Эстетическое (художественное) воспитание дошкольников по ФГОС

Эстетическое и художественное развитие дошкольников по ФГОС

Детский возраст – это тот период жизни, когда закладываются основные понятия, черты характера и способности. Для поддержания разносторонности, сохранения уникальности развития личности и полноценного проживания всех этапов детства были разработаны государственные стандарты образования. (ФГОС). Эстетическое и художественное развитие дошкольников по ФГОС направлено на организацию интереса к искусству и творчеству, совершенствования приобретенных навыков, потребности к самовыражению.

Цели и задачи ФГОС

Государственные стандарты являются базой для разработки художественной и эстетической программы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также для ориентира и помощи родителям в домашнем воспитании и формировании творческих способностей.

Эстетические качества у детей являются приобретенными и должны прививаться с младенчества. Художественное восприятие окружающего мира происходит поэтапно. Сначала малыши чутко реагируют на голос родителей, прослушивание музыки, затем с интересом рассматривают картинки, слушают сказки, потом начинают самовыражаться в творчестве (рисовании, пении, танцах).

Самовыражение дошкольников в пении

Художественно эстетическое развитие дошкольников по ФГОС преследует следующие цели:

  • Формирование положительных эмоций;
  • Организация эстетического вкуса;
  • Начальные понятия о видах искусства и его понимание;
  • Развитие воображения и мышления.

Дети не просто наблюдают за животными и растениями, они восхищаются, любуются, иногда пугаются. Прослушивая сказки – переживают события вместе с героями, двигаются под музыку в соответствии с эмоциями, которые она вызывает. Педагоги должны направлять малышей в нужное «русло», прививая вкус, любовь к искусству и чувство гармонии.

Задачи художественно эстетического развития детей

Задачи художественно эстетического развития дошкольников по ФГОС:

  • Понимание музыкальных, изобразительных, литературных шедевров;
  • Формирование начальных понятий об искусстве;
  • Развитие творческого восприятия окружающего мира;
  • Организацию желания к самореализации в творчестве;
  • Закрепление практических эстетических и художественных навыков.

Примечание. В дошкольном возрасте формируются как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к различным персонажам, прививается понятие красоты и эстетики, которое будет влиять на дальнейшее развитие личности.

Методы культурного воспитания

Эстетическое воспитание дошкольников по ФГОС проводится с учетом возраста и личных успехов ребенка. В течение всего образовательного периода проводятся познавательные беседы, рассматривание и обсуждение репродукций и рисунков, наблюдение за окружающим миром, животными, природой. В старшей и подготовительной группах дошкольников ведется диалог со сравнением образцов искусства, анализом и оценкой творческих работ детей, воспроизведением объектов по памяти.

Художественное развитие дошкольников по ФГОС

Методы эстетического и художественного воспитания по ФГОС включают в себя:

  • Изобразительное искусство;
  • Театральную направленность;
  • Творчество и рукоделие;
  • Музыкальное восприятие;
  • Познание детской литературы.

Художественный метод

В процессе рисования ребенок получает возможность самовыражения, раскрывается его способности, формируется личность и отношение к миру.

При составлении программы ДОУ должен преследовать следующие задачи художественного развития дошкольников по ФГОС:

  • Развитие навыков рисования, владению кистью, карандашом;
  • Совершенствование моторики рук;
  • Желание к самовыражению;
  • Развитие воображения и зрительной памяти;
  • Эстетическое удовлетворение.

Эстетическое развитие дошкольников через театр

Художественное развитие дошкольников по ФГОС, его этапы и используемые техники в соответствии с возрастной группой.

Возраст
Этапы развития
Техника
2-3 лет
Знакомство с художеством и цветовой гаммой.
Пальчиковое рисование, оттиски готовыми штампами.
4-5 лет
Развивающие упражнения.
Тычки кистями, печать пробками, штамповка поролоном, рисование восковыми мелками.
5-6 лет
Самостоятельная творческая деятельность.
Рисование мыльными пузырями, песком, скомканной бумагой, акварельными красками.
6-7 лет
(подготовительная группа)
Выполнение полноценных работ с размещением на выставки.
Выполнение простейших пейзажей, развитие воображение с помощью кляксографии, рисование и раскрашивание предметов карандашами.

Примечание. Первым этапом становится знакомство с изобразительным искусством, затем дети рисуют предметы с натуры, к концу дошкольного образования рисунки делаются по памяти.

Метод театральной деятельности

Творчество дошкольников по ФГОС включает в себя театральную деятельность. Это прекрасная возможность раскрыть потенциал малыша, помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.

Выбирая материал для развития театральных навыков, воспитатели отталкиваются от возраста дошкольников и их индивидуальных особенностей. Для младшей группы подходят игры-имитации, с подражанием животных, сказочных персонажей, чтение коротких прибауток.

Эстетическое и художественное воспитание в ДОУ по ФГОС

Работая со средней группой, педагогу следует объединить кукольный театр с театрализованной постановкой. Дети запоминают слова и пантомимику, могут повторять и переносить эмоции персонажей. Для постановки театра выбирают простые произведения Маршака, Михалкова, Зубкова.

В старшей группе дети могут самостоятельно участвовать в театрализованных представлениях, передавать эмоции радости и печали. К выпуску из ДОУ дошкольники учатся реагировать на поведение партнеров, могут инсценировать героев со сложным характером.

Для развития используют:

  • Кукольный театр;
  • Маски;
  • Книжку с движущимися картинками;
  • Пальчиковых персонажей;
  • Театр теней;
  • Марионеток.

Ролевым играм отводится особое время, при помощи их дошкольники учатся общению, развивают театральные навыки, фантазию, мышление.

Метод музыкального развития

ФГОС в музыкальном развитии дошкольников стремиться привить детям любовь к музыкальным произведениям, развить художественное восприятия, чувство уважения и восхищения к музыке.

Основные задачи:

  • Знакомство со звуками;
  • Развитие музыкальной ориентации;
  • Формирование сенсорного восприятия;
  • Знакомство с музыкальным искусством.

В младенчестве музыкальное развитие происходит в легкой форме при общении с родителями. Малыш слушает колыбельные, детские песни, стихи, участвует в тактильных играх с прибаутками.

Музыкальное развитие машыша через пение мамы

Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС проводится в виде ролевых игр, пения, активных движений под аккомпанемент, прослушивание различной музыки.

Организация пространственной среды

Для организации и выполнения задач художественного и эстетического развития по ФГОС в ДОУ используют окружающее пространство, оборудованное специальным образом.

Пространственная среда образуется в виде уголков познавательной активности:

  1. Рекомендованы столы, стулья и посуда в фольклорном стиле.
  2. В уголке рисования – репродукции картин известных художников и выставка детского творчества, полки с карандашами и акварелью.
  3. Театральный уголок должен содержать декорации для сценок, кукол для пальчиков, маски, костюмы для ролевых игр, книги с двигающимися фигурками.
  4. В музыкальной зоне должен находится проигрыватель с коллекцией детских песен, звуков природы, инструментальных композиций. Кроме этого, на полках располагают простейшие музыкальные предметы: дудки, свистульки, бубны, ложки, мелафоны, барабан.

Развивающая среда должна быть богатой, разнообразной, безопасной, доступной и соответствовать возрастной группе и особенностям дошкольников.

Театральный уголок в ДОУ по ФГОС

Целевые ориентиры

Для оценки достижений на каждом этапе развития ФГОС разработаны целевые ориентиры. Они определяются не зависимо от разработанных программ и не являются критериями сравнений с реальными достижениями детей.

Требования необходимы для ориентации дошкольного образования, анализа профессионализма воспитательного состава, информирования родителей о целях дальнейшего образования.

Для возраста до 3-х лет характерны следующие навыки:

  • Интерес в кругу общения:
  • Решение вопросов с педагогами и сверстниками;
  • Подражание движениям;
  • Владение элементарными навыками самообслуживания;
  • Обращение с вопросами и логическими ответами на сопутствующие просьбы;
  • Наличие развитой моторики.

Ребенок овладевает культурными, художественными и эстетическими навыками

По завершении дошкольного образования по ФГОС ребенок владеет культурными, художественными и эстетическими навыками, проявляет инициативу в играх, имеет понятие об искусстве, музыке, рисовании. Дошкольники имеют развитое воображение, могут выразить мысли в рисунках, скульптурах, ролевых играх. У детей развита координация, моторика, они знакомы с художественными книгами, знают песни и стихи, владеют азами математики, истории.

Художественное и эстетическое развитие ребенка до школы по ФГОС обеспечивает равные возможности для каждого малыша получить качественное и достойное образование на основе единых требований. Культурное и разностороннее воспитание позволяет развить в детях самостоятельное мышление, целеустремленность, любовь к искусству подготавливает их к новому этапу – школьному возрасту и общению в социуме.

Видео

017