
Содержание
Детский возраст – это тот период жизни, когда закладываются основные понятия, черты характера и способности. Для поддержания разносторонности, сохранения уникальности развития личности и полноценного проживания всех этапов детства были разработаны государственные стандарты образования. (ФГОС). Эстетическое и художественное развитие дошкольников по ФГОС направлено на организацию интереса к искусству и творчеству, совершенствования приобретенных навыков, потребности к самовыражению.
Цели и задачи ФГОС
Государственные стандарты являются базой для разработки художественной и эстетической программы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также для ориентира и помощи родителям в домашнем воспитании и формировании творческих способностей.
Эстетические качества у детей являются приобретенными и должны прививаться с младенчества. Художественное восприятие окружающего мира происходит поэтапно. Сначала малыши чутко реагируют на голос родителей, прослушивание музыки, затем с интересом рассматривают картинки, слушают сказки, потом начинают самовыражаться в творчестве (рисовании, пении, танцах).
Художественно эстетическое развитие дошкольников по ФГОС преследует следующие цели:
- Формирование положительных эмоций;
- Организация эстетического вкуса;
- Начальные понятия о видах искусства и его понимание;
- Развитие воображения и мышления.
Дети не просто наблюдают за животными и растениями, они восхищаются, любуются, иногда пугаются. Прослушивая сказки – переживают события вместе с героями, двигаются под музыку в соответствии с эмоциями, которые она вызывает. Педагоги должны направлять малышей в нужное «русло», прививая вкус, любовь к искусству и чувство гармонии.
Задачи художественно эстетического развития дошкольников по ФГОС:
- Понимание музыкальных, изобразительных, литературных шедевров;
- Формирование начальных понятий об искусстве;
- Развитие творческого восприятия окружающего мира;
- Организацию желания к самореализации в творчестве;
- Закрепление практических эстетических и художественных навыков.
Примечание. В дошкольном возрасте формируются как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к различным персонажам, прививается понятие красоты и эстетики, которое будет влиять на дальнейшее развитие личности.
Методы культурного воспитания
Эстетическое воспитание дошкольников по ФГОС проводится с учетом возраста и личных успехов ребенка. В течение всего образовательного периода проводятся познавательные беседы, рассматривание и обсуждение репродукций и рисунков, наблюдение за окружающим миром, животными, природой. В старшей и подготовительной группах дошкольников ведется диалог со сравнением образцов искусства, анализом и оценкой творческих работ детей, воспроизведением объектов по памяти.
Методы эстетического и художественного воспитания по ФГОС включают в себя:
- Изобразительное искусство;
- Театральную направленность;
- Творчество и рукоделие;
- Музыкальное восприятие;
- Познание детской литературы.
Художественный метод
В процессе рисования ребенок получает возможность самовыражения, раскрывается его способности, формируется личность и отношение к миру.
При составлении программы ДОУ должен преследовать следующие задачи художественного развития дошкольников по ФГОС:
- Развитие навыков рисования, владению кистью, карандашом;
- Совершенствование моторики рук;
- Желание к самовыражению;
- Развитие воображения и зрительной памяти;
- Эстетическое удовлетворение.
Художественное развитие дошкольников по ФГОС, его этапы и используемые техники в соответствии с возрастной группой.
Возраст | Этапы развития | Техника |
2-3 лет | Знакомство с художеством и цветовой гаммой. | Пальчиковое рисование, оттиски готовыми штампами. |
4-5 лет | Развивающие упражнения. | Тычки кистями, печать пробками, штамповка поролоном, рисование восковыми мелками. |
5-6 лет | Самостоятельная творческая деятельность. | Рисование мыльными пузырями, песком, скомканной бумагой, акварельными красками. |
6-7 лет (подготовительная группа) |
Выполнение полноценных работ с размещением на выставки. | Выполнение простейших пейзажей, развитие воображение с помощью кляксографии, рисование и раскрашивание предметов карандашами. |
Примечание. Первым этапом становится знакомство с изобразительным искусством, затем дети рисуют предметы с натуры, к концу дошкольного образования рисунки делаются по памяти.
Метод театральной деятельности
Творчество дошкольников по ФГОС включает в себя театральную деятельность. Это прекрасная возможность раскрыть потенциал малыша, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.
Выбирая материал для развития театральных навыков, воспитатели отталкиваются от возраста дошкольников и их индивидуальных особенностей. Для младшей группы подходят игры-имитации, с подражанием животных, сказочных персонажей, чтение коротких прибауток.
Работая со средней группой, педагогу следует объединить кукольный театр с театрализованной постановкой. Дети запоминают слова и пантомимику, могут повторять и переносить эмоции персонажей. Для постановки театра выбирают простые произведения Маршака, Михалкова, Зубкова.
В старшей группе дети могут самостоятельно участвовать в театрализованных представлениях, передавать эмоции радости и печали. К выпуску из ДОУ дошкольники учатся реагировать на поведение партнеров, могут инсценировать героев со сложным характером.
Для развития используют:
- Кукольный театр;
- Маски;
- Книжку с движущимися картинками;
- Пальчиковых персонажей;
- Театр теней;
- Марионеток.
Ролевым играм отводится особое время, при помощи их дошкольники учатся общению, развивают театральные навыки, фантазию, мышление.
Метод музыкального развития
ФГОС в музыкальном развитии дошкольников стремиться привить детям любовь к музыкальным произведениям, развить художественное восприятия, чувство уважения и восхищения к музыке.
Основные задачи:
- Знакомство со звуками;
- Развитие музыкальной ориентации;
- Формирование сенсорного восприятия;
- Знакомство с музыкальным искусством.
В младенчестве музыкальное развитие происходит в легкой форме при общении с родителями. Малыш слушает колыбельные, детские песни, стихи, участвует в тактильных играх с прибаутками.
Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС проводится в виде ролевых игр, пения, активных движений под аккомпанемент, прослушивание различной музыки.
Организация пространственной среды
Для организации и выполнения задач художественного и эстетического развития по ФГОС в ДОУ используют окружающее пространство, оборудованное специальным образом.
Пространственная среда образуется в виде уголков познавательной активности:
- Рекомендованы столы, стулья и посуда в фольклорном стиле.
- В уголке рисования – репродукции картин известных художников и выставка детского творчества, полки с карандашами и акварелью.
- Театральный уголок должен содержать декорации для сценок, кукол для пальчиков, маски, костюмы для ролевых игр, книги с двигающимися фигурками.
- В музыкальной зоне должен находится проигрыватель с коллекцией детских песен, звуков природы, инструментальных композиций. Кроме этого, на полках располагают простейшие музыкальные предметы: дудки, свистульки, бубны, ложки, мелафоны, барабан.
Развивающая среда должна быть богатой, разнообразной, безопасной, доступной и соответствовать возрастной группе и особенностям дошкольников.
Целевые ориентиры
Для оценки достижений на каждом этапе развития ФГОС разработаны целевые ориентиры. Они определяются не зависимо от разработанных программ и не являются критериями сравнений с реальными достижениями детей.
Требования необходимы для ориентации дошкольного образования, анализа профессионализма воспитательного состава, информирования родителей о целях дальнейшего образования.
Для возраста до 3-х лет характерны следующие навыки:
- Интерес в кругу общения:
- Решение вопросов с педагогами и сверстниками;
- Подражание движениям;
- Владение элементарными навыками самообслуживания;
- Обращение с вопросами и логическими ответами на сопутствующие просьбы;
- Наличие развитой моторики.
По завершении дошкольного образования по ФГОС ребенок владеет культурными, художественными и эстетическими навыками, проявляет инициативу в играх, имеет понятие об искусстве, музыке, рисовании. Дошкольники имеют развитое воображение, могут выразить мысли в рисунках, скульптурах, ролевых играх. У детей развита координация, моторика, они знакомы с художественными книгами, знают песни и стихи, владеют азами математики, истории.
Художественное и эстетическое развитие ребенка до школы по ФГОС обеспечивает равные возможности для каждого малыша получить качественное и достойное образование на основе единых требований. Культурное и разностороннее воспитание позволяет развить в детях самостоятельное мышление, целеустремленность, любовь к искусству подготавливает их к новому этапу – школьному возрасту и общению в социуме.
Видео
017