Развивающая среда и выделение пространственных зон по Монтессори

Среда и зоны Монтессори

Система, разработанная Марией Монтессори, существует более ста лет. Долгое время из-за запрета западной пропаганды она была недоступна для отечественных специалистов. Но относительно недавно (в конце 20-го века) они смогли наконец познакомиться с идеями великого педагога, чья методика изменила всю систему воспитания детей. На сегодняшний день, зная принципы данной методики, можно организовать Монтессори среду дома.

Среда Монтессори: принципы зонирования

Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому». На этом постулате построена вся методика. Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори — ключевое понятие в авторской методике.

Правильно организованная развивающая среда Монтессори

И в ее организации (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов:

  • помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров класса);
  • предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух;
  • натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света;
  • в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста;
  • в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки;
  • ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям;
  • свободный доступ к воде. В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении;
  • организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок;
  • в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду;
  • мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам;
  • все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно;
  • материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.

Организация среды по Монтессори

Организация квартиры в соответствии с идеями Марии Монтессори — более сложная задача. В данном случае зона УПЖ не имеет конкретной локализации, но при этом все бытовые приборы должны быть доступны для использования ребенком. Принцип организации среды по Монтессори заключается в создании максимально доступных условий для самостоятельной деятельности. Это предполагает:

  • уровень мебели, которой пользуется ребенок (кровать, стул, стол), должен быть подобран с учетом его роста;
  • полочки с книгами и игрушками Монтессори расположены доступно;
  • вешалка для верхней одежды также занижена;
  • сама одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей. Застежки в соответствии с возрастом (он должен раздеваться самостоятельно);
  • свободный доступ к воде и столовым приборам, посуде.

Домашняя Монтессори среда помогает воспитывать самостоятельную и уверенную в себе личность. Но, к сожалению, ее организация в полном объеме не всегда возможна в условиях стандартных отечественных квартир.

Домашняя Монтессори среда

Зона практических навыков

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок находится в периоде активного познания окружающего мира, поэтому практическая зона Монтессори его особенно привлекает. Именно с зоны УПЖ в Монтессори среде начинаются занятия. Это дом малыша, где он не просто учится взаимодействовать с реальными бытовыми предметами, но и осваивает самостоятельную «взрослую» жизнь. Освоение этой части Монтессори среды закладывает фундамент к дальнейшему развитию математических и языковых навыков. Эта зона должна располагаться на входе в класс. Занятия в остальной части Монтессори среды рекомендовано начинать не ранее, чем через две недели после упражнений в УПЖ.

Многие родители склонны недооценивать ее значимость, а, тем не менее, именно зона практической жизни по Монтессори играет важнейшую роль в развитии личности. Ее задачи:

  • адаптация к реальной жизни и социуму,
  • развитие самостоятельности и самоуважения,
  • формирование бытовых навыков самообслуживания,
  • социализация,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие самоконтроля и способности к концентрации на определенной задаче,
  • формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей,
  • развитие волевых качеств личности,
  • формирования чувства порядка.

Помимо этого, зона УПЖ в Монтессори среде помогает детям отдохнуть от тяжелой интеллектуальной деятельности, отвлечься и успокоиться.

Важно! Все дидактические материалы должны быть настоящими, из реальной жизни.

Успешное освоение других зон развития по методике Марии Монтессори невозможно без положительного опыта в зоне УПЖ.

Зона практической жизни по Монтессори

Зона сенсорного восприятия

С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.

Подбирая материал для сенсорной зоны Монтессори среды, важно учитывать, что предмет должен быть направлен на развитие одного чувства, изолируя другие.

Материалы сенсорной зоны по Марии Монтессори:

Назначение Пример дидактических материалов
Изучение размеров, соотношения «больше-меньше»
  • блоки,
  • цилиндры разных размеров,
  • одноцветная пирамида,
  • лестница
Различение цветов
  • таблички,
  • кубики,
  • цветные блоки
Развитие тактильного восприятия
  • шероховатые таблички,
  • ткани,
  • мешочки с зерном
Формирование слуха
  • музыкальные (простейшие) инструменты,
  • колокольчики,
  • шумовые цилиндры
Формирование стереогностики (изучение объемных фигур)
  • геометрические тела,
  • основания для них
Развитие обоняния и вкуса Вкусовые баночки и набор запахов (коробочки с различными приправами)
Формирование барического чувства (ощущение веса) Весовые цилиндры, гирьки
Восприятие тепловых ощущений Бутылочки с горячей и холодной водой, лед

В сенсорной зоне развития по Монтессори занятия начинаются с формирования тактильного восприятия. Первые упражнения можно проводить уже в полгода, постепенно усложняя задачи и расширяя набор материалов.

Важно! Знакомство с зоной и материалами должно проходить самостоятельно. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и уверенно.

Сенсорная зона развития Монтессори

Математическая зона

Математическая зона Монтессори среды направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.

Материалы математической зоны в Монтессори среде:

  • штанги,
  • цепочки,
  • бусины,
  • таблицы сложения, вычитания, умножения и деления,
  • геометрический комод,
  • игра с марками,
  • доски Сегена и многое другое.

Придерживаясь принципа «от простого к сложному», дети в Монтессори среде еще до школы осваивают счет до 1000, сложные арифметические действия, понятие доли и дробей.

Математическая зона Монтессори

Зона языковых навыков

После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию.

Развивающая среда по Монтессори в ДОУ должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков:

  • набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас);
  • звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха);
  • рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму);
  • набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита);
  • подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов);
  • карточки со словами (обучение чтению).

Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.

Языковая зона Монтессори

Космическая зона

Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.

Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.

Здесь используются:

  • энциклопедии, справочные материалы,
  • карты и глобусы,
  • календари,
  • часы,
  • макеты солнечной системы,
  • карточки с животными и растениями,
  • гербарии и горшки с живыми цветами,
  • материалы для практических научных опытов.

Космическая зона Монтессори

Основной принцип космической зоны заключается в том, что материал не имеет возрастных ограничений. Любая справочная литература, независимо от ее сложности, доступна детям всех возрастов.

Преимущество обучающей среды по Монтессори заключается в том, что зоны не меняются с взрослением ребенка, достаточно постепенно заменять дидактические материалы.

Видео

057