Основы экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание – это относительно новое направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников – рационально использовать существующие природные ресурсы, способствовать сохранности исчезающих видов растений и животных, заповедных зон и предотвратить появления глобальных экологических катастроф.

Родители, задумываясь о том, как привить ребенку любовь к природе, к Родине, к труду и общественным делам, должны уделять много времени этим вопросам, а также самостоятельно изучать различные методики образования (например, учебное пособие по экологическому воспитанию дошкольников С.Н. Николаева). План экологического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях должен быть основан на следующих нормативно-правовых документах:

  • действующий закон РФ “Об образовании”;
  • ФЗ РФ “Об охране окружающей среды”;
  • образовательный стандарт для дошкольных образовательных учреждений (ФГОС ДО).

Нормативные акты, которыми регулируется экологическое воспитание дошкольника

 

Познавательное развитие

Познавательная методика экологического воспитания дошкольников основана на устаревшей программе по знакомству малышей с объектами природы, в рамках которой воспитанники, в соответствии с их возрастной категорией, изучали внешний вид и отличительные признаки определенных животных и растений. Сегодня же экологическое развитие дошкольников подразумевает не только устное описание живых и неживых природных объектов, но и изучение взаимосвязей, существующих в природе (как живые существа и растения зависят друг от друга, как характер человека зависит места проживания, почему нельзя допускать вырубку лесов и т.д.). Подробное познание взаимосвязей природы и явлений формирует в сознании малышей полную картину окружающего мира, а также понимание того, что ничего лишнего в природе не существует.

Задачи экологического воспитания дошкольников:

  • в соответствии с возрастом детей, излагать им достоверную информацию об окружающем мире;
  • прививать любовь к труду, уходу за растениями и животными;
  • развивать творческие способности и обращать внимание на эстетические формы прекрасного в природе и искусстве (на красивые пейзажи, картины и фотографии известных художников, уделять внимание художественному описанию объектов природы и т.д.);
  • пополнять словарный запас, обучать детей правильно и красиво рассказывать о том, что они видят вокруг себя.

Экологическое воспитание старших и младших дошкольников на сегодняшний день становится все более актуальным – изменение климата, вырубка лесов, загрязнение водоемов – все это неизбежно ведет к техногенным катастрофам мирового масштаба. Воспитывать в детях любовь к природе сегодня, значит, сохранить природные ресурсы и жизнь всего человечества в будущем.

Экологическое воспитание старших и младших дошкольников

Способы экологического воспитания

Воспитание детей в возрасте от 3 до 7 лет осуществляется родителями и частными (или муниципальными) дошкольными учреждениями. Особое влияние на развитие личностных качеств и отношение дошкольника к окружающему миру оказывает игровая деятельность, с помощью которой взрослые на своем примере могут показать, как правильно поступить в тех или иных ситуациях (например, родители могут продемонстрировать ребенку то, что нужно выкидывать фантики от конфет в урну, сортировать мусор дома или как красиво обустроить клумбы у дома и т.д.). Существуют следующие формы экологического воспитания дошкольников – практическая (в парке, в лесу, у озера или на ферме) и теоретическая – изучение с помощью книг и игр.

Практическое знакомство с природой

Дети в дошкольном детстве очень любопытны, хорошо запоминают что можно делать, а что нельзя. Родители (опекуны), братья или сестры, воспитатели могут наглядно познакомить дошкольника с окружающим его миром – рассказывать ему об особенностях живой и неживой природы (например, показывать и называть какие деревья и цветы растут у дома, какими бывают домашние и дикие животные, чем море отличается от реки и т.п).

Формы экологического воспитания дошкольников

Хороший способ привить ребенку любовь к природе – подарить ему домашнее животное или посадить с ним растение (дерево). Наблюдая и ухаживая за живым существом или растением, ребенок учится заботиться и оберегать то, что ему дорого. Привлекая внимание ребенка к деталям, подробно описывая растения или повадки животного, собирая разнообразный материал (например, кленовые листья, гербарий), можно выработать у дошкольника интерес к углубленному изучению окружающего мира.

Красота естественной природы может вызвать у малышей очень глубокие впечатления, что в свою очередь ведет к формированию любви к родной природе и Родине в целом. Экологические воспитание дошкольников через практику имеет хороший результат только в том случае, если родители также правильно воспитаны и бережно относятся к природе.

В таблице указаны конкретные приемы и методы экологического воспитания дошкольника:

В дошкольных образовательных учреждениях В семье
Создание уголка природы, зимнего сада или облагороженной территории на детской площадке (клумбы, аллеи и т.д.) Завести в доме животное из приюта, привлекать ребенка к труду в саду (огороде)
Организация тематических праздников “Праздник урожая”, “День леса”, “Знакомство с миром животных” Организовать поход в лес с ночевкой или регулярно выезжать на отдых к естественным водоемам, посещать ботанический сад и т.д.
Проведение различных игр, например, кто больше назовет растений/животных, кто правильно сможет разделить фрукты и овощи Рассказывать ребенку о том, что его окружает, как называются деревья, которые видны из окна его комнаты, как называются комнатные растения и как правильно за ними ухаживать

Уголок природы в детском саду

Чтение литературы и игровая деятельность

Чтение художественной литературы (самим ребенком или родителем вслух) необходимо для того, чтобы дошкольник полноценно развивался, умел сосредоточится на интересном сюжете. Любовь к литературе способствует развитию памяти и фантазии, а также формирует положительное мировоззрение ребенка на взаимоотношения людей и окружающий мир в целом. На сегодняшний день в магазинах представлен огромный ассортимент различной литературы, и обеспокоенным родителям не составит труда подобрать книги с интересными сюжетами и красочными иллюстрациями.

Игры экологического воспитания дошкольников – отличный способ привлечь внимание ребят к природным проблемам, заставить их задуматься о своих действиях по отношению к окружающему миру. В детских садах для воспитания детей организовывают дидактические игры, развивающие мыслительную деятельность, т.е. воспитанники учатся планировать свои поступки, продуктивно проводить время и оценивать полученные результаты после игр (после спортивных соревнований, театральных представлений и т.п.). Дидактическая игровая деятельность оказывает наиболее успешный результат в воспитании экологической культуры дошкольника по сравнению с другими методиками.

Дидактические игры, как элемент экологического воспитания дошкольников

Наличие компьютеров и проекторов в образовательных учреждениях способствует расширению возможностей дошкольной педагогики. Используя современные технологии, воспитатели могут ознакомить детей с различными уголками нашей планеты, например, показать фильмы о подводных существах, сравнить растения и климат в тропических странах и России и т.д.

Важно! Работа по экологическому воспитанию дошкольников должна учитывать их возрастные особенности и уровень психоэмоционального развития.

При правильной и планомерной организации воспитательной работы, связанной с изучением дошкольником окружающей природы и экологии, он получит те знания о предметах и явлениях окружающего мира, которые необходимы для его полноценного психического, физического и эстетического развития.

Проблемы экологического развития

Развитие экологического воспитания дошкольников – важнейший этап становления личности человека. От того, как ребенок относится к окружающему миру, зависит его дальнейшие взаимоотношения с обществом. Например, ребенок, который с раннего детства заботится о каком-либо домашнем животном, т.е. уделяет ему особое внимание и ласку, став взрослым человеком, будет также трепетно относится к окружающей природе, к своей семье и детям.

Забота о домашних животных, экологическое воспитания детей

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников не будет иметь положительных результатов, если:

  • будет уделяться недостаточно времени и внимания на практическое изучение окружающего мира;
  • родители дошкольников не имеют экологического воспитания – не выкидывают мусор в урну, не помогают в благоустройстве придомовых территорий, не любят животных и.т.п;
  • воспитатель или родитель не сможет найти подход к обучению ребенка, не может заинтересовать его;
  • в дошкольных учреждениях недостаточно учебных материалов и наглядных пособий или они устарели;
  • воспитатели не соблюдают требований ФГОС к познавательному развитию дошкольников при составлении учебного плана.

Экологическое воспитание дошкольников – важный этап воспитания и самообразования, так как ребенок привыкает оценивать все свои поступки по отношению к окружению и природе, а также учится предугадывать результаты своих действий. Только при таком разностороннем и углубленном познавательном развитии современных дошкольников можно предотвратить глобальные экологические катастрофы в будущем, ведь если общество не будет бережно относиться к природным дарам, оно погубит само себя.

Видео

026