Особенности художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Современные ФГОС определяют образовательные области – направления развития детей раннего и дошкольного возраста. Одна из таких областей – это художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Ориентиры

Родители и работники детских учреждений заботятся о создании всех условий для того, чтобы малыш научился воспринимать и понимать произведения многообразных видов искусства – художественное слово, музыку, танец, живопись, удивительные работы народных умельцев различных исторических эпох и территорий. Взрослые должны помочь маленькому человеку рассмотреть в мире красоту и стремиться созидать прекрасное своими собственными силами. Выделим задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

  • воспитание интереса к прекрасному;
  • совершенствование способности воспринимать творения искусства и природу;
  • формирование в процессе художественно-эстетического воспитания умения испытывать чувства в процессе взаимодействия с арт-объектами или природой;
  • развитие фантазии и потребности в творчестве;
  • ознакомление с лучшими примерами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства, соответствующими возрастному периоду.

Задачи художественно-эстетического развития дошкольников

В соответствии с обозначенными задачами художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС включает как обязательный компонент творчество: дети поют и танцуют, мастерят, рисуют, лепят, конструируют и др. Решение данных задач помогает подготовить ребенка к освоению школьной программы по окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изодеятельности, формирует интересы.

Важно! Работа по художественно-эстетическому развитию позволяет выявить области, в которых воспитанники проявляют одаренность!

Развивать с колыбели

С позиций нового стандарта, особенности художественно-эстетического развития дошкольников заключаются в том, что освоение данной образовательной области должно быть сосредоточено на воспитании в обучающемся творчески-преобразующего взгляда на мир. При этом немаловажно учитывать специфические характеристики каждого малыша, его предпочтений, чувств, эмоциональных состояний, устремлений.

Особенность ФГОС ДО в том, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с самого рождения:

  • в младенческом (от 2 мес. до 1 года);
  • раннем (1-3 года);
  • дошкольном (с 3 лет до поступления в школу) возрасте.

Эстетическое воспитание детей с рождения

Причем осуществляться может художественно-эстетическое развитие дошкольников через игру, общение, экспериментаторство, то есть в любой деятельности, свойственной возрасту. Например, в младенчестве малыш должен научиться эмоционально реагировать на игрушки, яркие иллюстрации, цветы, атрибуты быта, звучащие стихи, потешки, песенки, несложные вокальные и инструментальные пьесы, звучание простых инструментов (барабан, трещотка, губная гармошка, дудочка, флейта, металлофон, игрушечное пианино). Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста в этот период просты, ведь главное из них – это эмоциональное общение с взрослыми.

Уже до года младенец оживляется и радуется, слыша знакомый поэтический текст или музыку, видя любимые красивые предметы, пытается подпевать, пританцовывать, размахивать в такт музыке игрушкой или руками. К 1 году дети способны чувствовать настроение стихотворного или музыкального произведения, по-разному реагировать на музыкальный темп, получать удовольствие от встречи с искусством. Задача взрослых – обогащать каждый день младенца новыми впечатлениями, ощущениями, эмоциональным опытом и не останавливаться, чтобы работа была систематической. Только в таком случае можно ожидать хорошего результата.

Эстетическое воспитание детей до года

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников до 3 лет

Период жизни человека с 1 года до 3 лет зачастую называют самым важным, потому что именно тогда формируется основа личности маленького человечка, его вкус, предпочтения, взгляды. Важно, чтобы взрослые умели поддерживать веселое настроение малыша при слушании музыки или любимой книжки, развивать его чуткость к прекрасному, расширяя диапазон арт-объектов, с которыми он знакомится, закреплять любовь к книге.

Родные, близкие и педработники ориентируют художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на достижение следующих целевых установок:

  • закрепляется и усиливается заинтересованность стихотворными и прозаическими текстами;
  • обучающийся с удовольствием участвует в рассказывании, легко запоминает наизусть любимые книжки, рассматривает картинки;
  • малыш отзывается на известные ему мелодии, охотно подпевает, хлопает, выполняет движения под музыку;
  • дошколенок эмоционально воспринимает более сложные виды искусства, например, кукольный театр;
  • расширяются знания малыша о видах игрушек;
  • формируется желание творить – заниматься инсценированием, танцами.

Эстетическое воспитание детей до 3 лет

Целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников раннего возраста дает отличные результаты, даже если малыш не посещает дошкольное учреждение, а занимается дома, с родителями или другими взрослыми. В это время у него формируется музыкальная память. Он способен узнавать известное ему музыкальное произведение, выражать свои чувства по отношению к нему, с большим вниманием дослушивать до конца, отвечать на несложные вопросы по поводу прослушанного.

Важно! К 3 годам в творческую деятельность малышей включаются игры под музыку, сюжетные музыкальные игры-драматизации, маленькие спектакли.

С трех лет до школы

С 3 лет и до поступления в школу художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника отличается разнообразной направленностью. Он знакомится с фольклором и лучшими книгами для детей, проявляет искренние эмоции, если его взволновала красивая природа, музыка, картина, театральная постановка, мультипликационный фильм.

Тогда же значительно развивается не только эмоционально-мотивационная сфера, но и его познавательный интерес, ярко выраженная потребность узнавать. В этот период активно решаются задачи эстетического воспитания дошкольников:

  • дети узнают о профессиях людей, занимающихся искусством (певец, артист, архитектор, дизайнер, танцовщик, пианист, дирижер и т.д.);
  • дошколята различают виды искусства (архитектуру, скульптуру и др.), знают об их специфике;
  • в процессе художественно-эстетического воспитания малыши знакомятся с музеями, участвуют в работе мини-музеев в ДОУ или образовательных центрах;
  • дошколята приучаются к посещению библиотеки, знакомятся с ее ресурсами и возможностями, учатся беречь книги и все, что появилось в итоге творчества человека;
  • старшие дошкольники знакомятся с изображением картин родной природы на полотнах великих мастеров;
  • растет способность сопереживать и сочувствовать героям книг и др.

Театральное воспитание детей до школы

К 6-7 годам осуществляется нравственно-эстетическое воспитание дошкольников: дети узнают о знаменитых памятниках и достопримечательностях города и страны, храмовых сооружениях, испытывают интерес к прославленным мастерам своего края. Старшие дошкольники выражают свой творческий потенциал, с охотой придумывая продолжения любимых книг, составляя рассказы, рисуя, занимаясь изготовлением поделок, аппликаций.

Средства художественно-эстетического развития дошкольников

В ФГОС ДО раскрываются предполагаемые результаты, содержание и условия ДО. Условие продуктивного развития обучающихся – предметно-пространственная развивающая образовательная среда. В это ключевое понятие включают эстетичную обстановку, уважительные взаимоотношения, правильную и выразительную речь вокруг. Среда должна не столько представлять ребенку эталоны красивого в разных сферах, но и давать ему возможность по своему собственному желанию познакомиться с творениями деятелей искусства и заниматься творчеством. В соответствии с понятием развивающей среды можно выделить средства эстетического воспитания дошкольников:

  • природа;
  • искусство;
  • художественная деятельность.

В определение художественной деятельности педагоги включают понятие художественного экспериментирования, то есть самостоятельного освоения свойств материалов, нетрадиционных способов получения изображения или объемного объекта. Основным принципом художественно-эстетического развития дошкольников является синтез искусств, благодаря которому еще в детские годы складывается единое понимание гармонии прекрасного во Вселенной и людях.

Синтез творческих начал в развитии дошкольника

Программы художественно-эстетического развития дошкольников

Современными учеными разработаны и успешно внедряются в практику программы по освоению данной образовательной области, например, комплексное руководство «От рождения до школы», а также парциальные программы (таблица).

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ (парциальные программы):

Автор
Название
Т. С. Комарова и др.
Красота. Радость. Творчество
Д. И Воробьева
Гармония развития
С. К. Кожохина
Путешествие в мир искусства
И. А. Лыкова
«Цветные ладошки»
Е. М. Торшилова
«Шалун, или Мир дому твоему»

Парциальные, то есть вариативные, допущенные к использованию по ФГОС, программы предлагают осуществлять художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами наблюдения, рассматривания, беседы об увиденном или услышанном, экскурсий, экспериментаторства.

Процесс эстетического воспитания направлен на развитие личности ребенка – в будущем ученика и гражданина. В итоге формируется способность ребенка находить творческие решения нестандартных задач, развивается гуманное отношение к окружающему миру, стремление создавать вокруг себя пространство с позиций прекрасного.

Видео

012