Как получить образование педагога Монтессори

Педагог Монтессори

Современные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования изменили общий взгляд на целевые ориентиры воспитания и развития, на содержание образования и условия, которые обеспечивают эффективное развитие ребенка в соответствии с его способностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Многие требования стандарта соответствуют основным положениям педагогики Марии Монтессори. Педагогическая система, которая долгое время в России была под негласным запретом, сейчас признана как эффективное средство гармоничного развития личности ребенка раннего, дошкольного, младшего школьного и др. возраста. Поэтому актуальным является обучение педагогов Монтессори-системе.

Преимущества системы Монтессори

Педагогические идеи Монтессори базируются на нескольких принципах, которые должен знать Монтессори-учитель:

  • движущей силой образования является стремление человека к самореализации;
  • в процессе образования необходимо предоставить маленькому человеку возможность выбора, базирующегося на искреннем интересе и любви;
  • необходимо обеспечить формирование «человека естественного» в естественных условиях (с точки зрения социальной, нравственной, физической, психологической).

Обучение педагогов Монтессори базируется на одной из главных идей о том, что для разностороннего и полноценного образования ребенка необходима специально подготовленная и оборудованная развивающая среда.

Важно! Развитие более эффективно в группах, где объединены дети разного возраста.

Дети разного возраста в системе Монтессори

Среда, которая развивает

Преподаватель Монтессори большое значение придает окружающему ребенка пространству (таблица).

Требование к среде Возможности обучающихся
Большая площадь помещения Обучающие материалы размещаются так, чтобы дети могли, не мешая друг другу, работать в нескольких зонах по очереди, обмениваться предметами, могли уединиться и отдохнуть
Соответствие мебели возрасту и росту детей Воспитаннику удобно и комфортно, формируется позитивное отношение к занятию
Мобильность Возможность без особых усилий передвигать столы и стулья в пространстве комнаты Монтессори (класса)
Доступность Малыш может без затруднений достать любой предмет или пособие
Озеленение Дети могут любоваться растениями и ухаживать за ними

Развивающая среда Монтессори предполагает насыщение среды предметами, которые дадут опыт общения с различными материалами (фарфор, шелк, дерево и др.), цветами, формами.

Класс (или помещение, где находится группа детей) должен быть хорошо освещен, в зоне доступности должны размещаться растения, также обязательно нужен свободный доступ к воде в умывальнике. Материалы должны соответствовать основным направлениям развития, выделенным Марией Монтессори: математика, язык, знакомство с практической жизнью, развитие системы органов чувств, знакомство с окружающим миром.

Преподаватель Монтессори большое значение придает окружающему ребенка

Она была убеждена, что дошкольник способен через свои непосредственные впечатления «впитывать» культуру, язык, привычки, обычаи, религиозные установки, а задача родителей и педагогов – не мешать этому процессу.

Обучение педагогов Монтессори опирается на идею о том, что опыт деятельности и впечатления, которые получает ребенок, должны соответствовать особенностям того сензитивного периода, в котором он находится в данный момент. Например, в раннем возрасте лучше всего усваивается язык и речь, в 5-6 лет – дошколенок имеет наивысшие способности и желание обучаться письму, затем – грамматике и т.д. Развивающая среда должна быть насыщена материалами, дающими стимул к развитию детей в различных сензитивных периодах.

Важно! Все материалы для занятий следует располагать на уровне глаз, чтобы они вызывали интерес и желание малышей с ними поработать.

Предметы Монтессори следует располагать на уровне глаз

Международная ассоциация Монтессори

Существует Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale (AMI), основанная самой Марией и объединяющая ученых, учителей и воспитателей, работающих по ее системе. Основание Ассоциации относится к 1929 г., она появилась в Амстердаме благодаря усилиям самой Марии и ее сына. С 1952 по 1982 г. руководил организацией сын Марии – Марио Монтессори. Ассоциация работает и сейчас, ее представительства есть в 110 странах мира, все желающие могут пройти курсы Монтессори, а по окончании курсов слушатели получают диплом. Полную информацию об Ассоциации можно получить на ее сайте https://montessori-ami.org. Информация представлена на нескольких языках, в том числе и на русском.

Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale (AMI)

Мария с 1919 г. лично проводила обучение педагогов по своей системе, собирая группу один раз в год. Центр, готовящий педагогов по уникальной системе, начал работать с 1938 г. В 1973 г. Марио и его единомышленниками был основан Фонд Марии Монтессори, чтобы поддерживать педагогов, не имеющих возможности оплатить обучение, и помогать Ассоциации.

Ассоциация Монтессори-педагогов России

В России идеи Марии Монтессори стали популярны благодаря усилиям Елены Хилтунен, которая познакомилась с ними случайно, но, увидев на практике работу детского сада по ее системе, решила, что к этой педагогической практике нужно привлечь внимание. Первый семинар по системе Монтессори состоялся в 1991 г. в Москве, там педагоги из Голландии представили свой опыт. Именно в 1991 г. и образовался Центр Монтессори в Москве, появился первый детский сад по ее системе, затем стали издаваться пособия и выпускаться дидактические материалы и пособия. В 2009 г. для обучения педагогов Монтессори Центр педагогики М. Монтессори открылся при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. С 2010 г. в России работает Фонд “Монтессори”, являющийся филиалом AMI.

Обучение Монтессори педагогов

Ассоциацию Монтессори-педагогов России (АНО «Монтессори-система»), образованную в 1997 г., возглавляет Л. Климанова. Центры, проводящие обучение педагогов Монтессори, работают во многих крупных городах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. и организую очное и дистанционное обучение Монтессори-педагогов.

Обучение Монтессори-педагогов в AMI

Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale (AMI) пропагандирует идеи Монтессори в мире, обучает всех желающих ее системе и выдает сертификат Монтессори-педагога.

Сертификат Монтессори педагога

Есть возможность прослушать полный курс или один из его модулей за границей, но и в России есть представительства AMI (В Москве, Санкт-Петербурге, других городах), где занятия проводят специально обученные международные тренеры, ежегодно проходящие аттестацию в AMI. Курсы AMI идут в очной форме, они разработаны на английском языке, но для российских слушателей читаются по-русски.

По-русски преподносится лекционный материал, организуются практические занятия, выдаются рабочие материалы и пособия. Для обучения Монтессори-педагогов требуются оборудованные аудитории, комплекты наглядных пособий, а также обучение педагогов Монтессори по программам AMI предполагает обязательное прохождение практики в группе воспитанников под руководством сертифицированного тренера-педагога. Такой подход исключает возможность заочного или дистанционного обучения педагогов Монтессори.

Практика и курсы Монтессори педагогов

Курсы Монтессори-педагогов в России

В России работает множество центров, институтов и ассоциаций, которые дают дипломы для работы с детьми указанного возраста (дипломы педагога 0–3, 3–6, 6–12). Длительность от 14 дней до 0,5 года; программа делится на модули; по каждому модулю проводится промежуточная аттестация. Обучение Монтессори-педагогов в РФ, организованное не AMI, а иными центрами и институтами, представляющими идеи Марии Монтессори, проводится в очной форме (выездные курсы различной длительности и интенсивности), также востребованной формой является дистанционное обучение Монтессори, в том числе в режиме онлайн.

Одна из организаций, которая готовит педагогов по данной системе, – это “Международный институт Монтессори-педагогики”, организующий обучение в очной форме в Москве на своих базовых площадках с большим количеством практических занятий и наблюдений за деятельностью детей. Кроме очной формы, институт проводит короткие онлайн-курсы (80 ч), имеющие название установочных, то есть дающие общее представление о данной педагогике. Обучение на онлайн-курсах предполагает подключение через сеть интернет к занятию тренера с педагогами, просмотр материалов, возможность участвовать в диалоге, задавать вопросы, выполнение домашних заданий, самостоятельную работу с литературой и другими источниками информации.

Дистанционное обучение Монтессори педагогов

Сейчас по системе Монтессори работают многие школы и детские сады. Кроме должности старшего педагога и педагога, есть должность ассистент Монтессори-педагога. В обязанности ассистента входит создание условий для работы педагога, помощь в организации детей, которые не сразу подключаются к работе, обеспечение спокойной обстановки в группе, забота о детях.

Внимание! Обучение на онлайн-курсах завершается устным собеседованием и тестированием по содержанию курса или другой формой итоговой аттестации.

В детских садах и школах взрослому отводится роль помощника, который направляет, показывает образец действия, а ребенок с помощью Монтессори-педагогов развивается в самостоятельной деятельности через собственный опыт действия, мысли, чувства, проходит путь “обучения через открытия”.

Видео

019