Содержание
Восприятие и мышление ребенка-дошкольника развивается на основе взаимодействия с миром, который его окружает, в процессе разнообразных движений: он поворачивает голову в сторону звуков, протягивает ручки или ползет к привлекающим его объектам, выполняет операции с предметами. Психологи говорят о важности обеспечить малышу до 7 лет полноценное сенсомоторное развитие – и таким образом заложить фундамент для его адаптации и социализации в обществе.
Специалисты в области теории и практики сенсорной интеграции говорят о том, что целостное и упорядоченное восприятие действительности и своего «Я» в ней, способность выделять наиболее актуальную информацию из потока ощущений и концентрировать на ней внимание позволяет принимать рациональные решения и совершать правильные действия.
Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция ребенка в психологии – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире.
Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.
Внимание! Теория и практика сенсорной интеграции свидетельствует о том, что расстройства в этой области можно заметить еще в младенческом возрасте, например, когда новорожденному сложно повернуться в сторону или удерживать какой-либо предмет.
Нарушение сенсорной интеграции у детей
Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции). Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.
Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.
Вид расстройства | Симптоматика | |
Расстройство праксиса | Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата) | Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой |
Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей | С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду | |
Расстройство сенсорной модуляции | Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата | Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения |
Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств | Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах |
Интеграция сенсорных систем отсутствует и в ряде случаев, когда ребенок испытывает затруднения в слухо-речевой деятельности:
- отсутствие координации между сигналами, поступающими с помощью органов зрения, и моторными функциями (ребенок испытывает затруднения в процессе рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и др.);
- нарушение координации восприятия сигналов, поступающих от слуховых анализаторов, и работы речевых центров коры головного мозга (ребенок испытывает трудности в восприятии информации на слух в присутствии шумов непривычной для него среды, отличается заметным отставанием в речевом развитии).
Дисфункция сенсорной интеграции у детей может быть выявлена родителями или педагогами по набору нескольких признаков, например, если ребенок гиперактивен или агрессивен, не может длительно заниматься одним делом, избегает контактов со сверстниками и взрослыми, испытывает неуверенность в процессе ориентации в пространстве, по ряду показателей отстает от средней возрастной нормы (в физическом, речевом, интеллектуальном развитии).
Важно! Диагностика сенсорной интеграции показывает, что повышенная степень реакции на ощущения, поступающие по различным каналам (чувство страха при тактильных контактах или незнакомых звуках) – не капризы и не избалованность, а одно из проявлений сенсомоторной дисфункции.
Методика коррекции
Убедившись в том, что работа органов чувств явно нарушена, родителям стоит проявить мудрость, терпение и любовь, ни в какой форме не наказывать и не выражать своего разочарования, а постараться помочь. Выявленные признаки можно скорректировать, но для этого требуется время и систематическая целенаправленная работа.
Теория и практика сенсорной интеграции называет одним и тем же термином и сенсомоторное расстройство, и метод его коррекции. Таким образом, СИ – это еще и название метода, разработанного Д. Айрес для работы с детьми, имеющими нарушения в координации работы органов чувств.
Родители должны соблюдать простые правила:
- не требовать того, чего малыш не может сделать;
- регулярно доброжелательно объяснять, как нужно действовать, и многократно повторять упражнения для развития сенсорной интеграции ребенка;
- успокоить малыша, если он испытывает страх или дискомфорт;
- создать в доме спокойную обстановку;
- установить строгий режим дня, единые четкие и понятные правила, которые необходимо соблюдать.
Окружающая среда должна быть продумана и организована так, чтобы максимально помогать развитию дошкольника. Желательно, чтобы в комнате находилось специальное оборудование для сенсорной интеграции, направленное на развитие восприятия и декодирования информации, поступающей от разных органов чувств. Дидактическая среда должна включать игрушки и предметы, стимулирующие самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.
Родители способны сделать многое для своих детей, но в подобной ситуации необходимо специальное образование специалиста, которое будут осуществлять дефектологи, психологи, психотерапевты и другие.
Внимание! Обучение специалистов по сенсорной интеграции ребенка можно организовать по программам бакалавриата (дефектология, психолого-педагогическое образование) или на специальных курсах повышения квалификации.
Помощь профессионалов
Чем раньше обратиться к специалистам, тем более эффективной будет коррекционная работа. При этом желательно, чтобы занятия по сенсорной интеграции ребенка проводил не только педагог, но и родители самостоятельно в соответствии с рекомендациями.
В процессе занятия организуется знакомство с разнообразными стимулами-ощущениями, дошкольник учится правильно их воспринимать и адекватно на них реагировать. Если деформирована сенсорная интеграция, программа должна включать как приоритетную работу по тренировке вестибулярного аппарата и проприоцептивных механизмов, а также совершенствованию навыков восприятия тактильных ощущений. Если большое внимание уделять работе с информацией, которую человек получает через осязание, развивается мелкая моторика руки и стимулируются все нервные окончания, которые связаны с речевыми центрами в коре головного мозга. Для этого оборудуется комната сенсорной интеграции.
В таком помещении размещается специфическое оборудование:
- гимнастические маты и коврики, подушки с наполнителями разной фактуры;
- набивные мячи;
- качели нескольких видов и гамаки;
- подвесное бревно-качели;
- гимнастические бревна;
- полоса препятствий;
- вертикальные и наклонные лесенки;
- горки и турники;
- батуты;
- доски на роликах, тележки;
- широкие горизонтальные трубы-тоннели из мягкого пластика или ткани для пролезания внутри;
- песок, камешки, дорожки с покрытиями разной текстуры;
- коробки с песком;
- наборы дидактических игрушек (кубики, конструкторы, пластмассовые и резиновые мячи, пластилин, песок для лепки и др.);
- наборы дидактических материалов для знакомства с цветами, звуками, запахами и вкусами.
Специалист, работающий по методу сенсорной интеграции, будет использовать любые многофункциональные предметы и игрушки, играя с которыми дошколенок «вынужден» проявлять самостоятельность, смелость и творчество.
Дополнительно маленьким подопечным назначаются курсы массажа.
Чтобы получить заметные результаты, важна устойчивая мотивация детей и взрослых, и при этом на первом месте должны быть интересы и предпочтения дошкольника, его индивидуальные возможности. Поэтому развивающий метод сенсорной интеграции ребенка строится в основном на использовании разнообразных игр и игровых приемов.
Важно! Теория сенсорной интеграции ребенка рекомендует ежедневно обогащать опыт манипулирования с различными предметами, для чего используется не только специально подготовленное оборудование, но и бросовый материал (коробки, пластиковые емкости, крышки от бутылок и банок и др.)
Сенсорная интеграция ребенка при аутизме
Аутизм – это расстройство, вызванное отклонениями в развитии головного мозга и проявляющееся как отказ от взаимодействия с окружающим миром.
Многие методы работы, рассмотренные выше, будут благотворно влиять и в случае выявления расстройств аутистического спектра.
Аутистичный ребенок и сенсорная интеграция – тема множества современных исследований психологов и психотерапевтов. Знакомство ребенка-аутиста с различными ощущениями и его сенсомоторное развитие – обязательная часть коррекционной программы работы с такими детьми.
В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: пациент приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития.
Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи. Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.
Видео
007