Содержание
Образование малышей с умеренной умственной отсталостью – сложный процесс, ведь такие личности практически не способны к жизнедеятельности без посторонней помощи. Состояние их здоровья препятствует построению образовательного процесса в обычном ключе, поэтому и образование для них должно быть особенным и учитывать все нюансы их психической организации. Самым важным аспектом для детей с умеренной умственной отсталостью является обучение, формирование и совершенствование умений, которые понадобятся в самостоятельной жизни, а также способность ориентироваться в окружающей среде.
Формирование особых условий в жизни и образовании помогает им социально адаптироваться. Для этого существует ряд специализированных программ обучения при умеренной умственной отсталости, которые предполагают использование специализированных обучающих учебников и приемов.
Особенности коррекционных курсов и программ
В специальных программах обучения при умеренной умственной отсталости содержится основная образовательная база. Для каждого этапа обучения умеренной умственной отсталости есть свои приоритетные задачи, и они должны быть достигнуты в процессе учебы. Количество часов и конкретный материал, подлежащий изучению, зависит от состава учеников, а также от финансирования учебного заведения.
Обучающие программы содержат следующие дисциплины:
Обязательные | Дополнительные |
|
|
Дисциплины вводятся постепенно, базируясь на их целесообразности в соответствии с определенным образовательным этапом.
Основная специфика в том, что программы обучения при умеренной умственной отсталости имеют замедленный темп прохождения материала, а также им свойственно выделение пропедевтических периодов, которые нужны для коррекции недостатков прошлого опыта в усвоении данных и подготовки к следующему этапу обучения.
Главное для детей с умеренной умственной отсталостью – это социальная адаптация и многие авторы являются приверженцами интегрированного обучения. Часто проблема кроется не в неспособности к самостоятельности, а в отсутствии возможности нормально усваивать информацию. Но такие программы позволяют рассматривать схожие темы при прохождении нескольких предметов. Это, конечно же, требует больших временных затрат, но они решают большое количество поставленных педагогических задач.
Приоритетными целями программ для обучения особенных детей считают такие:
- физическое развитие ребенка (укрепление физических способностей),
- вырабатывание когнитивных функций речи,
- совершенствование продуктивных типов активности, развитие умений вести себя в социуме (социальные навыки, умение общаться со сверстниками),
- обучение налаживанию социальных и коммуникативных контактов,
- становление творческих умений в игровой форме.
Важно чтобы аудитор после полного прохождения подобной программы умел:
- общаться (взаимодействовать) с людьми,
- писать,
- читать,
- владел навыками самообслуживания и бытовой работы,
- имел понятие дисциплины и умел применять все знания на практике.
Авторы образовательных пособий
Интеллектуальные особенности развития – это сфера исследования педагогов-практиков, которые непосредственно преподают у детей с ограниченными возможностями, а также психологов-практиков. Не имея опыта общения с категорией учеников с умеренной умственной отсталостью, очень сложно определить их потребности и выстроить максимально эффективную систему, призванную облегчить им жизнь в социуме.
Наиболее действенные методические пособия и наработки в этой области принадлежат следующим авторам:
- Замбарная Софья Давыдовна,
- Цикото Галина Викторовна,
- Мещерякова Ирина Анюровна,
- Марциновская Евгения Николаевна,
- Лубовский Владимир Иванович,
- Царев Андрей Михайлович,
- Алехина Светлана Владимировна.
Нельзя также не упомянуть психиатра, психолога, дефектолога, кандидата медицинских и доктора педагогических наук Певзнер Марию Семеновну. Она в конце прошлого века стала одним из мировых исследователей детей с умеренной умственной отсталостью и другими особенностями роста.
Из более современных изданий, для прохождения учебного плана, учителями используются книги под редакцией Валентины Васильевны Воронковой и Зулейхи Абдуллазяновны Заляловой. В рамках специализированных школ (классов), преподаватели систематизируют, адаптируют и применяют уже известные техники обучения при умеренной умственной отсталости, а также на основе своего личного опыта могут стать авторами своих трудов.
Важно! Для применения в практической среде программ обучения, используемые при умеренной умственной отсталости, должны в обязательном порядке соответствовать предписаниям и нормативным актам Министерства образования (ФГОС).
Классификация программ
Есть два базовых критерия при классификации подобных программ:
- подход, здесь определяющим моментом считают место образовательного процесс;
- количество учеников.
Сегрегационные
Это медицинский подход. Он наиболее распространен. Ребята с ОВЗ в форме умеренной умственной отсталости как правило обучаются в:
- домашних условиях,
- школах-интернатах особого назначения,
- школах VIII вида.
В качестве альтернативы допустим дистанционный электронный вариант обучения, но при таком подходе ученики должны находиться в необходимых для них условиях, и для их обучения будут применяться специально составленные рабочие программы.
Это не цензовое образование и при обучении учитываются ограниченные возможности учеников. Программы в этом случае значительно отличаются от схем учебы в массовых школах. Ставка в младших классах идет на формирование речи, внимания, логики, а в старших – учение ремеслу.
Адаптированные
По-другому этот подход называют инклюзивным. Программы разрабатываются с целью прохождения курса при умеренной умственной отсталости в обычных общеобразовательных заведениях. Дети учатся в особо подготовленных классах, а на переменах и в школьных внеклассных мероприятиях участвуют наравне со здоровыми сверстниками. За основу берется общая программа и подстраивается под конкретные особые потребности.
Индивидуальные
Они имеют большое значение, ведь в этом специфическом процессе главное индивидуализм в подходе. Одни и те же меры неприменимы к разным учащимся, и это порождает необходимость прохождения уроков в индивидуальном порядке. Этот момент особо важен при умеренной умственной отсталости. При проведении занятий в соответствии с такой программой, усвоение информации больше, так как внимание учителя сосредоточено на одном ученике. Это всегда благотворно влияет еще и на установление психологического контакта.
Коллективные
Такие программы подразумевают учебный процесс в среде себе подобных. Таким образом, эти программы ценны тем, что дети могут общаться не только с педагогами, но и устанавливали коммуникационные контакты между собой. Это решает одну из важнейших целей специального образования таких детей – это их социализация. При этом количество членов группы не должно превышать численность в 12 человек. Это необходимое условие, позволяющее максимально эффективно наладить учебный процесс.
Применяемая методология
Исключительную важность в этом нелегком деле имеет ранняя диагностика особенностей развития. Ведь дети с умеренной умственной отсталостью не способны полноценно усваивать информацию, так как у них нарушены: память, мышление, восприятие и эмоционально-волевая сфера.
Первичная коррекция позволяет ослабить эти недостатки. Здесь применяются специфичные средства учебно-познавательной деятельности, которые в традиционном варианте учебы неактуальны. К ним относятся:
- Познавательные или гносеологические. Программа обучения ОВЗ при умеренной умственной отсталости должна быть построена с учетом того, что на первых этапах учащиеся не способны полностью усваивать, воспринимать информацию. Поэтому передача материала должна быть не только максимально полной, но и простой. Вполне ожидаемо, что на первом месте стоят практика и наглядность, ведь они формируют сенсомоторную базу представлений о действительности. Это обусловлено тем, что при отклонениях в развитии часто имеет место неполноценность речи. Это значит, что изначально словесные объяснения не дают нужного эффекта.
- Перцептивные. Благодаря этому способу происходит словесная передача, а также зрительное, слуховое восприятие материала. Данная метода более сложная и призвана тренировать у учеников способность выражать свои мысли посредством речевых оборотов.
- Логические. К подобным приемам нужно прибегать, когда ребенок уже имеет базу, начальный уровень своей собственной познавательной активности и может анализировать данные и искать пути решения поставленных задач.
Важно! Сначала нужно применять более простые техники, такие как: иллюстрация, игра, демонстрация. Только потом можно прибегать к беседе или построению логических цепочек.
Также часто в программе обучения при умеренной умственной отсталости применимы:
- поисковый метод;
- информационный метод;
- самоконтроль;
- контроль;
- взаимоконтроль;
- проблемное изложение.
При отборе конкретных методик и приемов учитываются не только будущие цели, но и ближайшие.
Выше были перечислены традиционные методики. Но много педагогов прибегают и к нетрадиционным. К ним относятся:
- музыкотерапия,
- точечный массаж,
- рефлексотерапия
- кинезиология.
Их применение вызывает много споров и дискуссий, тем не менее, есть много случаев, когда они показывают хорошие результаты.
Подведение итогов
Такое специализированное обучение сходно с общими образовательными догматами – есть дошкольные и школьные этапы. Но у них своя особенность – коррекция обучения при умеренной умственной отсталости проходит на протяжении всего времени. Это связано с тем, что сложно предугадать сразу как будет проходить процесс и внесение изменений всегда связано с потребностью самих учащихся.
Как показывает практика, чем раньше были обнаружены «особые требования» учащегося, тем больше вероятность, что их удастся минимизировать. Очень важным моментом является психологический аспект, ведь такие школьники более уязвимы и нуждаются в постоянном внимании и опеке.
При умеренной умственной отсталости используются программы обучения, которые созданы для того, чтобы максимально удовлетворять весьма сложные и индивидуальные потребности особых детей, обеспечить надлежащий процесс их обучения, социализации и формирования как личности.
Видео
051