Арт-терапия при работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт-терапия как способ коррекции психического состояния возник давно, еще в конце 19-го века. Именно тогда врачи, наблюдая за пациентами психиатрических клиник, обратили внимание, что при кризисе больные начинали рисовать. Стало очевидно, что это простое занятие помогает им успокоиться и найти утерянный внутренний контроль и гармонию. За последние пару десятилетий техники арт-терапии значительно расширились, не ограничиваясь рисованием и сферой психиатрии. Техника стала применяться врачами при соматических заболеваниях, а также педагогами для развития и воспитания разновозрастных детей.

Теория арт-терапии

Арт-терапия — это методика в психологии и педагогике, построенная на использовании творчества и предметов изобразительного искусства. Несмотря на все разнообразие используемых методов, их объединяют следующие признаки:

  • пациент/ребенок — это, прежде всего, личность, которая стремится к самовыражению и саморазвитию;
  • процесс создания образов на занятии — способ коммуникации между личностью и специалистом, отражение бессознательного.

Арттерапия и Зигмунд Фрейд

Теоретическую базу техники заложил З. Фрейд, впервые высказав предположение, что творчество имеет много общего со снами. Именно в творчестве исчезают рамки сознательного, позволяя человеку опосредованно реализовать свои неудовлетворенные потребности и снять напряжение. В данном случае творчество — это естественное желание выразить самого себя, рассказать миру о своих ощущениях и мыслях. Благодаря этому, применение арт-терапии помогает:

  • выразить свои чувства, вызванные какими-либо событиями, снять психологическое напряжение;
  • найти свой способ общения с окружающим миром;
  • принять и осознать неповторимость, значимость своей личности;
  • научиться адаптироваться к изменяющимся условиям во внешнем мире.

При работе с методикой специалист анализирует не только конечный результат, но и обращает внимание на процесс, выбор материалов, технику, реакцию участников. Опытный детский психолог учитывает даже значение цветов в арт-терапии. Но первоочередная его задача — создать максимально комфортные условия для участников, чтобы они могли полностью погрузиться в процесс и не думать о художественной ценности результата.

Значение цветов в арт терапии

Все занятия арт-терапии, независимо от целей, состоят из двух частей:

  • творчество,
  • интерпретация и обсуждение.

Важно: в арт-терапии итоговый результат не рассматривается с точки зрения эстетической ценности, а объект терапии не должен обладать какими-либо навыками или талантами.

Арт-терапия в работе с детьми

Основы артпедагогики и арт-терапии были заложены еще в Древней Греции. Сегодня арт-терапия в работе с детьми используется в нескольких целях:

Воспитательная В данном случае, занятия по арт-терапии для дошкольников проводятся в групповом формате. Основная их цель — научить детей взаимодействовать, быть корректными и проявлять уважение к чужому труду. Дополнительная задача — установка контакта и взаимопонимания со взрослым
Коррекционная Коррекция нежелательных форм поведения. Применяется, если из-за особенностей воспитания, эмоциональных травм у ребенка наблюдаются некоторые отклонения в развитии эмоционально-волевой стороны личности
Психотерапевтическая О целебном потенциале положительных эмоций известно давно. По мнению К. Юнга, творчество запускает процесс самоисцеления психики человека
Диагностические Наиболее мягкий способ определить состояние ребенка, его переживания, страхи. В процессе выявляются стороны личности и проблемы, которые требуют дальнейшей коррекции
Развивающие В данном случае арт-терапия учит разбираться в самом себе, справляться с поставленными сложными задачами, видеть нетрадиционные методы решения

Арт-терапия активно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такому ребенку сложно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира. Из-за своих особенностей он не в состоянии увидеть целостную картину, а значит, и осознать свое место в мире. Без коррекции контакт с окружающим миром со временем станет деструктивным, а полноценная социализация будет невозможна. Технологии арт-терапии с детьми с ОВЗ помогают активизировать скрытые ресурсы и компенсировать недостающие возможности. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ создается индивидуально, на основе диагноза и возможностей каждого ребенка. При этом для ее реализации огромное значение имеет правильная организация среды. Стандарты, нормы, а также определение того, какая предметно-развивающая среда относится к арт-терапии, закреплены ФГОС.

Технологии арт терапии с детьми с ОВЗ

Высокая результативность арт-терапии в работе с детьми объясняется тем, что эта методика задействует правое полушарие мозга. В современной жизни вербальный способ выражения превалирует, в результате чего логика и левое полушарие более развиты. Арт-терапия же задействует врожденные творческие способности, в результате чего оба полушария развиваются в одинаковой степени. Кроме того, занятия по арт-терапии для дошкольников помогают им осознать себя как личность, разобраться в своих страхах и желаниях, а значит легче приспособиться к жизни и социуму. Ребенок только учится осознавать себя и не всегда еще способен точно объяснить то, что его волнует. Арт-терапия с детьми в мягкой форме помогает разобраться в сути их переживаний. Эта особенность данного метода позволяет эффективно применять его для преодоления возрастных кризисов.

Если речь не идет о терапии или психокоррекции, то занятия с элементами арт-терапии может проводить и человек, не имеющий диплома психолога. В этом случае возможны два вида арт-терапии: работа с готовыми произведениями искусства и творческий процесс. Последний вызывает у детей наиболее сильный эмоциональный отклик.

Задачи арт-терапии в работе с детьми:

  • формирование способностей (творческих, коммуникативных);
  • раскрытие своей индивидуальности, помощь в самопознании;
  • укрепление самооценки и формирование самоуважения;
  • помощь в налаживании социальных связей в детском коллективе;
  • снижение психологического напряжения и стресса;
  • развитие органов чувств и сенсорного восприятия окружающего мира;
  • обучение незнакомым творческим приемам и получение нового опыта.

Занятия по арт терапии для дошкольников

Работа с детьми по данной методике несколько отличается от арт-терапии взрослых. Особенности арт-терапии дошкольников:

  • атмосфера должна быть доброжелательной и позитивной;
  • обязательное условие для занятий: желание ребенка заниматься творчеством и доверительные отношения со взрослым;
  • педагог/воспитатель/психолог также принимает участие в процессе: рисует, лепит, рассуждает. Это помогает добиться доверия со стороны ребенка, наладить с ним контакт;
  • техники и упражнения подбираются с учетом возраста и интересов;
  • материалы, которые используются, должны быть высокого качества и яркими;
  • негативные оценки под запретом, как со стороны других детей, так и со стороны взрослого;
  • в каждом конечном результате есть что-то ценное, индивидуальное. Похвала и одобрение обязательны.

Важно! При проведении терапевтической сессии, ребенок с первого занятия должен знать продолжительность и количество встреч, правила поведения, а также дать свое согласие на их посещение.

Методы арт-терапии в работе с подростками остаются теми же, с коррекцией на индивидуальные особенности и проблемы.

Методы арт терапии в работе с подростками

Виды арт-терапии и упражнения

При выборе методов и видов арт-терапии в работе с детьми, надо исходить из целей занятий и эмоциональной открытости дошкольника.

Основные направления арт-терапии:

Направление Сфера применения Примеры упражнений
Рисование (изотерапия), сюда же относятся раскраски и мандала Диагностика состояния, избавление от страхов и фобий, установление тесной связи между взрослым и ребенком
  • рисуночные тесты (моя семья, несуществующее животное);
  • нарисовать свой страх. В дальнейшем надо изменить рисунок так, чтобы страх стал смешным или добрым. Альтернатива: сделать его маленьким, уничтожить, стереть.
  • раскраски позволяют не только достичь медитативного состояния, снять стресс, но и помогают развить творческое воображение. Большое значение имеет выбор эскиза: он должен соответствовать возрасту и интересам ребенка. Так, часто используется для методики по арт-терапии эскиз «грозовой замок», по мотивам популярной игры.
Музыкальная терапия (активная или пассивная) Снижение уровня стресса, развитие творческих способностей
  • упражнения на медитацию (океан, «убегающий звук»);
  • фантазии на определенную музыкальную композицию. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение, после которого он должен выразить свои эмоции и впечатления от услышанного;
  • музыкальный концерт-импровизация
Песочная терапия (Sandplay) Развитие мелкой моторики, диагностика состояния, коррекция, помощь в переживании сложных жизненных периодов Классическое упражнение — «построй свой мир». Ребенку предлагается песочница, маленькие разнообразные фигурки. Специалист оценивает, как ребенок работает с песком (решительно или нет, быстро или вдумчиво), расположение фигурок, их выбор
Танцевальная терапия Снижение уровня стресса, работа со стеснением и комплексами
  • танец разных эмоциональных состояний (танец злости, танец радости и горя). Данное упражнение учит ребенка лучше понимать себя и смелее выражать эмоции;
  • танцевальная импровизация позволяет ребенку выразить свои страхи и переживания в форме движений. В данном случае, самое главное, чтобы движения шли «от души», не были техничными

Это самые распространенные и популярные техники арт-терапии. Помимо указанных существует также:

  • глинотерапия,
  • сказкотерапия (арт-терапия и, особенно сказкотерапия, очень эффективна при работе с маленькими детьми в кризисные возрастные периоды),
  • библиотерапия (работа с текстом),
  • тканевая,
  • цветотерапия,
  • куклотерапия,
  • фототерапия,
  • коллаж и многие другие.

Специальные программы арт терапии - Песочная терапия (Sandplay)

Существуют специальные программы арт-терапии, которые использует максимальный набор техник и различных упражнений. Эти программы адаптированы для применения в детских садах, специализированных группах раннего развития, но при желании, материал из них может использовать любой родитель для занятий в домашних условиях.

В последнее время особой популярностью пользуются семейные занятия. Совместное участие в упражнениях позволяет ребенку увидеть в родителе не авторитетного взрослого, а соратника, товарища. Это не только позволяет преодолевать внутрисемейные конфликты, но и укрепляет родственные отношения.

Видео

062