У детей дошкольного возраста нередко встречаются речевые патологии различного патогенеза и степени запущенности. Брадилалия – это врожденное или приобретенное нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся медлительностью, отсутствием интонации в голосе и мимических выражений эмоций. В тех случаях, когда проблемы с речью являются наследственной патологией, или результатом физической или психической травмы в младшем дошкольном возрасте важно сохранить нормальную работу центральной нервной системы ребенка. Так, если к ребёнку предъявлять разумные требования в процессе обучения, поддерживать спокойную обстановку дома (избегать ругани, бытовых конфликтов, решать все проблемы не в присутствии ребенка), помогать ему выстраивать коммуникативные связи со сверстниками и взрослыми, то коррекция и лечение брадилалии будет иметь быструю успешную динамику.
Диагностика брадилалии
В зависимости от того, что является причиной речевой патологии, определяют основные этапы и технологии коррекции брадилалии. Для неврологического обследования, дальнейшего грамотного лечения и коррекции необходимо:
- сдать ряд анализов;
- сделать МРТ;
- ЭЭГ;
- РЭГ головного мозга.
Невролог сможет определить уровень и качество развития моторики ребенка, его интеллектуальное развитие.
Диагностикой качества речи и ее коррекцией занимается логопед. Только он может проанализировать правильность произношения звуков, установить наличие сопутствующих дефектов речи, а также отметить характер интонационного выражения разговора.
В тех случаях, когда причиной дефекта речи являются внешние факторы – неблагоприятная семейная обстановка, испуг, или же медлительность в действиях связана с особенностями характера, необходима консультация психолога и психотерапевта.
Рекомендации по коррекции
Брадилалия характеризуется медленной, затяжной речью и общей физической вялостью. Дети, у которых диагностирована брадилалия, нередко отказываются участвовать в активных играх или, например, выступать на сцене на утренниках в детском саду. При отсутствии коррекции и лечения речевых дефектов, страдает интеллект, внимание и память ребенка, а трудности в общении со сверстниками приводят к тому, что малыш становится замкнутым и еще более молчаливым.
Помните! Как и любое другое заболевание проблемы с речью легче всего предотвратить, чем искать подходящие методы лечения и коррекции
Система нормализации речи при брадилалии подразумевает регулярные занятия с ребенком дома и посещение дополнительных логопедических курсов. Коррекционные игры при брадилалии направлены на то, чтобы ребенок учился контролировать скорость своей речи, то как он произносит отдельные буквы и звуки.
Упражнения при брадилалии | Цель | Примеры |
Произношение скороговорок и чистоговорки | Необходимы для постепенного увеличения темпа произношения и повышения отчетливости звуков | В этих коротких фразах слова подобраны умышленно трудно для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. “Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели”. “Носит Сеня сено в сени, |
Логические письменные и устные задачи, занятия на развитие воображения и фантазии | Для ускорения мыслительной деятельности и работы внутренней речи | При брадилалии в занятия необходимо включать выполнение письменных заданий на сопоставление изображений, поиск одинаковых фигур, дорисовывание недостающих элементов и т.п., устные задачи – решение загадок, игра “Крокодил”. |
Чтение вслух и про себя | Для увеличения темпа чтения и восприятия разговора третьих лиц | При самостоятельном чтении книг ребенок учится быстро воспринимать и анализировать информацию, запоминать и пересказывать то, что прочитал. |
Ораторское искусство и выступления на сцене | Для улучшения и ускорения работы внутренней речи | Посещение специализированных учебных заведений (актерских школ, танцевальных кружков, пения), участие в детских утренниках. |
Логоритмика | На таких занятиях малыш учится контролировать скорость произношения фраз, свои движения и координацию | Логоритмические занятия означают выполнение различных упражнений с определенной скоростью (под звук метронома или хлопки). |
Коррекционная работа при брадилалии подразумевает индивидуальные и групповые занятия. Несмотря на то, что больному ребенку сложно выстраивать социальные связи с окружающими, он должен как можно больше времени проводить в окружении здоровых сверстников. Дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, очень быстро перенимают различные навыки и умения от третьих лиц, они учатся подражать и действиями, и своими словами.
Во время занятий по коррекции брадилалии важно, чтобы ребенок получал всестороннее развитие, не замыкался в себе. Положительной динамики в лечении и коррекции дефектов речи можно достичь при посещении различных занимательных кружков, спортивных секций (бассейн, лечебная физкультура). В том возрасте, когда ребенок только учится говорить, хорошим способом постановки правильной речи и звуков служит чтение вслух. Постоянное чтение книг, домашние кукольные театры, занятия с карточками Глена Домана – все это является отличным способом развития, коррекции речи и лечения сопутствующих неврологических отклонений у малыша в младшем дошкольном возрасте.
Лечение брадилалии
Для того, чтобы предотвратить появления осложнений, важно своевременно обратиться к ряду специалистов – к логопеду, неврологу, психологу и психотерапевту. Только при комплексном обследовании ребенка можно определить причину речевой патологии, назначить коррекцию и курс лечения.
Коррекционное воздействие при брадилалии средней и тяжелой степени необходимо совмещать с медикаментозным лечением. Схему лечения и приема медикаментов при брадилалии, как правило, назначает невролог. Основная цель – нормализация деятельности нервной системы. Чаще всего при речевых нарушениях лечение заключается в приеме;
- витаминов;
- препаратов, содержащих глютаминовую кислоту;
- укрепляющих и тонизирующих средств.
Родители малыша с брадилалией обязаны испробовать всевозможные приемы нормализации темпа речи, лечения и коррекции дефектов, чтобы избежать проблем при дальнейшем его обучении в школе и в подростковом периоде.
Видео
105