каждый гражданин страны вправе получить основное образование на бесплатной основе.
Образование детей с ОВЗ
Получение образования детьми ограниченными возможностями здоровья вызывает множество организационных вопросов у директоров образовательных заведений и обеспокоенных родителей. Главная цель деятельности учителей и родителей (или опекунов) – найти индивидуальный подход к школьнику, способствовать его реабилитации и предотвратить появления рецидивов.
Ограничения по здоровью могут быть следствием врожденных заболеваний, травм головы или опорно-двигательного аппарата, ДТП или нарушений санитарно-гигиенических условий (например, снижение слуха может наступить в результате неправильной чистки ушей). Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
- отсутствие коммуникативных навыков, боязнь общества, зажатость;
- неконтролируемые физические действия в результате неврологических заболеваний;
- сложности с восприятием устной и письменной речи;
- отставание в психоэмоциональном развитии.
Все эти особенности особо остро проявляются у учеников начальных классов, когда заканчивается дошкольное детство и ребенок вынужден адаптироваться к новой для него окружающей среде.
Организация процесса обучения
Ограниченные возможности здоровья детей дошкольного возраста – не редкость, и, если дошкольник имеет тяжелый диагноз, родители обязаны в кратчайшие сроки подобрать для него подходящее учебное заведение. Чем раньше будет выбран способ обучения, тем больше у ученика шансов на реабилитацию, социализацию, психоэмоциональное исправление и успешное преодоление возникающих подростковых проблем. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в специализированных учреждениях, интегрировано или инклюзивно.
Коррекционные школы
Диагностировать каких-либо ограничения по здоровью, мешающие полноценному образованию, могут при рождении или в раннем детстве, поэтому сегодня существуют компенсирующие детские сады, где малыши проходят адаптацию к обществу и подготовку к обучению в школе. Направить дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальный детский сад, даже в группы кратковременного содержания, можно только с разрешения медицинской комиссии (окружной ПМПК).
Школьные учреждения коррекционного типа подразделяются следующим образом:
Вид | ОВЗ | Комментарии |
I-V | Проблемы со слухом, речью и (или) зрением | Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья I-V вида часто имеет положительную динамику. С разрешения ПМПК школьники с ОВЗ могут обучаться со здоровыми ровесниками, а также в дальнейшем поступать в колледж или институт |
VI | Неврологические заболевания (ДЦП, дети с травмами головы) | Школы этого вида чаще всего открыты при неврологических и психиатрических отделениях поликлиник, в которых дети находятся большую часть своей жизни |
VII | Дети с ЗПР, синдромом дефицита внимания и гиперактивности | Занимаются коррекцией письменной речи, моторики, усидчивости и поддержкой внимания |
VIII | Отстающие в умственном развитии | Главная цель образования в классах этого вида – научить детей самостоятельно читать, вычислять, писать и ориентироваться в окружающем их мире |
Родители или законные представители, выбирающие место для образования детей с ОВЗ, обязаны учитывать не только хорошее расположение школы, удобный график и наличие современного оснащения, но прислушиваться к ребенку, к его индивидуальным потребностям и желаниям. Немало важно пройти обследование у детского психолога и дефектолога, которые смогут помочь в выборе коррекционного заведения и способа образования.
Интегративное обучение
Интегрированный образовательный процесс подразумевает собой обучение группы ребят, имеющих сложные проблемы со здоровьем, в отдельном классе общеобразовательной школы. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет использовать современные технологии, необходимые для коррекции и быстрого приспособления ребят к активной школьной жизни. Регулярная совместная деятельность со здоровыми ребятами дает возможность ученикам с проблемами со здоровьем приобретать важные социальные и коммуникативные навыки.
Процесс интегрированного образования основан на разработке в общеобразовательной школе специальной адаптированной программы. Упрощенная программа обучения может быть составлена в частном порядке для конкретного ученика, или же и для целой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих схожие диагностированные отклонения (к примеру, группы глухонемых или слепых учеников).
Инклюзия
Инклюзия или включенное образование – это новая методика образования, базирующаяся на индивидуальном отношении учителя к каждому из учеников, независимо от их возможностей и потребностей. Благодаря инклюзивному образованию в обществе будет отсутствовать разделение на здоровых и больных людей, так как с детства и здоровые дети, и ребята с ОВЗ проводят много времени вместе. Инклюзивное обучение детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется с разрешения родителей (опекунов), руководства школы и при положительном решении медкомиссии (ПМПК).
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья основано на построении психологически безопасных отношений между здоровыми и больными учениками, и на создании мотивации к совместной активной школьной жизни.
На сегодняшний день выделены следующие принципы инклюзии:
- человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
- каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
- каждому человеку нужно общение;
- полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
- в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
- для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач;
- только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.
Проблемы обучения
Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами – это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в обществе.
Часто возникающие проблемы:
- Отсутствие преподавателей. Не каждый учитель даже с многолетним стажем работы в общеобразовательном учреждении согласиться преподавать в коррекционном классе. Важно не только подобрать правильный подход к ученикам, но и знать особенности их заболеваний, уметь предотвратить конфликтные ситуации и преодолевать собственные психологические барьеры.
- Отсутствие специального оборудования и оснащения коррекционных классов, методических указаний и учебных пособий.
- Отсутствие адаптированных программ для получения среднего специального и высшего образования. В дальнейшем совершеннолетним гражданам, имеющим ограничения по здоровью, также сложно устроиться на работу.
- Непонимание со стороны общества. Так, например, не каждый родитель согласится, чтобы в одном классе с его ребенком обучался инвалид.
- Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных местах приводит к их изоляции со стороны общества. Сегодня редко можно встретить дошкольников с ОВЗ на детских площадках или в развлекательных учреждениях (кинотеатры, кукольные театры, кафе и парки), поэтому их здоровые сверстники чаще всего в не принимают их и в школе.
При постоянном дефиците социальных впечатлений и ограничении коммуникативных потребностей домашним образованием дети с ОВЗ не только замыкаются в себе, но и их самочувствие постоянно ухудшается. Даже в особо тяжелых случаях (ДЦП, ЗПР, лежачий образ жизни) для полноценного развития и образования подростку нужно регулярно общаться с людьми, менять окружающую обстановку (выходить из дома на прогулку, в магазин). Несомненно, объединение учеников с одинаковыми диагнозами в коррекционные группы значительно облегчает образовательный процесс, но при этом такое общество негативно сказывается на социализации детей, так как они не получают полноценного общения, не знают, как общаются и проводят время здоровые сверстники.
Видео
013