Что означает поставленный диагноз ЗРР

Диагноз ЗРР

Диагноз задержка речевого развития у детей, как правило, становится неожиданным потрясением для родителей. Большинству мам и пап сложно признать тот факт, что развитие их ребенка не соответствует принятой норме. Однако, надо понимать, что диагноз ЗРР у ребенка — это не приговор и не повод впадать в панику. Подобное состояние, при своевременно начатой терапии, чаще всего поддается коррекции. И во многом результативность ее зависит от родителей.

Формирование речи ребенка: нормы и критические периоды

Чем раньше родители обратили внимание на патологии в речевых навыках у ребенка, тем легче и эффективнее будет лечение. А для этого нужно понимать этапы формирования речи, возрастные нормы и критические периоды, когда риск появления патологий особенно велик.

Процесс развития навыков устной речи:

Схема речевого развития ребенка

От рождения и до 7 лет специалисты выделяют три критических периода для формирования языка. Это время, когда наблюдается пик в развитии речевых навыков. Опасность состоит в том, что даже незначительное негативное внешнее влияние в это время может стать причиной нарушения речевой функции.

Критические периоды:

  • 1-2 года. Период интенсивного развития отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. При негативных условиях может развиться ЗРР или алалии;
  • 3 года. Период, когда пассивный запас слов переходит в активный, и развивается связная речь. Риск возникновения заикания и мутизма;
  • 6-7 лет. Структура речи усложняется, словарный запас значительно увеличивается. Неблагоприятные факторы на этом этапе могут стать причиной заикания или афазии.

Важно! Незначительные отклонения в рамках норм допустимы, но отставание более чем на полгода — повод посетить специалиста.

Расшифровка диагноза ЗРР у ребенка

Задержка речевого развития

ЗРР у ребенка (расшифровка диагноза) — это заболевание, диагностируемое в раннем возрасте (до 3 лет), связанное с задержкой в овладении разговорной речью. Чаще всего страдают мальчики. Диагноз ЗРР проявляется количественно (недостаток запаса слов) и качественно (не умеет связно излагать свои мысли). Отрицательно сказывается на психическом развитии, поэтому диагнозы ЗРР и ЗПР часто сопутствуют друг другу.

Признаки ЗРР

Предварительное определение задержки речевого развития возможно по следующим признакам:

  • на раннем периоде лепета или гуления наблюдается однотипность произносимых звуков, их недостаточность или полное отсутствие;
  • отсутствует реакция на внешние звуки;
  • неспособность к двум годам произносить полностью слова;
  • в три года малыш не может составить простую фразу, предложение;
  • полное отсутствие речи к трем годам;
  • для выражения своих чувств и желаний предпочитает использовать мимику и жесты, но не звуки.

Наличие хотя бы одного признака требует тщательного обследования у врачей.

Определение задержки речевого развития

Причины ЗРР

После того, как диагноз невролога ЗРР у ребенка подтверждается, необходимо полное обследование, чтобы выяснить причины отклонений. Именно характер первопричин определяет дальнейшее лечение. К сожалению, в 30% случаев, выяснить, что же привело к нарушению, не удается.

По Хватцеву М.Е. все существующие причины ЗРР можно объединить в 4 группы:

Органические
  • наследственные патологии,
  • патологии, осложнения в пренатальный период,
  • осложнения при родах
Функциональные
  • патологии НС,
  • соматические заболевания,
  • последствия перенесенных болезней в первые годы жизни
Психоневрологические
  • нарушения в работе сенсорной системы,
  • особенность психики,
  • неравномерное формирование отделов речевой системы
Социально-психологические
  • специфика внутрисемейного воспитания,
  • перенесенная психологическая или эмоциональная травма, сильный стресс,
  • сиротство

Огромное значение для формирования речи имеет семья. Недостаток общения, внимания, гиперопека — все это может привести к ЗРР.

Как показали исследования, негативно влияет также избыток внешней информации. Ребенок, привыкший к шумной обстановке (постоянно включенный телевизор, музыка), начинает воспринимать внешние звуки как «белый шум».

Но наиболее часто ЗРР возникает по биологическим (органическим) причинам. Это могут быть: минимальная мозговая дисфункция, перенесенные менингиты и энцефалиты, различные травмы и инфекции.

Хватцев М.Е основоположник советской логопедии

Минимальная мозговая дисфункция с ЗРР

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) с ЗРР — диагноз невролога, который означает патологию ЦНС, приводящую к нарушению речи и эмоциональной сферы. Дети с диагнозом ММД с ЗРР обладают повышенной возбудимостью, активностью, им трудно усидеть на одном месте. Однако, нарушения в работе подкорковых структур мозга при этом диагнозе минимальны и хорошо поддаются лечению.

Терапия при диагнозе ММД с ЗРР включает в себя:

  • прием медикаментов (к сожалению, без них терапия не даст положительного результата);
  • методики с применением нейроакустики (технология, разработанная А.Томатисом);
  • занятия с логопедом и психологом;
  • контроль режима дня и уровня физической нагрузки.

Важно! Терапевтический курс при диагнозе ММД с ЗРР разрабатывается индивидуально и проводится только под контролем специалиста.

Минимальная мозговая дисфункция и ЗРР

Энцефалопатия с ЗРР

Задержка речевого развития может быть следствием поражения клеток мозга (энцефалопатии). С диагнозом и последствиями энцефалопатии с задержкой речевого развития сталкиваются многие родители. На сегодняшний день это наиболее частый диагноз у годовалых детей, которые попадают на прием к неврологу. Энцефалопатия может возникнуть как в период внутриутробного развития (перинатальная или ПЭП), так и позже, как следствие травмы, отравления, инфекции. Диагноз ПЭП с ЗРР чаще всего ставится на первом году жизни ребенка.

Резидуальная энцефалопатия развивается вторично, как следствие другого заболевания или ПЭП. При диагнозе РЭП с ЗРР необходим комплексный подход в лечении: коррекционные занятия у логопеда, прием лекарственных препаратов, массажи, лечебная физкультура, рефлексотерапия.

Диагнозе РЭП с ЗРР

Прогноз ЗРР

В случае если диагноз поставлен не вовремя, последствия могут быть очень серьезными:

  • отставание в общем развитии, которое будет усугубляться с возрастом;
  • проблемы с учебой;
  • сложности в социализации;
  • формирование комплексов, заниженной самооценки, проблемы с самореализацией.

Но при своевременном определении ЗРР и комплексном лечении уже 6-7 годам ребенок догоняет своих сверстников (при условии, что устранены первопричины и правильно выстроена терапия). В данном случае, усилия врачей без поддержки родителей не дадут результата. Очень важно, чтобы дома соблюдались все требования и рекомендации специалистов.

Коррекционная работа при диагнозе ЗРР

Независимо от причин, приведших к образованию ЗРР, коррекция состоит из двух обязательных направлений: медицинского и психо-педагогического. Медицинское включает в себя прием лекарственных препаратов, проведение различных процедур. Терапия назначается врачом-дефектологом только после тщательного обследования и подтверждения диагноза ЗРР.

Для начала психолого-педагогической работы не обязательно ожидать официального диагноза, достаточно понять, что вызывает у ребенка наибольшее затруднение. В данном случае, чем раньше начнется работа, тем лучше. Многие упражнения и занятия могут проводить сами родители под контролем врача-дефектолога.

Упражнения с мамой по коррекции ЗРР

Коррекционная работа логопеда и родителей при ЗРР строится по следующим направлениям:

  • работа по улучшению восприятия речи других людей. Для развития импрессивной речи ребенка важно подробно проговаривать каждую ситуацию, действие, называть предметы;
  • формирование экспрессивной речи, то есть навыка устного общения. Экспрессивная речь возникает только после того, как ребенок достигнет определенного уровня понимания языка. Для его формирования очень важна эмоциональная близость со взрослым, доверительные отношения;
  • развитие общей и мелкой моторики. Давно была доказана взаимосвязь двигательной активности и уровня речевого развития, поэтому это направление коррекционной работы очень важно;
  • работа с артикуляцией;
  • работа по развитию таких свойств устной речи как тон, темп, ритм, дикция и логические ударения.

Помимо традиционных, в последнее время все чаще используются нестандартные методы коррекции ЗРР: арт-терапия, цветотерапия и другие. Основная цель — заинтересовать ребенка так, чтобы у него было желание заниматься и изучать что-то новое. Именно от этого зависит эффективность упражнений.

Видео

083