Характеристика возрастных периодов развития ребенка

Возрастная характеристика развития детей

Попытки вычленить и дать характеристику отдельным фазам взросления человека предпринимались еще философами и педагогами в Древней Греции. И на сегодняшний день существует множество периодизаций от разных авторов, которые постепенно дорабатываются и изменяются.

Общая возрастная периодизация

Общая характеристика основных возрастных периодов развития детей строится на комплексе физико-анатомических, психологических и социальных изменений, через которые проходят все дети. Несмотря на то, что процесс развития личности охватывает весь жизненный цикл, особое внимание привлекает период развития в дошкольном и школьном возрасте. Это время становления характера, развитие восприятия мира и самого себя, формирование морально-этических ценностей.

Но важно отличать возрастную периодизацию в педагогике и психологии, так как в традиционном понимании во многом они не совпадают.

Психологическая периодизация Педагогическая периодизация
Пренатальный период Младенчество (от рождения до года)
Новорожденность (до 45 дней) Преддошкольный (до 3)
Грудной период (до года) Дошкольный (3—6). Внутри период делится на три стадии: младший (3—4), средний (4—5), старший (5—6)
Ползунковый (до 3 лет) Младший школьный (до 10 лет)
Дошкольный (3—6) Средний школьный (10-15)
Младший школьный (до 11) Старший школьный (15—18)
Пубертат (до 15)
Юношество (до 20)

Однако в последние годы все чаще говорят о добавлении в педагогическую систему возрастной периодизации перинатального этапа воспитания детей.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития

Характеристика основных этапов

Для каждого времени характерны свои физиологические и психологические особенности, зная о которых, можно добиться лучших результатов в педагогике и воспитании. Весь педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных этапов развития ребенка и их характеристик.

Пренатальный период, младенчество (до 1 года) и их характеристика

Уже с 8 недели внутриутробного развития у эмбриона начинает развиваться нервная система. К 6-й неделе он реагирует на боль, ощущает свет, который направлен на живот матери, может воспринимать вкус. В дальнейшем последовательно формируются органы слуха и речи, головной мозг и органы зрения. Таким образом, он открыт к восприятию внешней информации задолго до своего рождения.

Важно! Многочисленные эксперименты доказали, что человек способен запоминать стихотворения, музыку, услышанную до рождения.

Время от рождения до года исследователи называют кризисом новорожденности. Основная возрастная характеристика развития детей до года:

  • потеря веса в первые дни после рождения;
  • полифазный сон (короткие периоды сна чередуются с бодрствованием и состоянием дрёмы). В общей сложности он спит до 80% всего времени;
  • начало развития речевых функций (с рождения дети распознают эмоциональную окраску речи взрослых, считывают артикуляцию и мимику, в дальнейшем проходят этапы от гуления и лепета до первых слов);
  • формирование моторики и координации своих действий (к году успешно владеет сложными действиями с предметами, начинает ходить);
  • развивается первые социальные навыки: распознает отношение к нему взрослых, умеет отличить «своих», предпринимает первые попытки коммуникации;
  • появление улыбки как проявления эмоций.

К концу первого года жизни пытается самоутвердиться, формируется основа для развития самостоятельности, изменяется восприятие себя и мира.

Возрастная характеристика развития детей

Характеристика преддошкольного периода (от года до 3 лет)

Навыки, полученные в раннем младенчестве, создают фундамент для дальнейшего развития. На этом возрастном этапе дети активно осваивают навыки ходьбы, общения, овладевают предметной деятельностью.

Возрастные характеристики особенностей развития детей до трех лет:

  • осваивают предметную деятельность (от повторения за взрослым, до переноса действия на другой объект);
  • появляется игровая деятельность, в которой дети имитируют реальные ситуации и действия;
  • к 2-3 годам начинается этап активного формирования речевых навыков, большими темпами накапливается словарный запас, формируется понимание языковых структур (по нормам в три года активный словарь должен состоять из 200-1500 слов);
  • в это время появляется интерес к музыке и искусству, формируется слух и чувство ритма.

Возрастные характеристики психического развития детей:

  • зарождается потребность в общении с другими детьми;
  • к трем годам формируется самооценка и самосознание;
  • происходит половая идентификация и понимание соответствующих форм поведения, определяемых полом;
  • в это время зарождается механизм долговременной памяти;
  • разрыв осознания своего единства с матерью, формирование эгоцентричной модели мира;
  • развивается образное мышление.

Возрастной этап заканчивается наступлением кризиса 3- х лет. Это время, когда он начинает воспринимать себя как значимую, самостоятельную личность, противопоставлять себя взрослым. Время, когда от родителей требуется особое внимание и терпение.

Возрастные характеристики преддошкольного периода психического развития детей

Дошкольный (от 3 до 6 лет) и его характеристика

Один из самых значимых возрастных этапов в развитии детей и формировании их личности и характера. В этом возрасте они начинают посещать детский сад, учатся взаимодействию в социуме. Продолжается созревание мышления и представления о мире и обществе. Знание характеристики возрастного развития поможет создать среду для наилучшего восприятия новой информации.

Возрастные характеристики развития детей дошкольного возраста:

  • основной вид деятельности — предметно-ролевая игра;
  • возрастает потребность в общении со сверстниками;
  • усваиваются социально-нравственные нормы поведения;
  • период развития сенсорного восприятия окружающего мира (повышается острота зрения и цветовосприятие, формируется барическое чувство (веса), развивается фонематический слух);
  • продолжается процесс самопознания (формируются интересы и характер);
  • дальнейшая социальная адаптация: учатся сотрудничать, закрепляются общепринятые стандарты поведения;
  • возрастает физическая активность.

Для этого возрастного периода для детей характерна большая потребность в расширенном познании мира, явлений. Это время, когда дети превращаются в «почемучек». А развитие личности приводит к появлению новых потребностей и качеств характера.

К шести годам при сбалансированном и полноценном воспитании они готовы к новому, серьезному этапу в своей жизни — к школе.

Характеристики основных возрастных периодов развития ребенка

Характеристика школьного этапа (6 —18 лет)

К этому периоду у детей происходят серьезные анатомические изменения: тело становится выносливее, меняются пропорции, вытягиваются конечности. Но изменения касаются и эмоциональной стороны развития: у детей наблюдается эмоциональное перенапряжение, повышенная утомляемость. В целом, дети к шести годам осознают себя как самостоятельную личность.

Школьная стадия состоит из нескольких этапов, и знание характеристик основных возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет необходимо не только педагогам, но и родителям. Это время серьезных физиологических изменений, окончательного формирования характера и нескольких возрастных кризисов.

Характеристика возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет:

Возраст Этап Характеристика возрастных особенностей
6-10 Младший школьный
  • происходит закрепление или формирование мотивации на достижение успеха и избегания неудач;
  • учебная деятельность становится основной;
  • значимость родителей уступает учительской;
  • второй этап активного развития речи;
  • развивается логическое мышление;
  • формирование самоконтроля.
10-15 Средний школьный Переходный этап на пути к юности. Происходит половое созревание, что сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии. Для психики характерная особенность этого этапа — избирательность внимания. В суждениях появляется критичность (дети этого возраста подвергают сомнению все, от отношений до авторитетных мнений). Для поведения характерно стремление вырваться из-под опеки и контроля родителей, развиваются подростковые комплексы. Часто падает интерес к учебе
15-18 Старший школьный Это время, когда дети приобретают личностную, гражданскую зрелость. Проявляется подростковая маргинальность, когда они находятся на границе детского мира и мира взрослых. Проблема не столько в соотношении себя с определенным миром, сколько в отношении окружающих. Взрослые не в состоянии воспринимать подростков как равных, а для детей они уже слишком взрослые. Характерная особенность — формирование абстрактного мышления. Подросток достигает социальной зрелости: у него есть видение своего будущего, планы и жизненные цели

Понимание возрастных характеристик взросления детей нельзя недооценивать. Несмотря на то, что процесс во многом уникальный, основные реакции и этапы связаны с физиологией и созреванием нервной системы. Знание и понимание характеристик этих естественных процессов позволит не только создать идеальные условия для созревания полноценной личности, но и глубже понимать своего ребенка.

Видео

056