Лечение и коррекция дислалии у детей

Лечение и коррекция дислалии

Коррекционная работа при дислалии – процесс длительный и трудоемкий. Каждый случай лечения требует индивидуального подхода. Выбор методик, подходов, упражнений зависит от степени выраженности нарушения, возраста и других особенностей. Но работа по коррекции и устранению дефектов в любом случае проводится в несколько стадий.

Этапы коррекционной работы при дислалии

После того, как установлена проблема и поставлен логопедический диагноз, специалист начинает проводить регулярные занятия по устранению дефекта: постановке отсутствующих или неправильно произносимых звуков. Коррекция и лечение проводится в 4 этапа, представленные ниже в таблице.

Этап Основная задача Направления работы
Подготовительный этап устранения Подготовить речевой аппарат к обучению новым артикуляционным базам и лечению.
  • Отработка речевого дыхания.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Отработка ключевых звуков.
Формирование речевых навыков Непосредственная постановка отсутствующих или неправильно произносимых фонемов в порядке очередности.
  • Процесс обучения правильной постановке артикуляционной позы.
  • Логопедический массаж и гимнастика.
Автоматизация Закрепление правильного произношения и применение его в обычной жизни после лечения.
  • Отработка нового звука в слогах, находящихся в разных положениях.
  • Отработка в сложных словах и предложениях
Дифференциация Обучение различию фонемов, схожих по произношению и артикуляционным базам.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Изолированное различение звуков

Все этапы работы над речью при устранении дислалии в своей основе содержат упражнения разного типа. Если на первой стадии коррекции — это преимущественно ознакомительный процесс и физическое воздействие на периферические органы речи, то на последующих для лечения в основном используются игры, чтение и другие педагогическое и психологические приемы.

Важно! Лечение дислалии всегда проходит пошагово и ни один логопед не возьмется за одновременную постановку нескольких фонемов. Переход к следующему звуку происходит после устранения дефекта предыдущего.

Методика коррекционной работы при дислалии

Преодоление дислалии разными способами

Устранять дефекты, лежащие в основе дислалии, можно разными способами. Выбор конкретного метода лечения зависит от причин нарушения, возраста и некоторых других факторов. Методика коррекционной работы при дислалии может быть основана на:

  1. Подражании. Логопед предлагает пациенту усваивать номы произношения фонема, пользуясь слуховым, зрительным и тактильным анализаторами. Говоря простым языком, специалист просит ребенка выполнять задания в точности так, как это делает он сам. Для точного копирования в коррекции и лечении всегда используется зеркало.
  2. Механическом воздействии. Логопед воздействует на периферические органы речи пациента руками или специальными инструментами для лечения, чтобы поставить их в нужную артикуляционную позу. Задача ребенка – усвоить ее и научиться самостоятельно воспроизводить. Методика коррекции особенно популярна при проблемах с мышечным тонусом, поскольку помогает малышу прочувствовать свой язык, губы, щеки и устранить артикуляционный дефект.
  3. Смешанном воздействии. Сочетает в себе работу двумя способами, представленными выше. В большинстве случаев коррекция дислалии у дошкольников проводится именно таким путем. Для одних фонемов используется подражание, тогда как позы для произношения других не обходятся без искусственной механической постановки.

Важно! Коррекция логопеда дислалии не может быть одинаковой для разных звуков. Один фонем усваивается за пару занятий с использованием одного метода, тогда как постановка другого занимает несколько недель и разные способы.

Упражнения для детей с дислалией

Особенности устранения различных форм дислалии

В устранении разных форм нарушений есть не только общие черты, но и принципиальные отличия. Приемы и подходы лечения определяются ключевыми причинами возникновения болезни. Например, коррекция акустико-фонематической дислалии строится на обучении различать схожие фонемы, поскольку именно отсутствие этого навыка приводит к проблемам в произношении.


Основные различия в работе с разными формами представлены ниже в таблице.

Вид дислалии Основа проблемы Направление работы по устранению дефекта
Механическая Анатомические дефекты речевого аппарата.
  • Устранение природного дефекта с помощью медицинских методов
  • Механическая постановка звуков.
Акустико-фонематическая Неумение различать схожие фонемы. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Артикуляторно-фонематическая Отсутствие нормальной артикуляционной базы.
  • Обучение правильной постановке артикуляционных баз.
  • Обучение применению правильной артикуляции.
Артикуляторно-фонетическая Использование несуществующих звуков Сочетание всех перечисленных выше направлений работы.

Важно! Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от правильного определения ее причин и формы.

Структура занятия при коррекции

Стандартное занятие с логопедом для коррекции дислалии, не зависимо от того индивидуальное оно или групповое, подчиняется определенным педагогическим и дефектологическим принципам. Вот самые важные из них:

  1. Каждая встреча по устранению нарушения охватывает конкретную тему. Это позволяет сделать занятия по коррекции разнообразными, повысить познавательный интерес ребенка и способствует его общему психическому и интеллектуальному развитию.
  2. Логопед всегда ставит перед собой несколько целей, которые планирует достичь при лечении. Они не сводятся к постановке звука. Знакомство малыша с той или иной темой так же может быть одной из задач.
  3. Каждая игра, предлагаемая во время занятия, должна решать одну или несколько поставленных задач. Соответственно их результатом становится подведение итога о достижении успеха.
  4. Занятие состоит из нескольких разделов, хотя до определенного момента некоторые из них могут упускаться из вида. Например, дифференциация фонема появляется тогда, когда звук выделен и поставлен.

Направления коррекционной работы при дислалии представлены ниже на схеме.

Схема коррекционной работы при дислалии

Важно! Некоторые сложные этапы коррекции и лечения могут отсутствовать на первых занятиях, поскольку фонем еще не поставлен, а значит не может быть автоматизирован и дифференцирован.

Дыхательная гимнастики

Дыхательные задания при коррекции и лечении дислалии не отличаются от таковых же при дизартрии или других логопедических нарушениях. Их задача: научить делать достаточный по объему вдох, способный обеспечить правильное произношение. Популярными в этой области являются задания, входящие в состав гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Упражнение «Насос». Является одним из первых, которым обучаются при коррекции и лечении дислалии. Ребенку предлагается накачать шину автомобиля. В качестве рукоятки насоса используют палочку или нечто похожее по форме. Задача малыша – наклоняясь так, будто нажимаешь на рукоятку, делать вдох. Лучше выполнять с поднятием рук вверх. Задание должно выполняться ритмично.

Дыхательные упражнения при дислалии

Артикуляционная гимнастика при лечении

Упражнения для детей с дислалией, направленные на развитие артикуляции, одни из ключевых в устранении недостатка. Они позволяют научить ребенка чувствовать органы своего речевого аппарат и контролировать их. Часто они предлагаются парами. Например, задание «Лопатка – Иголочка». Сначала больного просят положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу с открытым ртом, а потом поменять это положение на узкий и острый. Проводиться гимнастика должна перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть свои движения одновременно с движениями логопеда.

Упражнения для коррекции дислалии

Пальчиковая гимнастика при коррекции и лечении

О пользе такой гимнастики родители обычно знают и осознанно или нет, предлагают ее малышу еще на первом году жизни, сочетая их с простыми стишками. Логопед действует по схожей схеме. Упражнения могут состоять из сгибаний, разгибаний пальцев, разведения их в стороны. Некоторые из них можно выполнять сидя, другие стоя. Чтобы не потерять интерес ребенка они периодически заменяются другими схожими заданиями. Если коррекция нужна для запущенной дислалии, к работе могут привлекаться мячики СуДжок.

Постановка звука при устранении нарушения

Это самый важный и требующий наибольшего количества времени этап в логопедической работе с лечением дислалии. Выбор конкретного задания зависит от того, какой фонем в данный момент пытается сформировать специалист. Они могут касаться подражательного произношения, повторения стихов, скороговорок и прочего.

Неизменным остается порядок звукопостановки. Сначала работа ведется в отношении свистящих и шипящих, затем переходят к сонорным. Первые упражнения в изучении каждого фонема и устранения дефекта начинаются со слогов, затем переходят к словам и предложениям.

Автоматизация фонема при коррекции

Этот этап лечения считается чуть ли не самым сложным в реализации. Уже после освоения правильного произношения и свободного овладевания артикуляционными позами, ребенок по привычке говорит слова, используя старые навыки. В результате процесс коррекции дислалии стоит на месте.

Коррекция дислалии у дошкольников

По своей сути упражнения незначительно отличаются от тех, которые используются на этапе постановки звука. Все те же стихи, пересказы, скороговорки, но реализуемые не только в кабинете логопеда, но и на домашних уроках.

Упражнения на дифференциацию при коррекции

Научить ребенка выделять конкретный фонем на фоне других – одна из последних задач логопеда. Они могут быть не только устными, но и письменными. Например, на рисунке изображаются несколько предметов, в каждом из которых есть звук Ш или С. Задача малыша – определить какой звук присутствует в слове.

Еще один вариант – совмещение дифференциации с навыками письма. Ребенку предлагается выполнить в прописи упражнение, где поочередно прописывается один или два фонема, а затем их необходимо произнести. Вариантов упражнений здесь масса и их подбор осуществляется в соответствии с возрастом, интеллектуальными способностями и другими особенностями ребенка с дислалией.

Упражнения на развитие слуха

Как правило на этом этапе коррекции и лечения используются задания, в которых ребенок на слух должен определить в слове присутствие определенного фонема и обозначить его вслух или жестом (например, хлопнуть в ладоши). На первый взгляд этот процесс кажется простым, но в реальности ребенку с плохим слуховым восприятием выполнить задачу может быть трудно.

Устранение дислалии у детей – процесс не простой. Коррекция и лечение может занять от 1 года до нескольких лет. Главное в этом деле не рассчитывать исключительно на помощь логопеда, но и постоянно заниматься с ребенком дома.

Видео

116