Содержание
Согласно действующим в нашей стране законам, каждый человек имеет право на получение бесплатного общего образования, независимо от социального статуса и медицинских показаний. Дети с умственной отсталостью имеют определенные сложности с общением, социализацией и общественной деятельностью, поэтому получение образования осуществляется в коррекционных начальных школах 8 вида.
Место в системе образования
Основной изучаемый материал в коррекционных школах 8 вида отличается от общеобразовательных школьных программ, т.е. не является цензовым. В частных и муниципальных специальных образовательных учреждениях осуществляется промежуточная и итоговая оценка знаний ребенка педагогами-дефектологами.
Важно! Выдаваемый документ – не аттестат, а свидетельство об обучении.
В дальнейшем человек может заочно получить среднее образование или же при наличии профессиональной подготовки продолжить обучение в колледже или училище.
Особенности
Коррекционная начальная школа 8 вида позволяет детям с умственной отсталостью научиться читать, писать и считать, а также ориентироваться в бытовых условиях и окружающем их мире. Начальные заведения 8 вида могут работать в обычном пятидневном режиме, когда дети приходят каждое утро на занятия, или же работать как интернаты, т.е. дети учатся, едят, играют и спят в школе пять дней в неделю, а на выходные их родители забирают домой. Выбирая второй вариант обучения, родители должны понимать все плюсы и минусы такого предпочтения.
Характеристика класса в коррекционной начальной школе 8 вида:
- небольшое количество обучающихся в начальных классах (обычно до 12 человек);
- наличие подготовительного класса, позволяет подготовить ребенка к школьным нагрузкам, а также уточнить сложность диагноза и психологические особенности ученика;
- возможность обучения в начальных классах детей в возрасте от 12 до 18 лет с глубокой умственной отсталостью;
- режим занятий определяется совместно с родителями учащихся;
- каждый ученик обучается согласно индивидуальному маршруту, который составляется специалистами в соответствии с психофизическими возможностями.
Начало школьной жизни вызывает у ребенка бурю эмоций – в его жизни появляются новые знакомые, он получает полноценные знания об окружающем его мире. Дети, имеющие умственную отсталость, могут неадекватно реагировать на такие серьезные изменения – проявлять агрессию, капризничать или замыкаться в себе. В таких случаях нужно проконсультироваться со специалистом, прежде чем отдавать ребенка в школу-интернат, так как он может получить непоправимые психологические травмы.
Педагоги
Основная деятельность работников коррекционных учреждений 8 вида направлена на исправление и компенсирование имеющихся у школьников отклонений в развитии всевозможными обучающими методами и с помощью трудовой подготовки. Большое значение в образовательном процессе имеет социальная и психологическая реабилитация ребенка, особенно в тех случаях, когда дошкольное детство он проводит в домашних условиях. Коррекционная начальная школа 8 вида подразумевает наличие в штате не только учителей, но и специалистов узкого профиля – детских психологов, дефектологов.
Учебные программы
Учебный план в коррекционной начальной школе 8 вида должен учитывать то, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют проблемы с развитием речи и познавательной деятельностью. Такие дети не могут долго сосредоточится на процессе изучения какой-либо темы, запомнить излагаемый преподавателем материал и повторить его. Учебные программы коррекционных классов в школах 8 вида направлены на всестороннее развитие, воспитание эстетических, нравственных и гражданских качеств, а также на способность к практическому применению всего изучаемого материала.
Важно! Главная задача педагога коррекционной школы – научить детей преодолевать трудности в учебе и общении со сверстниками, и способствовать их реабилитации.
Программа начальной коррекционной школы 8 вида:
№ | Учебные предметы | Описание | Учебные материалы |
1 | Письмо и развитие речи | В начальной школе дети изучают элементарные основы грамматики, благодаря которым происходит коррекция психики и развитие устной и письменной речи, формирование практических навыков орфографии и пунктуации, а также воспитывается любовь к родному языку. Техника письма формируется у умственно отсталых на протяжении всего процесса обучения в начальных классах. | Прописи, тетради, буквари, соответствующие требованиям ФГОС |
2 | Чтение и ритмика | В коррекционных 1-4 классах 8 вида дети узнают о технике чтения, правильности произношения слов, о выразительности и понимании читаемых сказок и рассказов. Регулярное чтение художественной литературы в школе и дома способствует развитию хорошей фантазии у ребенка, а также умение красиво излагать собственные мысли. Для умственно отсталых ребят, самостоятельное чтение или чтение вслух – хороший способ познания окружающего мира, взаимоотношений между людьми, человеком и природой.В коррекционной начальной школе 8 вида на протяжении всего периода обучения малыши учатся правильному произношению букв и звуков, постоянно расширяют свой словарный запас, учатся связно рассказывать и писать. К концу обучения в 4 классе умственно отсталые дети должны уметь отвечать на поставленные вопросы, исправлять тексты с элементарными орфографическими ошибками, подписывать названия к рисункам. | Хрестоматии, художественные книги для внеклассного чтения |
3 | Математика | В коррекционных классах 8 вида в начальной школе процесс математического обучения должен быть предметно направленным, иметь жизненную основу. Учащиеся должны хорошо знать основы десятичной системы счисления и уметь применять их в быту (сосчитать деньги, сказать сколько времени). | Счеты, наглядные пособия – если по заданию необходимо сосчитать фрукты, нужно их и использовать – три яблока, два апельсина и т.п. |
4 | ЛФК | Продолжительность лечебно-профилактических занятий в начальных коррекционных классах должна составлять от 15 до 25 минут, а программа упражнений составлена с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников и имеющихся медицинских показаний. | Специальное оборудование – гимнастические мячи, коврики, тренажеры, шведские стенки |
5 | Игротерапия и трудовая деятельность | Игра является ведущей деятельностью у дошкольников. Возраст и поведение детей с умственной отсталостью не соответствуют возрасту и поведению нормально развивающихся сверстников, поэтому игровой процесс является неотъемлемой частью образовательной программы в начальных коррекционных школах 8 вида. | Педагог должен заранее подбирать игры и продумывать методическую работу как с группой учеников, так и индивидуально с каждым из ребят (особенно в тех случаях, когда между одноклассниками возникают конфликтные ситуации, они не могут понять правила игры или кто-то не может выполнить задания из-за имеющихся особенностей здоровья). |
6 | Музыка и изобразительное искусство | Творческая деятельность – еще один шаг к успешному обучению и реабилитации больных школьников. В коррекционной начальной школе 8 вида обязательно должны быть уроки музыки и рисования. Умственно отсталые дети, занимаясь рисованием или лепкой, развивают мелкую моторику, изучают и пытаются изобразить окружающий их мир (нарисовать родителей, животных, пейзаж за окном и т.д.). | Альбомы, краски, пластилин, карандаши, музыкальные инструменты, музыкальные проигрыватели |
В тех случаях, когда ученик хорошо справляется с большей частью учебного материала начальной школы 8 вида (например, усваивает все, кроме математических основ), то он не остается на второй год, а продолжает обучение, но уже по индивидуальной программе. Такое решение может быть принято школьным педагогическим советом, после анализа успеваемости учеников в конце учебного года.
Что нужно для поступления
Для зачисления ребенка в 1 класс коррекционной школы 8 вида родитель или законный представитель должен в установленные сроки предоставить следующие оригиналы документов:
- личное заявление;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- заключение ПМПК и образовательный маршрут;
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о постоянной или временной регистрации ребенка.
Каждый человек уникален, и нельзя сказать, что дети с диагностированной умственной отсталостью, никогда не смогут адаптироваться к окружающему их миру и социуму. В зависимости от того, какие созданы условия для жизни и развития малыша, как к нему относятся окружающие люди, можно предположить, какой будет его взрослая жизнь. Если родители своевременно начали лечение, регулярно занимаются и помогают в обучении своему больному ребенку, то вероятность того, что он сможет реабилитироваться, нормально жить и трудится в будущем очень велика.
Видео
036