Содержание
Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.
Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.
Основная цель педагога в процессе воспитания экологической культуры – сохранить ощущение общности с окружающим миром, привить чувство ответственности, любви ко всему живому.
В задачи экологического воспитания входит:
- формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
- развитие любви к родной природе;
- понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
- формирование понимания сути природных явлений;
- получение начальных знаний об экологии.
Наличие проблем в области экологии остро ставит вопрос о воспитании поколения, способного ответственно относиться к природным богатствам и предотвратить экологический кризис.
Организация экологического воспитания в ДОУ
Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:
- жизнедеятельность отдельного организма;
- популяционная биономика;
- взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.
На основании этих теоретических блоков строится работа ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
Теоретическая часть
Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.
Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.
В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.
Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.
На базе теоретической части формируются дидактические материалы и практические занятия, разрабатываются методы экологического воспитания в ДОУ.
Практическая часть
На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.
Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.
С этой целью воспитатель организует контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.
Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.
На этом этапе важно привлекать родителей к участию в экологическом воспитании в ДОУ, можно организовать совместную прогулку или провести беседу на тему бережного отношения ребенка к животным и растениям.
Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.
Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ
Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.
Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:
Тематическое мероприятие | Цели и задачи |
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» | Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога. |
Конкурс рисунков «Я люблю природу» | Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе. |
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» | Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек. |
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. | Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация. |
Экскурсия «Осень золотая» | Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного. |
План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.
Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.
В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.
В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:
- Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
- Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
- Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
- Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
- График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.
Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.
Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.
Видео
027